Что такое выручка и как ее грамотно спланировать

Выручка является одним из самых простых для восприятия понятий современной экономики. Но на практике она требует более серьезного подхода и распределения.

Что такое выручка: общее понятие, виды

Выручка – совокупный объем денежных средств, которые получает компания или предприниматель в качестве платы за предоставленную услугу или товар.

Существует два основных ее вида:

  1. Валовая.
  2. Чистая.

Выручка денежная
Валовая выручка представлена денежными средствами, которые поступают в качестве оплаты за товары или услуги. Когда речь ведется о бартерных сделках, валовой выручкой считается оценочная стоимость договора мены.

Но в нее входят и будущие расходы компании, поэтому для большинства компаний она не является определяющей. В нее входят обязательные акцизы и налоги, а также пошлины.

Чистая выручка – это те денежные средства, которые остаются после вычета всех расходов. При этом не учитывается размер пошлин, налогов и акцизов.

Этот показатель всегда указывается в отчете о прибылях и убытках, который является одним из  главных бухгалтерских документов.

Методы учета выручки

Существует два основных варианта учета выручки:

  1. Кассовый учет.
    Он предполагает получение реальных денег продавцом в момент совершения клиентом покупки.

    Выручкой при этом считаются все авансовые платежи.
    Товар может передаваться с отсрочкой платежа.

    И в этом случае выручки не будет.

  2. Учет по начислению.
    Это наиболее часто используемый метод, используемый крупным бизнесом.

    Выручка определяется по факту подписания акта при передаче товара или акта на оказание услуг.

    Не имеет существенного значения, когда в реальности будут получены денежные средства.

Согласно Налоговому кодексу РФ, предприятия и предприниматели могут использовать оба варианта учета выручки. Все определяется учетной политикой предприятия и желанием ее руководства.

Но необходимо учитывать, что для уплаты налогов имеет значение только фактическое зачисление денежных средство на счета компании. Подобный порядок дает возможность обеспечить своевременные расчеты с налоговой службой, а также внебюджетными и бюджетными фондами.

Расчет себестоимостиКак рассчитать себестоимость продукции по формуле узнайте на нашем сайте.

Формулу расчета выручки можно найти в статье. Валовая, среднемесячная, выручка от продаж, среднегодовая и формула расчета темпа роста выручки.

Как стать индивидуальным предпринимателем можно узнать здесь.

Расчет и планирование выручки

Чтобы грамотно спланировать выручку, необходимо подробно изучить рынок сбыта продукции и оценить его емкость.

Важно предпринять следующую последовательность действий:

  1. В первую очередь оценивается возможная емкость рынка.
    Важно учесть общую стоимость товаров и услуг, которые можно реализовать на рынке.

    Также учитывается возможность изменения спроса и насыщенность рынка.

  2. Затем проверяется наличие и качество конкурентов.
  3. Определяется доля рынка, которую предприятие может полностью получить для максимальной реализации.

Только проведя наиболее полное исследование можно спрогнозировать объем продаж. Но при этом не следует забывать и о таком важном факторе, как производственные мощности предприятия.

Они имеют прямое отношение к возможному объему продаж.

На следующем этапе выявляются сценарии развития событий. Здесь не следует учитывать только позитивный сценарий, так как важно просчитать все возможные исходы.

  1. Наихудший результат.
    С него следует начинать все расчеты.

    Здесь учитывается возможность утери части рынка из-за действия конкурирующих организаций, недопоставки материалов и сырья, а также появление более качественных товаров.
    Также учитываются такие внешние факторы, как резкий рост стоимости топлива.

  2. Максимальный результат.
    Здесь учитывается результат, который может быть получен в результате расширения рынка, повышения качества собственной продукции и устранения конкуренции.
  3. Оптимальный результат.
    Этот вариант будет наиболее реальным.

    Для него необходима максимально объективная оценка спроса рынка и учет возможностей компании.

Важно не только продумать различные сценарии развития событий, но и произвести наиболее точные расчеты. Важно учесть, что реализуется не вся произведенная продукция.

Необходимо учесть и переходящие остатки, которые могут быть не только в начале, но и в конце планового периода.

Для выявления объема продаж используют следующую формулу:

Вп = О1 + ТП – О2,

где:

  • Вп – запланированный объем продаж;
  • ТП – товарная продукция;
  • О1 – объем переходящих остатков, сформировавшихся в начале планового периода;
  • О2 – объем переходящих остатков, формируемых на конце планового периода.

Существуют и другие методы, позволяющие планировать выручку.

К ним относят следующие методы:

  • метод прямого счета, используемый при небольшом ассортименте продаваемой продукции;
  • метод, в основе которого находится рентабельность;
  • расчетный метод.

О подсчете выручки узнайте из видео.

Распределение

При распределении выручки важно, чтобы она обеспечила своими ресурсами потребности роста компании и его расширяющееся производство. Важно учитывать особенности конкуренции, которая может оказывать прямое воздействие на необходимость расширения или обновления производства компании.

В первую очередь часть полученной выручки направляется в бюджет в качестве налогов и внесение средств за сотрудников в бюджетные и внебюджетные фонды. На следующем этапе осуществляются платежи, связанные с кредитными обязательствами и экономическими санкциями по отношению к предприятию.

После этого остается чистая выручка, которая распределяется следующим образом:

    Распределение

  • в резервный фонд,
  • на производственные нужды,
  • на социальные нужды,
  • в фонд выплаты заработных плат и материальных поощрений сотрудников,
  • в дивидендный фонд.

Наиболее интересные особенности существуют у распределения выручки общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.

Выручка ООО распределяется следующим образом:

  • оплачиваются налоги и производятся выплаты в фонды;
  • часть средств направляется в резервный фонд, откуда средства могут изыматься при наступлении сложной ситуации в бизнесе;
  • затем средства идут в фонд сбережения и фонд накопления.

Фонд накопления состоит из тех средств, которые могут идти на развитие и инвестиционные проекты компании. Фонд потребления включает материальное поощрение сотрудников, социальное развитие и средства, направляемые для оплаты учредителям.

В акционерных обществах выручка распределяется несколько сложнее. Общая последовательность должна фиксироваться в уставе.

Сначала оплачиваются налоги и прочие сборы.

Затем оставшиеся средства распределяются в следующие фонды:

  1. Резервный фонд.
  2. Фонд накопления.
  3. Фонд потребления.
  4. Дивидендный фонд по привилегированным и обыкновенным акциям.
Таким образом, для успешного ведения бизнеса важно не только иметь представление о формах выручки, но и грамотно ее планировать.

А после внесения всех необходимых платежей, оставшиеся средства должны распределяться так, чтобы организация продолжала успешно функционировать и развиваться.

О выручке и прибыли рассказывается в видео.

Автор: Ольга Максимова

Руководитель HR службы, Кандидат юридических наук

Статьи по теме
Комментарии
Ответить Олег 05 июня 2016 в 14:21

Я советую воспользоваться специальными формулами для расчета выручки. Многие думают, раз цены дороже, чем закупали, то и выручка будет. Но нужно учитывать много нюансов. Для этого формулы и вывели.

Оставить комментарий