Первоначальная стоимость основных средств

Что такое первоначальная стоимость основных средств, где отражается она и какие проводки должен записать бухгалтер? В нашей статье мы рассмотрим основные нюансы.

Несколько нюансов по основным средствам

Учет ОС в компании регулируется Положением по бухучету 6/01. Согласно данному документу, чтобы имущество было отнесено к основным средствам, должны быть выполнены следующие условия:

  1. Такое имущество нужно для применения в управлении компанией или для применения в производственных процессах. Кроме того, такое имущество может быть передано третьим лицам во владение или пользование. Однако сразу стоит сказать, что стоимость ТМЦ, которые были приобретены и затем переданы во временное пользование, не должны быть отражены по строке 1150 – для их учета есть срока 1160.
  2. Имущество применяется в целях компании свыше одного календарного года.
  3. При приобретении объектов компания не будет в дальнейшем перепродавать имущество.
  4. Объекты, купленные организацией, будут приносить выгоду.

Чаще всего к ОС согласно Положению 6/01 относят:

  1. Здания.
  2. Оборудование.
  3. Силовые машины.
  4. Регулирующие приборы.
  5. Вычислительное оборудование.
  6. Капитальные вложения в земли или арендованные объекты и т.д.

Что относится к основным средствам в бухучете?

Остаточную стоимость ОС, сформированной на конце календарного года, нужно отражать по строе 1150. Для этого нужно из первоначальной стоимости ОС компании, которая отражается по счету 01 (кредит), вычесть сумму начисленной по ОС амортизации, учитываемой по счету 02 (дебет). То есть, в этой строке нужно привести разницу между сальдо по счету 01 и 02.

При этом в бухгалтерском учете ОС нужно отражать по их первоначальной стоимости, которая состоит из суммы затрат на покупку такого имущества. К таким расходам относят:

  • Сумма средств, которая передается продавцу имущества.
  • Затраты на транспортировку основных средств от продавца к покупателю.
  • Затраты на иные услуги, например, консультационные, которые связаны с приобретением имущества.
  • Средства, которые уплачивают посредническим организациям в качестве вознаграждения.
  • Любые пошлины и сборы, уплачиваемые при ввозе основных средств на территорию РФ.
  • Невозмещаемые налоги, которые платятся при приобретении основных средств.
  • Затраты на государственную регистрацию прав.
  • Расходы по оплате услуг подрядных компаний, заработок сотрудникам, взносы в различные фонды.
  • Любые затраты, которые связаны с установкой или сборкой ОС.

Правда, есть некоторые затраты, которые не приводят к увеличению стоимости ОС – например, если речь идет об общехозяйственных расходах. Единственное исключение – расходы, которые «пущены» на покупку или сооружение основных средств. Все понесенные затраты должны собираться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

После формирования первоначальной стоимости ОС, которые собираются на счете 08, должны быть списаны на счет 01 «Основные средства».

Это происходит после полной комплектации и установки ОС. Потому если компания купила ксерокс, но пока не использует его, то данная покупка должна отражаться на счете 01, несмотря на то, что данное имущество фактически находись на складе – то есть не имеет значения факт его ввода в эксплуатацию.

При этом ОС могут приобрести различными способами. К примеру, его купили у сторонней компании или приобрели по договору, которое создано самой организацией, получено безвозмездно.

Как формируется первоначальная стоимость основных средств в рублях?

При приобретении ОС стоимость имущества складывается из всех расходов на его покупку, доведения основных средство до состояния, которое подходит для использования.

Кроме того, сюда включаются и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением и вводом ОС в эксплуатацию, например, ща оплату труда сотруднику, уехавшему в другой город заключать договор на приобретение и т.д.

Давайте приведем пример и проводки по нему. Организация купила станок для последующего использования в производстве – за него было оплачено 708 тысяч рублей, включая налоги в размере 108 тысяч рублей. При этом при приобретении имущества компания воспользовалась услугами сторонней фирмы, стоимость которых составила 11,8 тысяч рублей, включая налог в размере 1,8 тысяч рублей.

Сотрудника компании отправили в командировку для заключения договора, при этом затраты составили 3,4 тысячи рублей, включая НДС 450 рублей. Также были понесены расходы на установку и ввод ОС в эксплуатацию в размере 23,6 тысяч рублей, включая налог в размере 3,6 тысяч рублей. При этом все операции были выполнены руками третьей компании.

Операции мы отразим в табличке

Дебет Кредит Операция Сумма
19 60 Входной налог (НДС) по станку 108000
08-4 60 Затраты на покупку станка 600000
19 60 НДС по услугам, которые связаны с покупкой имущества 1800
08-4 60 Расходы на консультационные услуги 10000
19 71 НДС по затратам, связанным с командировкой сотрудника 450
08-4 71 Затраты на командировку сотрудника 2950
19 60 Налоги, связанные с расходами на установку станка для его ввода в эксплуатацию 3600
08-4 60 Расходы на транспортировку ОС 20000
08-4 01 Стоимость станка была включена в состав основных средств 632950

Формирование первоначальной стоимости оценки ОС в валюте

Стоимость ОС можно выразить не только в российских рублях, но и валюте. В этом случае стоимость придётся перечитывать на рубль на дату оприходования имущества (исключение – если ценности были оплачены авансовым платежом). При возникновении курсовых разниц их нужно зафиксировать в составе прочих доходов или доходов (если был убыток), а на саму стоимость ОС они не влияют.

Продавец должен определить размер выручки, который облагается налогом по курсу иностранной валюты, который действовал на дату отгрузки имущества – и в дальнейшем ее не пересчитывают. Таким образом, у продавца не будет обязанности менять информацию в счет-фактуре, которая была выставлена при отгрузке товара. Точно также ее размер не может быть изменен покупателем.

Есть пример: организация купила оборудование у отечественного поставщика. Согласно договору, стоимость ОС была установлена в иностранной валюте (долларах США), потому и оплачиваться имущество должно по курсу инвалюты, которые принята ЦБ РФ на момент перечисления оговоренной суммы. Стоимость имущества – 118 тысяч долларов, включая НДС 18 тысяч долларов.

Ситуация первая

Предположим, что курс на дату оприходования ОС составил 29 руб./USD, а на дату оплату имущество – 30 руб./USD.

В таблице отобразим операции по приобретению основных средств:

Дебет Кредит Операция Сумма
19 60 Отражение входного НДС при покупке имущества 522000 (18000 долларов × 29 руб./USD)
08-4 60 Затраты на покупку основных средств 2900000 (100000 долларов × 29 руб./USD)
01 08-4 Затраты на покупку имущества отражены в составе основных средств 2900000
68 19 НДС принят к учету 522000
60 51 Перечисление средств поставщику 3540000 (118000 долларов × 30 руб./USD)
91-2 60 Отражение отрицательной курсовой разницы 118000 (118000 долларов × (30 руб./USD – 29 руб./USD))

Ситуация вторая

Давайте предположим, что курс американской валюты составил 30 руб./USD на день оприходования товара и 29 руб./USD при оплате ОС.

Операции будут отображены в табличке:

Дебет Кредит Операция Сумма
19 60 Отражение входного НДС при покупке имущества 540000 (18000 долларов × 30 руб./USD)
08-4 60 Затраты на покупку основных средств 3000000 (100000 долларов × 30 руб./USD)
01 08-4 Затраты на покупку имущества отражены в составе основных средств 3000000
68 19 НДС принят к учету 540000
60 51 Перечисление средств поставщику 3422000 (118000 долларов × 30 руб./USD)
60 91-1 Отражение положительной курсовой разницы 118000 (118000 долларов × (30 руб./USD – 29 руб./USD))

Что делать, если ОС оплачены авансовым платежом?

Если ОС, стоимость которого отражается в иностранной валюте и была оплачена авансом, то пересчет в рублях приходится на день перечисления аванса, при этом только в той части, в оплату которой были перечислены средства. А вот оставшуюся стоимость просчитают по курсу, который установлен на момент отгрузки – и при последующих оплатах ее нельзя будет изменить.

Пример: организация купила оборудование стоимостью 59 тысяч долларов США, включая сумму НДС в размере 9 тысяч рублей. Согласно договору с продавцом, компании нужно перечислить поставщику определенную сумму в рублях, но по курсу иностранной волюты, который действует в момент уплаты средств.

Инвентаризация основных средствВ нашем мы материале мы пошагово рассмотрим, как проводится инвентаризация основных средств.

Здесь вы научитесь вычислять амортзацию линейным методом.

Что такое балансовая стоимость ОС и как ее вычислить? Читайте тут.

Ситуация первая

Оборудование было на 100 % уплачено авансом. Если курс доллара при перечислении средств составляет 30 руб./USD, операции будут отображаться следующими записями:

Дебет Кредит Операция Сумма
60 51 Перечисление средств за оплату ОС 1770000 (59000 долларов × 30 руб./USD)
68 76 Приняты налоги по перечисленным авансам 270000 (9000 долларов × 30 руб./USD)
19 60 Учтены налоги по расходам при покупке имущества 270000 (9000 долларов × 30 руб./USD)
08-4 60 Расходы на оплату имущества 1500000 (50000 долларов × 30 руб./USD)
68 19 Принят к вычету налог по расходам на приобретение оборудования 270000
76 68 Восстановление налога, который ранее был принят к вычету с авансовых платежей 270000
01 08-4 Оборудование было учтено в составе основных средств 1500000
60 60 Зачтен ранее перечисленный аванс 1770000

Ситуация вторая

Компания оплатила за оборудование аванс в размере 50 % от общей стоимости ОС. Предположим, что курс доллара США составил:

  • 29 руб./USD на момент перечисления средств.
  • 30 руб./USD на момент оприходования оборудования.
  • 31 руб./USD на день перечисления денег (окончательная оплата).

В табличке разберем, как будут отражаться ОС.

При перечислении 50 % аванса:

Дебет Кредит Операция Сумма
60 51 Перечисление средств на оплату товара 855500 (59000 долларов × 50% × 29 руб./USD)
68 76 Принятие НДС к вычету по авансу 130500 (9000 долларов × 50% × 29 руб./USD)

В момент оприходования ОС

Дебет Кредит Операция Сумма
19 60 Учет налогов по расходам, связанным с покупкой оборудования 270000 (9000 долларов × 30 руб./USD)
08-4 60 Учет расходов на покупку ОС (без НДС) 1475000 (50000 долларов × 50% × 30 руб./USD + 855 500 руб. – 130 500 руб.))
68 19 Приняты к вычету налоги по расходам на покупку ОС 270000
76 68 Восстановленный НДС, который принят к вычету с уплаченного аванса 130500
01 08-4 Стоимость объектов, которые приняты в качестве ОС 1475000
м 60 Зачтен аванс 855500

В момент окончательных расчетов

Дебет Кредит Операция Сумма
60 51 Перечисление окончательной суммы за оборудование 914500 (59000 долларов × 50% × 31 руб./USD)
91-2 60 Отражение отрицательной курсовой разницей 25000 (855500 + 914500 – 270000 – 1 475000)

Автор: Ксения Михайлова

Руководитель производственного предприятия, к.э.н.

Статьи по теме
Оставить комментарий