Порядок проведения инвентаризации — шаг за шагом

Инвентаризация важный процесс, о котором следует знать всем, кто занимается коммерческой деятельность, а также о порядке ее проведения, цели и виды. Чтобы не возникало проблем во время самой проверки, лучше прочесть статью и быть готовым ко всему.

Что есть инвентаризация?

Инвентаризация – это один из методов учета в бухгалтерском учете, который представляет собой проверку имущества компании, а также ее состояние. Эта проверка производится в определенное число.

Проведение инвентаризации

Проведение инвентаризации

Проверяющий сравнивает данные с бух учета и с данными по факту. Таким образом получается, что инвентаризация – это самый основной способ контроля сохранности имущества компании.

Когда проводится инвентаризация, то идет учет имущества, но следует понимать, что именно подходит под эту категорию. Во время проведения такой проверки идет учет:

  • нематериальные активы;
  • производственные запасы;
  • основные средства;
  • финансовые вложения;
  • готовая продукция;
  • финансовые активы;
  • различные запасы денежных средств;
  • товары;
  • и так далее.

Кроме перечисленного списка еще нужно помнить про кредиты банков, резервы, займы и прочие кредиторские задолженности, что относится к финансовым обязательствам. Все это должно быть оформленным договором о займе, кредитными договорами, которые щ=заключены по товарным и коммерческим кредитам.

Регламентируется правила и порядок проведения инвентаризации нормативным документом, а именно, приказом министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, который утвердил «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Какие цели преследует инвентаризация?

Так как инвентаризация является проверкой, то, следовательно, она должна преследовать определенные цели:

  • первым делом описывается все имущество организации по факту, все, что есть или числится в бухгалтерском учете компании, чтобы сохранить его и выявить пропажу (если она есть);
  • подсчет количества имущественных ресурсов компании по факту, которые были использованы в производстве или другой деятельности;
  • также сверяется наличие по факту всего имущества с тем, сколько должно быть по аналитическим и синтаксическим учетом, для выявления недостач и излишков;
  • еще контролируется правильность, и что еще не маловажно, полнота отражения оценки имущества и обязательств, что указываются в учете и возможность оценивания материальных и товарных ресурсов компании, принимая во внимание их рыночную стоимость и фактическое физическое состояние;
  • контроль ведется и за соблюдением правил содержания и эксплуатации основных средств, а также и выполнением обязательств, которые лежат на плечах организации;
  • последнее, но не по назначению, это проверка использования материальных активов и условия и правила хранения материальных и товарных ценностей, денежных средств, ценных бумаг и прочего имущества компании.
Основная цель все же это проверка правильности соблюдения правил использования и хранения имущества, а также подсчет их фактического (количественного) состояния и свод с бухгалтерским учетом организации для сравнения.

Какие виды инвентаризаций бывают?

Классификация инвентаризаций довольно обширная, поэтому тут стоит углубиться, чтобы рассмотреть все более подробно. Для начала стоит рассмотреть разделение инвентаризаций по методу проведения на натуральные и документальные.

Читайте также!  Правила учета денежных средств на предприятии

Первая проверка представляет собой зрительное наблюдение фактического состояния и количества имущества. В это входит взвешивание, подсчет количества, замер и тому подобное. Обычно такой проверке подвергаются наличные денежные и основные средства, бланки документов строгой отчетности и материальные, и производственные запасы.

Вторая, документальная, подразумевает уже не проверку фактического и количественного состояния имущества, а, скорее, наличие прав на имущество, которое числится у организации в бухгалтерском учете, а также соблюдение финансовых обязательств, которые подтверждаются документами. Тут уже сверяются документы, в которых числится имущество, а также те, которые подтверждают право владения.

Инвентаризация по имущественному охвату

Еще проверки делятся по охвату, непосредственно, самого имущества организации на:

  • частичную – или выборочная инвентаризация, проводится в любой установленный день по определенному виду (склад, касса и так далее);
  • полную – проводится в определённую дату перед составление бухгалтерской отчетности за год или при реорганизации и так далее. Производится проверка всего имущества организации.

Последние приводятся ежегодно не зависимо ни от чего, просто потому что такие правила, но вот первый вид проверок проводится обычно, когда замечены какие-либо нарушения, но существуют и другие причины.

Инвентаризация по основанию проведения

У любой проверке должны быть основания, без основания проверка просто не может проводится. И инвентаризация делится в плане оснований на две категории:

  • poryadok-provedeniya-inventarizacii-2внеплановая – или внезапная проверка проводится во время проведения аудита внешним аудитором, а еще ревизорами из ревизионных комиссий и прочими подобными органам. Они проводятся случайно, но также могут на значится в случаи подозрения на нарушение или случайным (выборочным) образом;
  • плановая – это такая проверка, которая проводится четко в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органов внутрихозяйственного контроля, а также учетной политики компании. Еще в случаи пред усмотрении законодательства. Сюда относятся полные проверки на конец года.

Таким образом выходит, что по сути все проверки делятся на две общих категории, которые могут порой переплетаться между собой, а именно, систематизированные и полные, а также внезапные и частичные. Если к первым можно как-то подготовиться, то вторые могут не мало нервов потрепать своим случайным порядком. Однако одно помещение или определенные бумаги подготовить проще, нежели всю организацию в целом.

Читайте также!  Расчет и анализ коэффициента текущей ликвидности

В каком порядке проводится инвентаризация?

Инвентаризация проводится в определенном порядке, который был установлен законом. Этот порядок соблюдается независимо от того, какая это проверка.

Единственное, если проверка не ежегодная и не полная, то руководитель организации может установить сроки и видоизменить порядок по своему смотрению.

Вот случаи, когда проверка обязательна:

  • если производится манипуляция с имуществом компании (выкуп, продажа и так далее);
  • перед составлению бухгалтерской отчетности за год;
  • если меняется ответственное лицо;
  • если появились мотивы заподозрить компанию нарушении закона;
  • при фактической краже или порчи имущества;
  • после форс-мажорной ситуации (пожар, обвал и тому подобное);
  • если организация ликвидируется или реорганизуется;
  • а также друге случаи, которые предусмотрены законодательством РФ.

Теперь стоит рассмотреть саму процедуры проведения проверок.

Название этапа Действия
1 Подготовительный На этом этапе подготавливается документация, формируется инвентаризационная комиссия, определяются сроки и вид проверки и получение расписок от ответственных лиц.
2 Измерительный Производится измерительные мероприятия имущества компании, а также проверка наличия по факту и составление описей.
3 Сопоставительный Идет сопоставление наличия имущества по факту с данными бух учета.
4 Законодательный Оформление результатов всех предыдущих этапов инвентаризации. Если были выявлены нарушения, то ответственные лица привлекаются к ответственности.

Правила документального оформления инвентаризации

Есть определенные правила документального оформления документов:

  1. Заполнение первичных документов (машинописная запись или ручная);
  2. Исправления допускаются лишь в случаи подписанной сноски ответственным лицом и представителем инвентаризационной комиссии;
  3. В документах не должно оставаться пустых граф, чтобы избежать ненужных подписи;
  4. Все обозначения должны соответствовать показаниям из бух учета;
  5. Документация должна быть скрепленной или вложенной в одну папку;
  6. Все страницы должны быть пронумерованы.

Акт инвентаризации ТМЦПравильно составляем акт инвентаризации ТМЦ благодаря нашим советам.

Тут пошагово расписан процесс инвентаризации основных средств.

Для чего нужен кадровый учет и как правильно его провести? Об этом написано здесь.

Результаты инвентаризации

После проверки все данные о произошедшем, а также результаты должны быть занесены в соответствующий период, если это была годовая, то в отчет за год, если нет, то за месяц.

poryadok-provedeniya-inventarizacii-3

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Если были обнаружены расхождения фактического состояния имущества организации и бухгалтерской отчетности, то:

  • Основные средства и прочее имущество отправляются в опись финансовых результатов компании с пометкой причины возникновения излишек
  • В случаи недостатка, либо если это небольшая сумма, списывается на какие-то незначительные нужды или услуги, либо, если сумма значительная, то составляется акт, где строго описывается возможная или реальная причина убыли.
Статьи по теме
Оставить комментарий