Что такое факторинг: суть, положительные и отрицательные стороны

Большинство рабочей деятельности сегодня так или иначе связано с ведением определенного бизнеса, который, в свою очередь, в редких случаях добивается успеха без какого-либо внешнего финансирования.

Последний подразделяется на два основных типа:

  • кредитование;
  • факторинг.

Что такое факторинг и кому он нужен

Очевидно, понятие и суть кредита понятны и доступны почти всем, поэтому остановимся подробнее на вопросе, что такое факторинг и кому он нужен.

Факторинг или кредит
Для начала стоит разобраться в таком понятии, как дебиторская задолженность. Если говорить кратко, то это определенного рода долг одной компании перед другой.

Так, под факторингом подразумевается особая финансовая деятельность, основная цель которой — передать эту самую дебиторскую задолженность компании-заказчику или же осуществление уступки этого долга.

Таким образом, получается, что факторинг представляет собой своего рода подтип кредитования, осуществляемый на уже оказанные услуги и выданные товары. Получается, что компании, выдавшей свои товары в отсрочку, не придется ждать окончания срока. В данном случае все задолженности взимаются непосредственно банком, не касаясь самого продавца, а уже после этого передаются компании.

Кроме того, факторинговая компания зачастую берет на себя обязанность оплатить получаемый товар продавцу, а тот, в свою очередь, имеет возможность распоряжаться полученной суммой.

Как работает факторинг

Если суммировать всю имеющуюся информацию о факторинге, то, отвечая на вопрос, как он работает, можно сделать один краткий вывод: этот вид кредитования позволяет продавцу, продвигающему определенные услуги или товары, получить деньги за них еще того, как они непосредственно реадизуются в сделке в итоговым покупателем.

В процессе осуществления факторинга основные позиции занимают три лица:

  • фактор — так называют любую факторинговую компанию, являющуюся в подобных сделках посредником;
  • кредитор — это тот, является поставщиком товаров или услуг и заключается сделку с фактором;
  • дебитор — непосредственно покупатель.

Сам процесс осуществляется по следующим этапам:

  1. Заключение кредитора договора на факторинговое обслуживание с банком.
  2. Продавец сообщает покупателю о том, что в сделку вовлекается фактор, они подписывают определенные бумаги в качестве приложения к основному договору, где они обязаны подтвердить свою осведомленность в передаче денежных средств через посредника.
  3. Осуществляется непосредственная отправка товара (или осуществление услуг), при которой оформляется товарно-транспортный счёт.
    Далее поставщик должен передать компании-фактору документы об отгрузке товаров до того, как произойдет расчет последнего с покупателем.
  4. Банк (фактор) проводит первую выплату кредитору.
  5. За определенный период, ранее обговоренный, дебитор должен выплатить всю сумму на счет фактора.
  6. Банк вычитывает из этой суммы свои комиссионные и остальное переводит поставщику.

Таким образом, основная цель, а также главный плюс факторинга, заключаются в помощи всем сторонам провести сделку с положительным результатом, избегая возможных рисков.

Виды факторинга

С момента его возникновения и до наших дней факторинг претерпел ряд изменений. Ему приходилось подстраиваться под вечно изменяющиеся условия рынка, во многом совершенствоваться, чтобы соответствовать современным тенденциям и, как результат, появилось довольно много разновидностей, имеющих определенные отличия, критерии и принципы.

Основные из них:

  • с регрессом/без регресса;
  • внутренний/международный;
  • открытый/закрытый;
  • реверсивный.

Рассмотрим их подробнее.

Так, при осуществлении факторинга с регрессом, банку необходимо выкупить у заказчика дебиторскую задолженность. Однако, эта сумма обычно не превышает 90% суммы.

Виды факторингаТакой тип подходит в случаях сделки, где происходит отсрочка выплаты. Так называемый регресс появляется по истечении данного срока и уже после него фактор имеет право начать требовать у кредитора финансирование, выданное ранее.

Используется в большинстве случаев с уже проверенными компаниями и постоянными клиентами, так как возможность убытков у фактора приравнивается к нулю.

Услуги факторинга без регресса осуществляются чаще всего с новыми компаниями, так как в данном случае фактор облагается рядом рисков, да и выходит это значительно дороже, нежели чем с возможностью регресса. При таком типе, если клиент или покупатель вовремя не погасят задолженности, фактору придется собственноручно требовать эту сумму.

При внутреннем виде факторинга все очевидно: сделка осуществляется лишь в том случае, если каждая из сторон располагается в одном и том же государстве.

У международного есть второе название — внешний. В данном случае неважно, где именно находятся стороны процесса и представителями каких стран они являются.

Однако, есть и загвоздка — в сделку вовлечены сразу два фактора — один со стороны кредитора, другой — дебитора.

Далее идут открытые и закрытые типы. В первом случае обе стороны, а особенно покупатель, знают, что в процессе факторинга участвует третье лицо — фактор, так как именно ему выплачиваются деньги.

Кроме того, задолжнику обязаны сообщить о переходе денег в компанию-фактор, а в счете-фактуре делается определенная отметка о совершенных действиях.

Во втором случае дебитор не знает о включении в процесс фактора.

Реверсивный вид подразумевает возможность отсрочивания выплаты задолженностей. Очевидно, что он наиболее подходит покупателям.

Кроме того, важен и тот факт, что другая сторона сделки не находится под угрозой каких-либо финансовых потерь.

Помимо названных, имеет право на существование и еще один вид, назначение которого заключается в помощи сделкам, предоставляющих услуги или различные типы работ. Этот тип имеет мало отличий от вышеназванных, но основное их них заключается во включении компании-фактора в процесс значительно позднее, нежели в других случаях.

Это может происходить тогда, когда компании-продавцу в какой-то момент неожиданно потребовалось стороннее финансирование.

Что такое факторинг можно узнать из видео.

С кем работают банки

Безусловно, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов и не лишиться прибыли, большинство банков уверенно твердят, что будут работать с абсолютно любыми компаниями, выполнять любую сделку и так далее. На деле выясняется, что многие банки так или иначе оценивают возможного клиента, чтобы быть уверенными в гладком доведении сделки до конца и получении оплаты за свои услуги.

Таким образом, если банк, предоставляющий услуги факторинга, посчитает клиента недостаточно прибыльным, то может либо отказать в услугах, либо предоставить их, но они окажутся менее выгодными для поставщика.

Эта же схема действует и наоборот.

Так, максимально привлекательные и выгодные условиях могут осуществляться в работе с компаниями, соответствующими ряду определенных принципов:

  1. Должен быть ярко выраженный и стремительный рост, который может дать уверенность для фактора.Помимо этого, компания должна как минимум ставить этот принцип перед собой как первостепенный.

    В данном случае роль факторинга заключается в помощи растущему бизнесу.
    При этом банк изучает деятельность этой компании, выясняет, какие договоры ожидают ее в ближайшем времени, анализирует отчеты бухгалтерии, а также просматривает динамику финансовых показателей.

  2. В процессе факторинга финансируемые банком суммы должны быть среднестатистическими.Нежелательно, если они окажутся чрезмерно маленькими или, наоборот, чересчур большими.

    Например, мало какой банк возьмется за сделку, где речь идет о суммах, не превышающих порядка 50 тысяч рублей.

    В таком случае фактору будет попросту невыгодно иметь дело, ведь услуги будут оказаны, а прибыль будет минимальной.

  3. Желательно, чтобы компания имела ряд дебиторов, с которыми уже работала или работает по принципу факторинга.
    Исключениями из правил оказываются поставщики, которые работают с несколькими покупателями, но последние, в свою очередь, являются довольно крупными и постоянными клиентами.
  4. Несмотря на то, что покупателю предоставляется возможность отсрочивания, этот срок не должен быть больше, чем 90 дней, так как банку будет невыгодно находиться в долгом ожидании выплат.
    Они предоставляют лучшие условия тем, у кого срок варьирует от 14 до 45 календарных дней.

Отличие от кредита

Факторинг имеет ряд отличий от кредита, однако, компания-поставщик сама для себя выбирает, что именно ей будет удобно в определенном случае.

Например, зачастую факторинг выбирают кредиторы, у которых ощутим дефицит в обороте денежных средств.

Основные отличия представлены в таблице:

Таблица отличий

Схема работы в России

Первые попытки использовать процесс факторинга в России произошли в 80-х, но из-за отсутствия опыта, теоретических и методических знаний, значение этой услуги заметно исказилось, а позже и вовсе пропало. Затем работа над ним возобновилась в 90-х, но только в 2007 году была создана АФК (Ассоциация факторинговых компаний).

По оценкам экспертов, к 2012 году этот тип кредитования вырос на 63%. Позже темп заметно замедлился, но все же объем услуг вырос еще на 45%.

Схема факторинга
На сегодняшний день факторинг в России старается соответствовать зарубежным критериям, однако, все еще находится на стадии формирования. Так или иначе, этот потенциал считается высоким.

Лидерами рынка факторинга в России являются:

  • ВТБ-факторинг – 24% рынка;
  • Промсвязьбанк – 18% рынка;
  • Альфа-банк – 11% рынка;
  • Банк Петрокоммерц – 8% рынка;
  • Национальная Факторинговая Компания – 5% рынка.

Пример факторинговой операции

Представим, что существует некая компания Д, занимающаяся изготовлением техники для строительства. Естественно, таких компаний помимо нее еще огромное количество, и, чтобы повысить свою конкурентоспособность, она предоставляет возможность отсрочивать оплату.

Кроме того, чтобы продвигать свой товар, компания Д. старается реализовывать его через различные магазины федерального уровня. Однако, они также работают по принципу отсрочки и в конечном итоге возникают кассовые разрывы.

Так компания попросту не имеет средств в обороте.

Именно на этом этапе она может заключить сделку с компанией В., предоставляющей факторинговые услуги, при этом финансирование составляет 100%, а срок платежа равен 60 дням.

В итоге, компания Д. может должным образом реализовать товар, имея денежные средства в обороте, полученные от фактора, который свои деньги получит уже после того, как дебиторы рассчитаются за товар.

УСНОб упрощенке «доходы минус расходы» на нашем сайте.

О переводном векселе можно прочитать в статье. Что такое вексель, виды, оформление, оплата.

Примеры названия фирм здесь.

Преимущества и недостатки факторинга

Главное преимущество заключается в отсутствии залога. Залог используется банками при осуществлении кредитования, чтобы минимизировать риски потери денежных средств.

При факроринге этот риск распределяется между огромным числом покупателей кредитора. Таким образом, фактор может быть уверен, что выданная продавцу сумма будет возмещена полностью.

Кроме того, в отличие от кредита, фактор не обязан осуществлять детальную проверку платежеспособности поставщика и не требует открывать в отделении этого банка счета для всех участников сделки.

Факторинг имеет мало недостатков, но основной из них упирается в дороговизну этой услуги. В большинстве случаев он выходит значительно дороже, чем кредит.

Итоговая сумма является общей выплатой за комплекс услуг и состоит из:

  • налога на обработку собранных документов — цена варьируется от 50 до 200 рублей за единицу;
  • комиссии за работу — от 0,5 до 3% цены контракта.

Так или иначе, в некоторых случаях банки готовы пойти на уступки, зачастую учитывают определенные индивидуальные характеристики поставщиков.

Заключение

  1. Услуги факторинга довольно широко распространены среди предпринимателей, имеющих свой определенный бизнес.
    Он имеет ряд отличий от кредита, но при этом во многом оказывается лучше него.
  2. Существуют различные виды данной услуги и каждая компания-поставщик имеет право определять для себя подходящий.
  3. Правильное составление документов, подбор типа факторинга, а, главное, — умный выбор непосредственно факторинговой компании позволят провести сделку с минимальными рисками для всех сторон.

О факторинге и дисконтировании долгов узнайте из видео.




Советуем также прочитать
Оставить комментарий