Аттестация педагогических работников — что это и как проходит?

Аттестацией педагогических работников называется своеобразный экзамен, в ходе которого оценивается уровень компетенции специалиста в профессиональном плане. Данные показатели говорят не только о качествах конкретного педагога, но и позволяют оценить уровень учебного заведения в целом. Поэтому задача руководителя – качественно организовать процесс аттестации, что будет способствовать отбору высокопрофессионального кадрового состава.

Что такое аттестация и в чем ее необходимость?

При проведении аттестации объединяются усилия психологов и методистов, благодаря чему оказывается комплексное психологическое сопровождение специалистов, а также регулярное повышение их профессиональных качеств и навыков.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 350-63-18
(Москва)

+7 (812) 627-14-92
(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Аттестация – это форма проверки трудовой, специальной правоспособности отдельных категорий специалистов, закрепленная на государственном уровне, в процессе которой осуществляется контроль качества исполнения ими своих непосредственных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

По результатам определяется соответствие педагога его должности, а также повышается его профессионально-деловой и морально-политический уровень ответственности. Еще одной задачей аттестации является содействие административным органам в подборе высокопрофессиональных кадров, а также стимулирование специалистов к саморазвитию и совершенствованию, поскольку в коллективе поддерживается здоровая конкуренция.

В процессе систематической формализованной оценки навыков и знаний специалиста, оценивается степень соответствия деятельности каждого отдельно взятого сотрудника требованиям квалификационного уровня, необходимого для работы на занимаемой должности. При этом цель проведения аттестации заключается не в принятии субъективного решения относительно специалиста, а в непосредственном, живом обсуждении волнующих вопросов в процессе общения с руководителем.

В ходе данной дискуссии особое внимание должно уделяться достоинствам и недостаткам специалиста на занимаемой должности, а также стимулированию к повышению уровня профессиональных качеств, раскрытию творческого и личностного потенциала.

Основные цели проведения аттестации педагогических работников

  • в образовательных учреждениях формируется педагогический состав наиболее профессиональных сотрудников, проявивших себя самым лучшим образом;
  • определяется степень реального соответствия сотрудника занимаемой им вакансии;
  • становится очевидным, насколько полно раскрыт потенциал сотрудника, а также определяются перспективы возможностей педагогического состава;
  • становится очевидной необходимость проведения курсов повышения квалификации для каждого из специалистов, их профессиональной подготовки или переподготовки;
  • определяется уровень эффективности использования возможностей, потенциала каждого из сотрудников в соответствии с занимаемой им должностью;
  • стимулирование к обмену опытом и передовыми методикам в сфере образования;
  • максимально эффективное использование навыков каждого из сотрудников в сфере его деятельности в соответствии с его образованием и с учетом интересов и способностей;
  • распространение опыта в проведении аттестационных мероприятий в сфере образования;
  • рост профессиональных качеств педагогов, их продвижение по карьерной лестнице.

Так при помощи аттестации создается эффективная система отбора кадров, происходит их оценка и переоценка, которые направлены на поощрение, привлечение и сохранение специалистов, а также их продвижение как в рамках одного учебного заведения, так и между разными звеньями одной образовательной структуры.

Новые положение и правила в процедуре аттестации педагогических работников

Последние изменения в Типовом положении об аттестации педагогических работников, которое утверждено приказом Министерства образования № 930 от 06.10.2010 г. Произошли в январе 2012 г.

Рассмотрим, каких именно пунктов данные изменения коснулись, и в чем заключаются новшества проведения процедуры аттестации начиная с этого периода:

  1. Если педагог переходит в другое учебное заведение либо меняет должность педагогической сферы в прежнем учебном заведении, до следующей аттестации за ним сохраняются ранее присвоенные квалификационные категории и звания (п. 3.22 Положения). То же самое касается методистов, а также специалистов, переводящихся из методических организаций на педагогические должности. Эта норма напрямую связана с оплатой труда специалистов, уровнем их нагрузки
  2. Определен порядок проведения аттестации специалистов, у которых имел место перерыв в работе на преподавательской должности. Так, согласно п. 3.17 Положения, за такими сотрудниками сохраняются квалификационные категории, которые были присвоены при предыдущей аттестации, а также звания и ранги. Для них предусмотрен срок проведения следующей аттестации – не позднее 2 лет после их возвращения к работе – в ом случае, когда последняя их аттестации проводилась не более 5 лет назад.
  3. Как выглядит процедура совмещения педагогических должностей – п. 3.18 Положения определяет, что для каждой из этих должностей предусмотрена отдельная процедура аттестации. Кроме того, педагог может ходатайствовать о проведении внеочередной аттестации перед руководящим составом – таким образом, сотрудник получает возможность самостоятельно регулировать – проводятся аттестации в один день, либо разводятся по времени. Соответственно, по каждой из процедур аттестации заполняется отдельный аттестационный лист.
  4. Как проходит аттестация выпускников ВУЗов – в соответствии с п. 4.3 Положения, такие педагоги принимаются на работу на категорию «Специалист» — вне зависимости от их формы обучения. При проведении последующей аттестации, не позднее 2 лет на начала им своей трудовой деятельность, эта категория может быть как повышена, так и понижена.
  5. Как проводится аттестация при отсутствии сотрудника – при наличии уважительной причины и соответствующего письменного соглашения, аттестация может пройти в его отсутствие. Если причина его отсутствия не известна, то проведение аттестации без специалиста не допускается. Таким образом, решение принимается в каждом случае в индивидуальном порядке.
  6. Изменения в порядке голосования членов аттестационной комиссии в соответствии с п. 3.8 Положения – внесены изменения в пункт о тайном голосовании. Теперь решения принимаются простым большинством присутствующих. По желанию членов комиссии, порядок голосования может быть тайным. При этом заседание комиссии может считаться правомочным на принятие решений только в случае присутствия на нем не менее 2/3 от общего числа членов, и не менее 5 человек присутствующих членов. Эта информация отображается в протоколе заседания комиссии. В тех случаях, когда по результатам голосования для аттестации специалиста принято разное количество голосов «за» и «против», принимается решение в пользу специалиста. Кроме того, новшеством является положение о возможности каждым членом комиссии добавлять к протоколу собственное мнение по любому вопросу как относительно материальной, так и процессуальной части проведения заседания, изложенное в письменной форме.
  7. Если относительно сотрудника принято решение о несоответствии им занимаемой должности, на руководителя возлагается обязанность предложить сотруднику другую должность в соответствии его квалификационному уровню.

Аттестация по охране трудаВ нашем материале мы рассмотрим, как проходит аттестация по охране труда.

Здесь мы подробно расскажем про аттестацию сварщиков.

Более подробно об аттестации персонала мы сможете узнать в нашей статье.

Какие документы подаются для проведения очередной аттестации

  1. Заявление от сотрудника (заполненный специальный бланк)
  2. Копия аттестационного листа либо выписки из приказа предшествующей аттестации
  3. Документы, предусмотрены п.п. 36, 37 Положения – Самоанализ результатов деятельности с соответствующими приложениями.
  4. Копия диплома или дипломов о педагогическом образовании

График прохождения аттестации педагогических работников

После подачи документов на обязательную или добровольную аттестацию педагогических работников, составляются графики проведения данной процедуры.

При составлении графиков могут быть учтены особые пожелания каждого сотрудника, о чем необходимо уведомить комиссию в письменной форме. Желательно сделать это до момента составления списков или ка можно раньше до дня проведения аттестации.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-63-18
(Москва)

+7 (812) 627-14-92
(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Статьи по теме
Комментарии
Ответить Фёдор 19 августа 2017 в 16:18

Хорошо написано — плохо сделано. Зайдите в любое учебное заведение только в МОСКВЕ, СТОЛИЦЕ, не говорю уже про регионы…. Хотя бы тот единственный факт, что в большинстве вузов столицы преподавательский состав практически не менялся за последние 30-40 лет, наводит на определённые размышления….. надо думать, аттестации они успешно проходят

Ответить Олеся П. 02 сентября 2017 в 19:38

Спасибо, посмеялась: «в образовательных учреждениях формируется педагогический состав наиболее профессиональных сотрудников, проявивших себя самым лучшим образом».

Так пишите, будто в эти образовательные заведения очередь из желающих работников стоит. Особенно народ столпился на должность учителя начальных классов.

…В школе, где учится мой племянник, катастрофическая нехватка учителей. Некоторым из них приходится брать под своё крылышко сразу по 2 класса. Например, с утра учат 1 «Б», после обеда — 3 «А».

И при такой занятости, учителей ещё заставляют регулярно проходить аттестацию и всякие спец. курсы! Прямо посреди учебного года. Ибо так положено.

Оставить комментарий