Бизнес-план — путеводная звезда для руководителя

Бизнес-план — это плановый документ, который содержит основную информацию об организации, форме собственности, дате образования, учредителях, видах деятельности, ассортименте производимой продукции. В нем представлено описание производственной, экономической, финансовой деятельности, используемых инструментов ценовой и маркетинговой политики, приведены расчетные плановые показатели.

Как составить бизнес-план
В зависимости от целей и заинтересованных лиц выделяют:

  1. Производственный бизнес-план. В нем описана финансово-хозяйственная деятельность организации и основные бизнес-процессы.
    Здесь также дается описание продукции, технологии производства, наличия необходимых для производства материальных ресурсов, оборудования, машин и механизмов.

    На основании сопоставления плановых и фактических показателей разрабатываются мероприятия по снижению себестоимости выпущенной продукции или оказанных услуг на следующий отчетный период, комплекс мер по повышению эффективности функционирования.
    Для наглядности и удобства восприятия может содержать диаграммы, рисунки, таблицы и графики.

  2. Инвестиционный бизнес-план. Интересен инвесторам, учредителям, банкам и другим финансовым учреждениям, необходим для подтверждения возвратности вклада, кредита или займа.
    Обычно имеет целевое назначение и содержит информацию по конкретному проекту.

    Наибольший акцент делается на подробную разработку производственного и финансового плана.

  3. План финансового оздоровления. Разрабатывается на предприятии, которое находится в состоянии банкротства или неплатежеспособности.
    Дополнительно, кроме основной экономической, финансовой и производственной информации, данный план содержит комплекс мероприятий по выходу из убытков или долговых обязательств с указанием ответственных должностных лиц и сроков выполнения.

Примерная структура бизнес-плана

Титульный лист

На первом листе указывается полное название проекта, наименование организации, ее месторасположение, номера контактных телефонов, информация о руководителе и главном бухгалтере.

Резюме

Этот раздел носит больше информационный характер.

В нем кратко дано описание основных видов деятельности, приведена небольшая характеристика продукции или услуг, указаны значимые преимущества перед конкурентами, отражены основные экономические и финансовые показатели, дана оценка кадровому потенциалу.

Ознакомление с резюме должно вызвать у потенциального инвестора интерес и желание сотрудничать с организацией в дальнейшем.

Описание организации, продукция и услуги

В данном разделе необходимо описать организационно-правовую форму организации, дату образования, сведения об учредителях, наличии филиалов. Указывая месторасположение организации, необходимо дать характеристику здания или занимаемого помещения.

Описывая продукцию и (или) услуги, осветить основные характеристики и область применения. В этом разделе необходимо представить сведения о необходимости лицензирования выпуска продукции, наличия сертификата качества.

Можно отразить информацию о безопасности и экологичности.

Маркетинговый план

В этом разделе необходимо подробно отразить маркетинговую, рекламную и ценовую политику предприятия, действующую систему скидок и начисления бонусов, стратегию продаж. Описать рынок производимого товара или услуги, потенциальных конкурентов.

Можно сделать сравнительный анализ преимуществ и недостатков продукции или услуг вашей организации с аналогичной у конкурентов.

Производственный план

Этот раздел содержит информацию о производственной деятельности, наличии вспомогательных производств. Внимание необходимо уделить производственным площадям, наличию собственных или арендованных, рассчитать показатели эффективности использования.

В случае сдачи помещений в аренду приложить информацию об арендаторах, занимаемых ими площадях. В этом разделе должно найти отражение описание технологии производства, соблюдение требований по обеспечению экологии окружающей среды и безопасности работников.

Раскрывая информацию о производственных мощностях, необходимо дать количественную и качественную характеристику производственного оборудования, машин и механизмов, степень износа. Рассчитать коэффициенты, характеризующие обеспеченность и эффективность использования. Отразить потребность в обновлении основных средств.

Учитывая, что материальные ресурсы занимают основную роль в процессе производства продукции, необходимо дать оценку потребности в основных материалах. Определить основных поставщиков, обозначить транспортные схемы доставки материалов для бесперебойной работы производства.

При выполнении работ, оказания услуг необходимо разделить объемы работ, выполненные собственными силами и с привлечением сторонних организаций. Указать причины привлечения субподрядных организаций.

К этому разделу необходимо приложить результаты анализа структуры себестоимости и оценку влияния факторов на изменения в статьях затрат, мероприятия по снижению себестоимости произведенной продукции, выполненных работ. Мероприятия делятся на организационные, технические, экономические, финансовые.

Организационный план

В этом разделе указываются сведения об организационной структуре, численности. Также же дается количественная и качественная характеристика работников в разрезе пола, возраста, образования, квалификации.

Допустимо использование графиков и диаграмм. Отражается информация о дополнительном обучении работников, повышении квалификации и прохождении стажировок в стране и за пределами.

К этому разделу прикладывается анализ средств затраченных на обучение, переобучение работников в сопоставлением с эффективностью вложенных средств. Свидетельствованием может стать увеличение прибыльности, рост объемов производства, заключение выгодных договоров.

РЕКЛАМА

В этом разделе необходимо отразить соотношение рабочих и управленческого персонала, фактический и плановый фонд заработной платы, среднемесячную заработную плату в целом по организации и в разрезе категорий работающих. Кратко изложить системы, формы оплаты труда, применяемые в организации.

Как самому написать бизнес-план узнайте из видео.

Финансовый план

Этот раздел является важным не только для обоснования конкретных инвестиционных программ, но и для управления финансовой деятельностью организации. Он включает в себя комплексный анализ финансовых результатов, движения денежных средств, динамику изменения коэффициентов.

Информация данного раздела позволяет оценить финансовую сторону деятельности в организации и помогает при принятии управленческих решений.

В этом разделе необходимо отразить результаты анализа, выполненного на основании данных бухгалтерского учета, бизнес-планов прошлых лет и проанализировать период за три предыдущих года, текущий и три последующих. Это позволит максимально выявить положительные и отрицательные факторы в деятельности организации, оценить эффективность использования основных, оборотных, трудовых ресурсов.

На основании информации этого раздела можно принимать решения относительно объемов выпуска продукции (увеличить или сократить), развития новых видов и направлений деятельности или сокращения убыточных производств. К этому разделу необходимо приложить комплекс мероприятий по повышению эффективности использования всех видов ресурсов, что позволит выявить резервы повышения чистой прибыли при осуществлении основной, операционной и финансовой деятельности.

Анализ риска

Каждый проект или деятельность сопряжена с определенными трудностями, рисками и при планировании учесть все форс-мажорные обстоятельства, колебания во внутренней и внешней среде невозможно. При разработке бизнес-плана необходимо планировать показатели с учетом 10% риска.

Важно уметь предвидеть нестандартные ситуации и заранее определять пути их преодоления. Существует множество методик оценки риска, можно использовать любую, исходя из специфики деятельности или целевой задачи бизнес-плана.

Существует несколько вариантов покрытия рисков —  залог активов (недвижимости, сырья и материалов, готовой продукции), гарантии органов власти всех уровней; страхование в страховых или других организациях, банковская гарантия, передача прав и обязательств, грамотная договорная работа, финансовая и юридическая поддержка профессиональных специалистов.

Как эффективно спланировать свой бизнес: советы

Написать бизнес-план
Для составления бизнес-плана можно воспользоваться услугами специализированных организаций. Это быстро, удобно, но дорого.

Специалисты смогут вам предложить грамотно разработанный бизнес-план, но в нем не будут учтены особенности вашего производства или тонкости управления на вашем предприятии. Доработка уже приобретенного бизнес-плана займет определенное время.

Поэтому, если вам необходим производственный бизнес-план, лучше разрабатывать силами своей организации, путем координации работы всех структурных подразделений. Если необходим бизнес-план для поиска инвестора, лучше обратиться в специализированную организацию или к индивидуальному предпринимателю.

Ведь средства, затраченные на разработку, смогут выгодно вернуться в качестве инвестиций.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Недостатки в современном бизнес-планировании

  1. Нет единой стандартной формы, что приводит к необходимости изложения одинаковой информации в различных вариантах оформления. В результате чего допускаются технические ошибки, неправильный перенос показателей, искажение и недостоверность отчетности.
  2. Большое количество ненужной и пустой информации, которая иногда повторяется в нескольких разделах бизнес-плана.
  3. Высокая стоимость разработки бизнес-плана сторонней организацией.

Продуктовый магазинБизнес-план открытия продуктового магазина на нашем сайте.

Как проверить контрагента по ОГРН узнать в статье. Что такое ОГРН, где проверить организацию по ОГРН.

Красивые названия фирм можно найти здесь.

Классические ошибки при написании бизнес-плана

  1. Избыток лишней информацией, что отвлекает внимание инвестора или других заинтересованных лиц от важных показателей;
  2. Отсутствие четких бизнес-целей, что приводит при реализации этого бизнес-плана к распылению ресурсов на заведомо убыточные производства и выпуск нерентабельной продукции;
  3. Специально завышенные финансовые показатели, которые заведомо приводят к искажению общей ситуации;
  4. Недостаточный анализ рынка, недостоверная оценка преимуществ конкурентов или слабая рекламная или маркетинговая деятельность.

Бизнес-план — важный документ, используемый в работе каждого предприятия.

Он позволяет дать экономическую оценку производственной и финансовой деятельности, эффективности эксплуатации производственных мощностей, рациональности использования основных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определить место организации на рынке конкурентов.

От грамотно разработанного бизнес-плана во многом зависит результат деятельности организации.

Методику составления бизнес-плана можно узнать из видео.

Читайте также!  Бизнес планы малого бизнеса с минимальными вложениями
Статьи по теме
Комментарии
Ответить Ангелина 15 мая 2016 в 22:33

Когда-то учась в колледже писала диплом по бизнес-плану и соответственно составляла его от и до, Думаю, такие статьи очень помогают для людей, которые задумываются об открытии своего дела, чтобы были какие-либо задумки. Все грамотно описано в статье, мне более чем понравилось, все по полочкам расставлено!

Оставить комментарий