Бизнес-идея: как открыть кофейню

Задумавшись об открытии собственного дела, зачастую будущему бизнесмену приходит мысль о создании кофейни. Как показывает практика, такой бизнес актуален круглый год и способен принести весьма приличный доход. Успех зависит от многих факторов, одним из которых является правильная организация. В данной статье рассмотрим особенности этого непростого дела и узнаем, как открыть кофейню.

Бизнес-идея как открыть кофейню

Актуальность бизнес-идеи

Несмотря на большое количество подобных заведений, находящихся как в маленьких, так и крупных городах России, этот рынок нельзя назвать перенасыщенным. У данной бизнес-идеи есть масса преимуществ, основными из которых являются:

  1. Отсутствие возрастных ограничений. Этот терпкий напиток по душе многим, а это значит, что потенциальными клиентами могут быть люди от мала до велика.
  2. Не подвержен сезонности. Следует отметить, что кофе пьют круглый год, поэтому на посещаемость клиентов в подобных заведениях время года особо не влияет.
  3. Не требует крупных денежных вложений, в отличие от масштабных организаций.

Форматы кофеен

Помимо традиционной кофейни, существует и ряд других альтернативных вариантов. Например, такие, как:

  • киоск по продаже кофе;
  • вендинговые автоматы;
  • кофейня на колесах.

Разберем плюсы и минусы основных видов кофеен.

Классический формат

Данный вариант предполагает расположение в помещении площадью не менее 100 кв. м. Как правило, меню в подобных заведениях содержит в себе не только кофейные напитки, но и чай, минеральную воду, различные соки, а также разнообразные десерты, салаты и горячие блюда. Такой формат пришел к нам из Америки, на сегодняшний день особо популярен и в России.

Классический формат

Однако при открытии традиционной кофейни следует учесть следующие аспекты:

  1. Для старта требуются большие вложения, в отличие от других вариантов.
  2. Правильный выбор места является первым шагом к успеху. Располагать подобные заведения следует в деловых центрах или исторических частях города, а также в тех местах, где имеется большая проходимость людей.
  3. Чтобы кафе было конкурентоспособным, важно, чтобы оно чем-то отличалось от других, например, дизайном или меню. Для создания индивидуального стиля, конечно же, требуются дополнительные инвестиции в виде сил, времени и денежных средств.
  4. Открытие полноценного кафе предполагает более строгое документальное оформление бизнеса.

Киоск по продаже кофе

По-другому такой вариант называют островком, который предполагает продажу кофе и простых подходящих к нему десертов. Как правило, это небольшое заведение, состоящее максимум из десяти столиков. Данный вид направлен на то, чтобы покупатель мог взять кофе с собой или же расположиться на территории кофейни.

Киоск по продаже кофе

Основными плюсами данного формата являются:

  • за счет небольшого помещения стоимость аренды минимальная;
  • не требуется нанимать большое количество персонала;
  • не требует больших вложений;
  • регистрация бизнеса предусматривает минимум разрешительной документации;
  • из-за отсутствия громоздкого оборудования легко сменить место аренды, при этом ничего не потеряв;
  • быстрый старт и легкое открытие точки.

К минусам можно отнести:

  • в данном формате не предусмотрена кухня, соответственно, разнообразить меню собственно приготовленными блюдами не получится;
  • ограниченный ассортимент;
  • из-за недостаточного пространства сложно организовать уютные места для клиентов.

Кофе с собой

Вендинговые кофейни

Такой формат представляет собой размещение специальных автоматов на небольшой торговой площадке. Помимо этого, подобные аппараты могут предоставлять посетителям не только кофейные напитки, но и любые другие, а также некоторые виды десертов, закусок и горячей еды. Таким образом, клиенты имеют возможность выбрать и самостоятельно получить свой заказ, затем присесть за столики, размещённые на территории кофейни.

Вендинговые кофейни

Чтобы охватить как можно больше посетителей, следует иметь более широкий ассортимент товара. Например, помимо кофейных автоматов, эксперты советуют установить на территории заведения оборудование по продаже других прохладительных напитков, а также шоколада, печенья, лёгких закусок и салатов. Не будет лишним, особенно в летнее время, автомат с мороженным, а в зимний период — с горячей едой.

Ко всему прочему, бизнесмену необходимо продумать все до мелочей: от салфеток и посуды до интерьера заведения. Бесплатный wi-fi определённо поспособствует увеличению числа клиентов. Практика показывает, что большинство бизнесменов предпочитают устанавливать подобные аппараты в различных местах.

Кофейные автоматы

К основным плюсам данного формата можно отнести:

  • требуется небольшое помещение, соответственно, это отразится на стоимости аренды;
  • данный формат достаточно новый, а потому интересен для посетителей;
  • минимум персонала;
  • удобство для гостей.

Однако у данного формата есть несколько существенных минусов:

  1. Дороговизна необходимого оборудования. Так, стоимость одного вендингового автомата составляет от 100 тысяч рублей.
  2. Оборудование требует постоянного обслуживания и ремонта.
  3. Занимаясь данным бизнесом, не следует ждать быстрой окупаемости. Примерный доход от одного аппарата варьируется от 5 до 20 тысяч рублей в месяц. Бывают случаи, когда стоимость аренды превышает суммы прибыли. Тогда целесообразно данный аппарат убирать и искать точку с большим трафиком людей.
  4. Такой бизнес считается успешным только в том случае, если вендинговых автоматов насчитывается порядка 50 – 100 штук, разбросанных по всему городу.

Кофейня на колесах

Суть данного бизнеса заключается в организации кофейни на колесах, которая подразумевает установку специально оборудования в автомобиле, реже на скутере или велосипеде. Расположиться можно практически в любом месте, самыми распространенными являются:

Кофейня на колесах

  • парки;
  • территория торговых центров;
  • места у входа в учебные заведения;
  • метро, вокзалы;
  • территория административных и офисных зданий;
  • остановки общественного транспорта.

Следует устанавливать кофейню на колесах в тех местах, где покупатель смог бы передохнуть и насладиться чашечкой ароматного кофе. Однако, прежде чем расположиться в том или ином месте, необходимо согласовать данный бизнес с представителями территории, поскольку несогласованная установка мобильных точек может навлечь на себя ряд проблем.

Кофейня на колесах 2

Такая мобильная кофейня имеет следующие преимущества:

  • легкая смена дислокации;
  • минимальное количество разрешительной документации;
  • быстрый старт бизнеса.

К минусам относится следующее:

  • ограничение в меню: как правило, подается только кофе;
  • могут возникнуть сложности в поиске бариста с водительским удостоверением;
  • сезонность бизнеса, поскольку в плохую погоду продажи могут резко снизиться;
  • автомобилю с оборудованием требуется хранение в обогреваемом гараже, это говорит о дополнительных затратах;
  • требует договоренности об установке точки с администраторами вокзалов, торговых центров, парков и прочих мест, где будет функционировать кофейня на колесах.

Сколько стоит открыть кофейню

Несомненно, открытие кофейни требует определенных финансовых вложений, и для каждого формата заведения они будут различны.

Например, открытие традиционной кофейни предполагает:

  • закупку необходимого оборудования – от 300 тыс. руб.;
  • покупку мебели – от 200 тыс. руб.;
  • аренду помещения – от 200 тыс. руб.;
  • столовые и кухонные приборы – от 70 тыс. руб.;
  • затраты на логистику, рекламу и прочие услуги – от 50 тыс. руб.

Итак, примерная сумма затрат почти уже достигает одного миллиона рублей. Следует учесть, что в данный список не был включен пункт о зарплате персоналу. А для традиционной кофейни в штат требуется, как минимум, пять сотрудников, включающих в себя бариста, официанта, уборщицу, повара (при наличии собственной кухни), администратора. Также стоит задуматься о том, кто будет составлять бухгалтерскую отчетность и заниматься вопросами подготовки меню, закупкой продукции для производства.

Таким образом, сумма вложений зависит от того, какую площадь для кофейни выбирает предприниматель, стоимости оборудования для приготовления кофе и других блюд, количества наемных сотрудников и многого другого.

Особое внимание следует уделить кофемашине, поскольку данный аппарат является основным оборудованием для приготовления кофе. Как правило, цены на профессиональные кофемашины начинаются от 80 тысяч рублей, стоимость которых зависит от объема бака, мощности и прочих характеристик. Специалисты рекомендуют выбирать такие устройства, в которых вмещаются стаканчик для кофе объемом 400 мл, мощность составляет около 5 кВт и объем бака не менее 8 л. Популярными вариантами является техника следующих производителей: Nuova Simonelli, CMA, Saeco.

В отличии от традиционной кофейни, открытие киоска по продаже кофе с нуля требует наименьших затрат. В данном случае понадобится небольшое помещение, пара сотрудников и минимум оборудования. Итак, к основным расходам можно отнести следующие:

  • аренда помещения – от 20 тыс. руб.;
  • зарплата наемным работникам – от 40 тыс. руб.;
  • кофемашина и другое необходимое оборудование – от 200 тыс. руб.;
  • коммунальные расходы и другое – от 5 тыс. руб.

Таким образом, приблизительная стартовая сумма для данного формата составляет 265 000 рублей.

Что касается вендинговых кофеен, то здесь следует учесть, что основной статьей расходов будет закупка дорогостоящего оборудования. Например, аппараты для приготовления кофейных напитков стоят от 100 тыс. руб., снэковых продуктов и напитков – от 150 тыс. руб. Если же помимо оборудования предприниматель планирует организовать места для посетителей, то это еще дополнительные расходы. К тому же, следует понимать, что подобные аппараты требуют постоянного профессионального ухода, поэтому необходимо заранее выделить некоторую сумму на их обслуживание.

Если же начинающего бизнесмена привлекает идея мобильной кофейни, то перед запуском следует просчитать основные вложения:

  • автомобиль – от 600 тыс. руб.;
  • необходимое оборудование (кофеварка, газобаллонное устройство, кофемолка, система подсветки и электропитания и другое) – от 300 тыс. руб.;
  • дизайнерское оформление – от 100 тыс. руб.;
  • необходимая продукция (вода, молоко, кофе, посуда) – от 10 тыс. руб.

Итак, основные расходы уже превысили 1 миллион рублей без учета выплаты зарплаты персоналу и затрат на административные нужды.

Однако на сегодняшний день существуют организации, которые предоставляет специальные так называемые кофемобили для покупки или аренды. Также имеются услуги переоборудования личного автомобиля. Так, стоимость небольшого оборудованного фургончика варьируется в диапазоне от 600 тысяч рублей и выше. А рыночная цена аренды составляет от 10 тысяч рублей и выше, в зависимости от качества и состояния оборудования.

Таким образом, в зависимости от формата, открыть кофейню будет стоить бизнесмену от 300 тыс. до 1 млн. рублей и выше.

Регистрация бизнеса

Любой формат кофейни требует обязательной государственной регистрации предпринимательской деятельности. При регистрации предприятия в налоговой инспекции организационно-правовую форму следует выбирать ИП или ООО. При расширении бизнеса и открытия сети кофеен нужно переходить на второй вариант.  Со списком необходимых документов для оформления своей деятельности можно ознакомиться на официальном ресурсе налоговой службы.

При открытии кофейни в помещении следующим шагом станет заключение договора аренды и получение разрешения от санитарно-эпидемиологической службы. Если помещение находится в собственности, то еще потребуется разрешение пожарной инспекции и территориального управления имуществом. После получения разрешения от СЭС важно поддерживать помещение в чистоте, поскольку это поможет не только привлечь клиентов, но и избежать штрафов.

Говоря о мобильной кофейне, то для осуществления подобной деятельности, помимо государственной регистрации в налоговых органах, нужны следующие разрешительные документы:

  • договор аренды или технический паспорт транспортного средства;
  • сертификаты качества на продукцию;
  • медицинская книжка для бариста.

Работа по франшизе

Для тех, кто боится начинать бизнес с нуля, существует возможность работать под именем раскрученного сетевого бренда. Во-первых, это упрощает сам процесс работы, поскольку владельцы готового бизнеса предоставляют:

  • полную информацию, необходимую для открытия заведения;
  • консультации по расходным материалам и нужному оборудованию.
  • помощь в поиске надежных поставщиков.

Во-вторых, посещаемость кофейни под известным брендом будет значительно выше, нежели нового незнакомого заведения, что, соответственно, позволит намного быстрее окупить свой бизнес. Следует понимать, что риск «прогореть» есть в любом деле, однако работа под известным именем способна значительно его снизить.

Заключение

Все вышеперечисленные варианты кофеен имеют особую популярность не только за рубежом, но и в России. Практика показывает, что любой формат заведения может принести своему владельцу приличный доход. Однако, прежде чем приступить непосредственно к делу, важно провести анализ рынка и выявить, какого формата кофеен не хватает в определенном регионе. После того, как будущий предприниматель определился с видом, можно приступать к составлению бизнес-плана кофейни и реализации своей цели.

Также важно понимать, что мгновенно традиционную кофейню не открыть, на это уходит около 4-5 месяцев. К тому же, на подготовку необходимых документов уходит достаточно много времени, поэтому к вопросам, связанным с документацией, следует перейти намного раньше, чем начнется строительство или ремонт. Для тех, кто желает более быстрого старта, существуют более простые форматы кофеен, которые мы рассмотрели в данной статье.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий