Ротация товаров — что это и для чего используется?

Ротация товаров – одно из основных правил мерчендайзинга. Это порядок перемещения и замены товара как на складе, так и в торговом зале. Именно ротация помогает увеличить выручку, не требуя таких значительных вложений, как реклама. Ротация применима в основном к продуктам повседневного спроса, среди которых высок процент импульсных покупок (это мне тоже пригодится) и пассивного спроса (не знаю, что это, но надо попробовать). Товары предварительного выбора (мебель, автомобили) в ротации, как правило, не нуждаются.

Результаты ротации и способы их достижения

Результатом ротации является эффективное, грамотное расположение товара в торговом зале и на складе. Качественно результат ротации представляет собой удобные, привлекательные полки, количественно — уменьшение издержек и увеличение выручки.

Правильная выкладка товаров

Правильная выкладка товаров

Ротация помогает в достижении следующих целей:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 350-63-18
(Москва)

+7 (812) 627-14-92
(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Минимизировать потери от нереализованной продукции с истекшим сроком хранения;
  2. Создать положительный имидж компании, так называемый гудвилл. В настоящее время это один из важнейших нематериальных активов, который не только определяет отношение к бренду и его известность, но и является значительным конкурентным преимуществом на рынке;
  3. Стимулировать спрос, ускоряя продвижение и реализацию товаров.

Чтобы достичь этих результатов, при помощи ротации необходимо решить следующие задачи:

  • создать впечатление постоянно меняющегося ассортимента;
  • увеличить число сопутствующих и спонтанных покупок;
  • реализовывать продукты с запасом времени до окончания срока хранения;
  • минимизировать площади складских помещений;
  • избавиться от старых, залежавшихся остатков.

Для понимания значимости решения этих задач, рассмотрим каждую из них подробнее.

Постоянное обновление ассортимента

Покупатель, постоянно приходя в один и тот же магазин, не должен привыкать к определенному расположению групп товаров в помещении и брендов на полках. Даже если магазин переживает не лучшие времена, у покупателя возникает ощущение, что ассортимент постоянно меняется, магазин «живет», а значит покупки здесь самые свежие, новинки доступны раньше, а товары со скидками так и бросаются в глаза. Спрос в таком магазине выше, чем в местах с раз и навсегда выбранным и расставленным ассортиментом.

Сопутствующие товары

Сопутствующие товары – это те, которые нередко забывают купить, они помогают использовать основной товар или сглаживают его недостатки. Также к сопутствующим относятся расходные материалы и сменные детали. Например, губки для тела купят вместе с гелем для душа, а губки для посуды из того же поролона того же производителя – с жидкостью для мытья посуды.
А вот если рядом с гелем и средством не окажется полки с нужными губками, покупатель с большой вероятностью купить их забудет. В магазинах прибыль от продажи сопутствующих товаров может составлять до 10%.

Спонтанные покупки

Спонтанные, или импульсные, покупки совершаются под влиянием эмоций, сиюминутного желания. Продукты эти никогда не заносят в списки, не имеют четких, осознанных планов на их покупку. Исследования, проведенные в торговых точках, показывают, что в России 79% покупателей совершают спонтанные покупки, тем самым увеличивая средний чек, а значит, и прибыль.

rotaciya-tovara-2Срок хранения

Продукция, у которой скоро истечет срок годности, часто реализовывается по сниженным ценам, чтобы избежать порчи продуктов и их списания. Ежедневное слежение за сроком годности как на складе, так и в торговом зале и своевременная ротация помогают добиться полной реализации в положенный срок, не уменьшая выручку на процент скидки.

Складские помещения

Грамотная ротация и максимальная выкладка продукции в торговых залах позволяет сэкономить площади складских помещений, каждый дополнительный метр которых ощутимо влияет на получаемую прибыль.

Остатки на складах

Товары даже с длительным сроком хранения морально устаревают, появляются новые активно рекламируемые аналоги, меняется внешний вид упаковки. В результате есть шанс навсегда заморозить средства, вложенные в закупку, и соответственно понести убытки.

Ротация товаров: за и против

Основные достоинства применения принципа ротации в торговле заключаются в контроле сохранности товара, уменьшении расходов на складские помещения и увеличении импульсных покупок. Грамотная, своевременная ротация в магазине также позволяет:

  • увеличить время пребывания покупателя в магазине и число увиденных им товарных групп;
  • активнее использовать работу консультанта, тем самым управляя спросом;
  • проводить сравнительный анализ эффективности торговых мест и рациональнее использовать площадь.

Чрезмерно активная ротация может иметь и негативные последствия в виде потери покупателей. Человек, которому каждый раз приходится искать, где же теперь стоит его любимый кетчуп, в следующий раз пойдет к более стабильному конкуренту. Особенно это значимо для консервативных потребителей, доля которых согласно статистике составляет от 12 до 18%.

Должностная инструкция продавца

Здесь вы найдете всю информацию по должностной инструкции продавца в магазине.

Как можно открыть секонд и что для этого делать? Читайте тут.

Как заработать на партнерских продажах различных товаров и услуг? Эта статья пошагово распишет, как что нужно делать для получения прибыли.

Виды ротации продукции

Очередность реализации, количество заказываемой у поставщика продукции и даже цена товара зависят от правильно организованной ротации. В зависимости от этих факторов ротацию подразделяют на 3 вида: по количеству, стоимости и срокам реализации продукции.

Количественная ротация применяется при заказе у поставщика. Она основана на анализе данных складского учета и инвентаризаций за предыдущие периоды. В зависимости от периодичности поставок вычисляют количество продукции, которое нужно заказать. Запаса товара на складе должно хватить на все время до следующей поставки, а также чтобы обеспечить заполненные витрины на конец этого периода.

Таким образом, заказ = предполагаемая реализация за период + товар, нужный для заполнения полок – товар, находящийся сейчас на полках.

Полученное количество корректируется в зависимости от вида продукции. Например, если это товар с быстрой оборачиваемостью, лучше иметь его остаток на складе, заказать с запасом. Скоропортящиеся продукты должны быть полностью перемещены со склада в зал до приезда новой партии, поставки товара нужно сделать более частыми.

rotaciya-tovara-3Ротация по сроку годности осуществляется для того, чтобы первыми были проданы товары, которые раньше поступили в магазин, то есть передвижения происходят согласно одному из методов складского учета – FIFO (First In, First Out – первый вошел, первый и вышел). Этот вид ротации полностью оправдывает ежедневные дополнительные усилия и начинает применяться уже на складе: при получении новых партий товара предыдущие должны переставляться ближе к проходу, бирки на ящиках со сроком годности должны быть расположены так, чтобы информацию на них было легко прочесть.

В торговом зале нужно следить за тем, чтобы полка всегда была полной, своевременно доставляя товары со склада. На полке продукты с меньшим сроком годности располагают впереди и по бокам, в глубине – свежевыставленные. Для этого всю продукцию снимают с полки, загружают новую, а затем возвращают прежнюю, одновременно сортируя и убирая товары с истекшим сроком.

Ротация по цене осуществляется при смене цены на товар. Частая замена ценников требует значительных усилий и связана с высокой вероятностью ошибок, а значит, и недовольством покупателей. В связи с этим общепринято менять цену на кассе через сутки после извещения о смене. За это время старая партия частично распродастся, а ценники в зале будут гарантированно заменены.

В магазинах с торговлей через прилавок часто цену меняют только после полной распродажи старой партии, в небольших торговых точках, например, аптеках, ценники могут быть на каждой упаковке.

Правила ротации

Движение товаров на складе и в магазине должно подчиняться особым правилам, которые призваны привлечь внимание покупателя, снивелировать недостатки ротации и уменьшить затраты на нее.

Стенд с косметикой после ротации

Стенд с косметикой после ротации

В торговом зале нужно обеспечить выполнение следующих правил:

  1. Продукцию необходимо располагать по группам товаров, мацони должно быть рядом с кефиром, а расчески неподалеку от шампуней. Сопутствующие товары лучше выставлять сразу в 2 местах: рядом с основным и на полке с группой товаров. Например, небольшой выбор малярных кистей располагают в ряду с краской, а основной ассортимент – в инструментах;
  2. Упаковки на полке лицевой стороной должны быть обращены к покупателю;
  3. Продукция располагается с края полки, а не в ее глубине. Даже если аналогичного товара на складе больше нет, остатки нужно выдвинуть на край полки, чтобы передний ряд был заполнен;
  4. Товары, которые нужно быстрее продать, переносят на полки, находящиеся на уровне глаз. Для детских игрушек применяют тот же принцип, но используется более низкая полка: дети сами должны хорошо видеть весь ассортимент;
  5. Длина полки, которую занимает продукт, должна быть пропорциональна спросу на него: большую площадь должны занимать востребованные товары. Для выставления менее популярных марок достаточно 40 см в ряду;
  6. При ротации в зале нельзя переносить товар далеко от предыдущего места, часть покупателей в этом случае уйдет без покупки. Как вариант, для облегчения ориентации в зале располагают крупные яркие указатели и вывески.

На складе разрабатывают схемы, в соответствии с которыми и располагают продукцию. При этом ближе к зоне отгрузки размещают товары ежедневного спроса. В глубине – редко покупаемые товары и резерв. Тяжелые, объемные упаковки удобнее располагать недалеко, мелкие предметы – в любом свободном месте склада.

Заключение

Ротация товаров – основной способ увеличения выручки и уменьшения потерь товаров с истекшим сроком хранения, не требующий значительных затрат. При грамотном применении как на складе, так и в торговом зале, ротация способствует росту продаж и улучшению имиджа компании.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-63-18
(Москва)

+7 (812) 627-14-92
(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Статьи по теме
Комментарии
Ответить алекс 14 июля 2017 в 09:01

Как повысить выручку от продажи сопутствующих товаров?

Оставить комментарий