Налоговый аудит налогов – проверка правильности ведения налогового учета

С каждым годом ужесточается контроль исполнения налоговых обязательств со стороны государства. Помочь выявить и исправить все недочеты по расчетам с бюджетом, призван налоговый аудит.

Что такое налоговый аудит – простым языком о сложных вещах

Налоговым аудитом называется услуга, оказываемая аудиторской организацией, в части проведения проверок начисления и уплаты всех видов налогов и сборов организации заказчика. В результате оказания данной услуги, аудитор выражает мнение о правильности и достоверности налогового учета и соответствии требованиям законодательных актов.

Проверка документов при налоговом аудите

Проверка документов при налоговом аудите

Аудит налогов может проводиться как по одному выбранному виду налога, так и по нескольким видам, включая налоги, установленные специальными режимами, например, единый сельскохозяйственный налог или налог, уплачиваемый при применении юридическим лицом упрощенной системы налогообложения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 350-63-18
(Москва)

+7 (812) 627-14-92
(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Главные задачи проверок – почему они так важны?

В преддверии проведения налогового аудита и создания определенной методологической основы, необходимо составить список задач, определяющих основное направление деятельности проверяющего состава. Как правило, эти задачи имеют общие черты и характеристики у большинства аудиторов, проводящих проверку налогов:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации

    Налоговый кодекс Российской Федерации

    Убедиться в правильности начисления сумм налогов, которые подлежат уплате в бюджет, а также подлежащих зачету из бюджета;

  • Оценить правомерность применения налоговых льгот и сниженных ставок налога;
  • Провести проверку операций, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг;
  • Определить возможные риски, связанные с неверным исчислением налогов и сборов в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности, и предупредить их появление;
  • Предоставить руководителю компании заказчика развернутый отчет с предложениями по оптимизации формирования налоговых отношений.

Изучаем виды проверок и их характеристики

Различают два вида налогового аудита: комплексный и тематический. Комплексный аудит предполагает полную проверку всей отчетности предприятия по налогам и сборам за определенный период времени. Тематический аудит проводится по одному или нескольким выборочным видов налогов, согласованных при заключении договора с заказчиком.

Кроме вышеуказанных видов налогового аудита, специалисты выделяют еще один – структурный. Его особенностью является проверка расчетов налоговых выплат экономического субъекта относительно структурных подразделений.

Такой вид аудита особенно востребован в крупных компаниях, имеющих несколько филиалов, но не ведущих централизованный учет финансово-хозяйственных операций.

Что касается самого аудита налогов, то он может проводиться как отдельно взятое задание, так и в составе общей аудиторской проверки предприятия как сопутствующая услуга.

Как проходит проверки на предприятии?

Методология аудита налогов и сборов в разных случаях может отличаться в зависимости от того, на какой системе налогообложения находится предприятие, и какие виды налогов подлежат аудиторской проверке.

Сам процесс проведения аудита налогов можно распределить на несколько этапов:

Первоначальное ознакомление с системой налогообложения, действующей на предприятии заказчика

На этом этапе происходит исследование всех основных показателей, оказывающих непосредственное влияние на формирование базы для расчета налога, и дается общая оценка состояния налогового учета.

Обязательным условием является проверка методологии расчета налогов и соответствие показателей данным, указанным в налоговой декларации, а также уделяется пристальное внимание особенностям документооборота и хранения информации;

Налоговый аудит

Налоговый аудит

Проверка учетной политики

Анализ учетной политики предприятия в целях налогообложения позволяет аудитору наиболее эффективно осуществить план мероприятий по выявлению ошибок и несоответствий, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. На этапе изучения учетной политики также проверяются такие документы, как приказ о создании учетной политики, утвержденный план счетов, применяемый в бухгалтерском учете, перечень утвержденных форм первичной документации.

Проверка правильности начисления и сроков оплаты налоговых сумм

На третьем этапе проверки данные, содержащиеся в отчетных документах по налогам, соотносятся с данными в бухгалтерском учете. В отдельных случаях, проверке подвергаются первичные документы, например, счета-фактуры, при аудите налога на добавленную стоимость;

Правомерность применения налоговых вычетов

На данном этапе аудита налогов проводится оценка правовой деятельности юридического лица, оцениваются его договорные отношения с контрагентами, проверяется оформление всех документов, подтверждающих право на вычет. Особое внимание уделяется правильности заполнения строк налоговой декларации и соответствию требованиям нормативных документов.

Формирование мнения, подготовка и выдача аудиторского заключения

По окончании проведенной проверки налогового учета аудиторская фирма в лице руководителя, либо аудитора, ответственного за выдачу заключения, обязана выдать организации заказчика аудиторское заключение, содержащее мнение о полноте и достоверности налогового учета.

Каким организациям стоит воспользоваться проверкой?

Аудит налогов не является обязательной мерой и не выделяется в законодательной базе как самостоятельный вид аудита. Скорее его можно охарактеризовать как услугу, сопровождающую общий аудит хозяйственной деятельности предприятия.

Повышенный интерес к данному виду аудита объясняется тем, что аудит налогов, проходящий в составе общего аудита, не охватывает всей полноты процесса налогового учета и не всегда может достоверно отразить ситуацию по налогам, что может повлиять на возникновение налоговых рисков и привлечение руководства предприятия к налоговой ответственности.

Как правило, аудиторская проверка налогов проводится по инициативе руководителя в случае, когда на предприятии ожидается проверка налоговой инспекции. Чтобы избежать налоговых рисков и своевременно выявить и устранить все возможные ошибки в расчетах, начислении и уплате налогов, компании заключают договор с аудиторской организацией, имеющей в штате аудиторов, специализирующихся в области налогового учета.

Наиболее часто за оказанием услуг по аудиту всех видов налогов обращаются крупные торговые, производственные и промышленные предприятия, имеющие большую организационную структуру и крупные оборотные активы. Таким предприятиям зачастую становится более выгодно провести аудит налогообложения и минимизировать риск начисления штрафных обязательств, так как в случае проверки налоговыми органами и выявления ими ошибок в исчислении и уплате налогов в бюджет, обязательства по выплате могут стать в разы больше, чем стоимость услуг аудитора.

Также услугами аудиторов в проведении проверки ведения учета налогов могут воспользоваться организации, в которых сменилось руководящее лицо. По понятным причинам, пришедший на новое место руководитель должен удостовериться в отсутствии негативных факторов в учете и отчетности, способных повлечь за собой привлечение к налоговой ответственности путем начисления пеней и штрафов, а также снизить вероятность возможности появления этих факторов в будущем.

Калькулятор НДСКалькулятор НДС онлайн поможет вам правильно провести все расчеты по налоговым вычетам.

Тут вы узнаете, как получить бесплатную выписку из ЕГРЮЛ совершенно бесплатно.

Нередко многие путают такие понятия, как прибыль и выручка. Здесь вы узнаете, что это такое и в чем особенности налоговых вычетов с выручки.

Несколько слов про отчетную документацию

По итогам проводимой аудиторской проверки налогов заказчику выдается заключение, которое хоть и является официальным документом, но, по сути, не содержит никакой полезной информации для пользователя.

Проверка всех документов при аудите

Проверка всех документов при аудите

По этому, к аудиторскому заключению обязательно должен прилагаться подробный отчет о результатах проведенного налогового аудита, в котором содержится информация обо всех выявленных ошибках и нарушениях в учете организации, а также замечания с рекомендациями по их устранению и оптимизации налогового учета.

В результате проведенного налогового аудита руководство компании заказчика вместе с официальным заключением получает уверенность в правомерности всех начислений и выплат за проверенный период, предложения и рекомендации по принятию мер в целях повышения качества расчетов по налогам и сборам, например, создание системы налогового планирования с учетом предстоящих изменений в налоговом законодательстве.

В конечном итоге, налоговый аудит – это отличный инструмент для получения своевременной, полной и достоверной информации о соответствии ведения налогового учета всем требованиям законодательства.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-63-18
(Москва)

+7 (812) 627-14-92
(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Статьи по теме
Оставить комментарий