Инвентаризация — сроки проведения

Инвентаризация товаров – обязательная работа на любом предприятии. Это один из лучших методов для фактического контроля за наличием и сохранностью ТМЦ. В нашем материале мы кратко рассмотрим, как проходит данный процесс, в какие сроки проводят инвентаризацию и иные нюансы этой работы.

Для чего нужна инвентаризация и что можно проверять?

Инвентаризация проводится для проверки:

  • Складов с товаром (сюда также можно отнести библиотеки).
  • Производства, где изготавливают продукцию, и где количество выпущенного товара фактически может не совпадать с тем, что указано в документах.
  • Торговые площади, где реализуется продукция (магазина, аптеки, рынки и т.д.).
  • Кассы.
Проведение инвентаризации

Проведение инвентаризации

Также проводится и проверка документов, предметов бухучета, включая:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 350-63-18
(Москва)

+7 (812) 627-14-92
(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  • ОС (все, чем пользуется организация при рабочем процессе). Например, здания, техника, инструмент, газовые и электросети, без которых работа компании не представляется возможной.
  • ТМЦ, запасы, необходимые для производства товара.
  • Готовая продукция, выпускаемая предприятием.
  • Готовые к реализации товары.
  • Наличные средства, которыми пользуются в течение рабочего процесса.
  • Дебиторская задолженность.

Главная цель инвентаризации – выявление нарушений, краж, сокрытий. Но также с помощью инвентаризации можно:

  1. Контроль производственного процесса.
  2. Поиск продукции с истекшим сроком годности для снятие с продажи.
  3. Выявление недобросовестности, нарушения распорядка и несоответствующее поведения сотрудникам принятых в организации норм и правил.

Общие советы по проведению инвентаризации

Все компании должны проводить инвентаризацию согласно ФЗ № 129, а порядок его проведения описан в методических указаниях, изложенных в приказах Минфина под номером № 49, который был утвержден в 1995 году.

Прежде чем проводить инвентаризацию, минимум за 10 дней до данного мероприятия нужно издать приказ по форме ИНВ-22, при этом его обязательно стоит зарегистрировать в журнале, в которой ведется учет и контроль такой документации.

В инвентаризации участвует специальная комиссия, созданная из сотрудников компании, которая может быть рабочей, постоянной и разовой. Задача постоянной – выполнение плановой, выборочной инвентаризации и проведение контрольных проверок. Если в компании есть большое количество ТМЦ, то в такие периоды можно проводить выборочную инвентаризацию – в этом случае решение о проведении нужно принимать в рабочем порядке.

Рабочие комиссии могут участвовать в плановых инвентаризациях и проводить выявление результатов. А вот в случае разовых инвентаризаций нужно утверждать вначале их состав, поскольку он может отличаться при проведении мероприятий.

Прежде чем начинать работы, следует проверить, как организована работы компании:

  • Охрана склада, наличие сигнализации.
  • Правила оформления договоров, в которых прописана ответственность специалистов, отвечающих за хранение ТМЦ.
  • Соответствие должностей лиц, которые несут матответственность.
  • Соблюдаются ли условия, когда материально ответственные лица имеют возможность обеспечивать сохранность вещей.
  • Наличие приборов изменения.
  • Как осуществляется вызов продукции из склада, правила составления документов.

Проводить проверку (имущественную, документальную), есть ли товары и продукция в наличии, нужно в коллегиальной форме. При этом все участники комиссии должны участвовать в этом, в обратном случае результаты проверки могут быть признаны незаконными. Также при проведении инвентаризации должны присутствовать лица, которые несут матответственность.

При этом главной задачей руководства является создание условий, когда наличие продукции может быть проверено максимально точно и в заданное время.

Кроме того, руководитель должен предоставить все необходимые инструменты и измерительные приборы для проведения инвентаризации. А вот материально ответственные лица должны подготавливать товары, оформить документацию до проведения работ. Нужно подготовиться и самим членам комиссии: опломбировать склад, где расположены товары, проверить весы, получить документы от материально ответственных лиц, в которых подтверждается данные о товарах, их стоимости, их движении.

Инвентаризация может проводиться достаточно долго, и в этот процесс могут осуществлять отгрузки или приёмка товара. В таком случае на них составляет отдельная опись.

Также при проведении инвентаризации составляет приказ, в котором обязательно должны быть причислены товары, которые нужно проверит, причины проведения инвентаризации, сроки. Но также следует подготовить и другие документы:

  • Методика проведения проверки.
  • Описание действий сотрудников при проведении инвентаризации.

Как проходит инвентаризация – пошаговое руководство

Первый шаг – подписание приказа о проведении работ, на основании которого создается комиссия, уполномоченная на проведения инвентаризации. Обычно в нее включаются товаровед, технолог и бухгалтер.

Дальше все проходит по следующей схеме:

  1. Комиссии передает учетные данные по ТМЦ из бухгалтерии.
  2. Проводится проверку измерительного и иного оборудования, которое будет применять при проведении работ, что минимизирует риск неточностей.
  3. Помещение опечатывают, чтобы у материально-ответственных лиц не было возможности спрятать лишний товар или возместить убыток.
  4. Проводятся все учетные документы, причем их подписывает руководитель компании.
  5. Снимается касса и проверяется выручка (если мы говорим про магазин).
  6. Ответственное лицо подписывает расписку, в которой указывает, что все готово к подсчетам остатков.
  7. Начинается процедура инвентаризации: продукция взвешивается, измеряется по количеству и объему.
  8. Полученные результаты сравниваются с фактическими документами, а итоги записывают в специальную ведомость.

При проведении работ посторонним нельзя находиться в помещении, а рабочий процесс приостанавливаются. Ночью или при уходе на обед руководитель комиссии должен опечатать помещение.

Инвентаризация – сроки проведения

Количество проводимых инвентаризаций, даты их проведения определяет руководитель компании (кроме случаев, когда инвентаризация является обязательной).

Но есть несколько правил. Так, если речь идет про проверку готового товара на складе, то она должна проводится не реже одного раза в год перед составлением отчетности. Нужно помнить, что подобные работы это не просто проверка, но и уточнение финансового состояния компании, которая позволит вовремя принять необходимые решения для улучшения работы компании.

Периодичность проведения инвентаризации на складах – также не менее раза в год. Магазины проверяют минимум дважды, но можно проводить проверку и чаще (тут все зависит от движения товаров).

Сроки, как и другая информация про инвентаризацию, записывается, записывается в приказе директора. В некоторых случаях (например, есть подозрения о кражах), руководитель может оформить внеплановую проверку. В этом случае ее нужно проводить в день приемке и передачи товара между матответственными лицами.

Акт инвентаризации ТМЦБолее подробно о составлении акта об инвентаризации ТМЦ мы расскажем в нашем материале.

Здесь вы узнаете, что такое бро технической инвентаризации и кто в нем работает.

Более подробно о проведении проверки вы узнаете тут.

Оформление товаров, поступивших при проведении проверки

Если в процессе проведения инвентаризации на предприятии поступили товар, то его должны принять материально-ответственные лица вместе с членами инвентаризационной комиссии, оформить по реестру либо по отчету. Затем данные о поступившей продукции заносят в опись «ТМЦ, поступившие при инвентаризации».

В документ обязательно должна быть следующая информация:

  1. Дата поступления продукции.
  2. Поставщик.
  3. Дата и номер приходного документа.
  4. Количество товара, наименование, стоимость.
  5. Общая сумма.

Одновременно с этим на приходных документу руководитель комиссии должен сделать отметку «После инвентаризации», записав ссылку на дату описи.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-63-18
(Москва)

+7 (812) 627-14-92
(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Статьи по теме
Комментарии
Ответить Екатерина 26 июля 2017 в 14:47

Добрый день, уважаемые посетители сайта! В прошлом месяце я, как самый ответственный человек в коллективе, проводила инвентаризацию ресторана. Моя основная работа заключается в связи с поставщиками и логистами. В сроки инвентаризации я полностью уложилась, меня похвалили. Скажите, предусмотрено ли мне денежное вознаграждение?

Ответить Ирина 02 августа 2017 в 16:33

Хотелось бы уточнить: кого лучше брать в комиссию по инвентаризации? Сколько человек должно быть в комиссии?

Ответить Юра 10 августа 2017 в 15:36

Доброго времени суток . Прочитал статью и несогласен по поводу проверки организации работы компании перед инвентаризацией. Это получается мы уже перед инвентаризацией начинаем искать виноватых перед недостачей ? Которой возможно и нету .

Ответить дима задарожний 20 сентября 2017 в 09:39

Юра , я согласен с вами. Так оно и есть, что виновные появляются раньше всей проверки. Сама же информация в этой статье интересная.

Ответить антон 18 ноября 2017 в 20:01

Вообще желательно что бы при инвентаризации не было поступления и расхода ,что очень отвлекает от проведения работы , и кроме того вносит путаницу в документах,что может привести к неверному результату и тогда смысл инвентаризации сводится к нулю

Оставить комментарий