Что такое эквайринг: виды и схемы работы
Чтобы идти в ногу со временем, магазину либо иной точке, где осуществляется продажа товаров или услуг, нужно подключить эквайринг. Что же это такое? Так называют систему приема оплаты с применением банковских карт, а также некоторых гаджетов, например, смартфонов, браслетов. В крупных сетях прием оплаты картами давно стал нормой. Мелкие торговцы также внедряют у себя эту возможность, ведь иначе они рискуют потерять клиентов.
Термин «эквайринг» пошел от английского слова «acquire». В переводе это значит «приобретать» или «получать». Применительно к системе расчетов это означает получение денег за проданные товары, которые покупатель оплатил банковской картой.
Благодаря банковскому пластику эквайринг очень быстро распространился. Появление карт освободило нас от необходимости носить с собой крупные суммы и снизило связанные с этим риски. Со временем этот способ оплаты развивался, и сегодня он существует в нескольких видах:
- Торговый эквайринг. Классический и хорошо знакомый всем нам способ, который реализуется с участием POS-терминала. Для покупателя процесс оплаты крайне прост. Все, что необходимо сделать, — это вставить банковскую карту в отверстие в терминале (или просто поднести к нему) и набрать пин-код. На экране появится надпись о проведении успешной операции, и кассовый аппарат выдаст чек. Вместо карты покупатель может применять смартфон, смарт-часы или специальное кольцо.
- Интернет-эквайринг. Его используют онлайн-магазины или сайты оплаты различных услуг (телефонная связь, коммунальные услуги). Оплатить можно как банковской картой, так и электронными деньгами. Интернет-эквайринг дал толчок развитию онлайн-бизнеса, ведь в условиях, когда покупатель и продавец не контактируют, иного способа оплаты просто нет.
- Мобильный эквайринг. Базируется на применении переносных терминалов, которые работают с мобильными устройствами (планшет, смартфон).
- АТМ-эквайринг. Реализуется через терминалы оплаты и банкоматы.
Элементы системы
Эквайринг основан на взаимодействии нескольких звеньев:
- Покупатель. Он собирается что-либо приобрести и желает оплатить банковской картой.
- Продавец. Условно назовем его магазин, хотя это может быть точка общепита, парикмахерская, автосалон, медицинское учреждение либо любое иное заведение. Он является пользователям услуги эквайринга, которую приобретает в банке. За это он уплачивает комиссию.
- Банк, в который продавец обратился за эквайрингом, или банк-эквайер. Он должен иметь лицензию международной платежной системы (MasterCard или Visa). На эквайера возлагается обязанность следить за технической стороной процесса. За это он взимает с продавца небольшую плату.
- Банк, выпустивший карту покупателя, или банк-эмитент. Он является ответственным за то, чтобы расчеты с владельцем карты в процессе покупки были осуществлены правильно. Также получает комиссию от магазина.
- Процессинговый центр. Его альтернативные названия — платежный шлюз, провайдер платежей. Это либо специализированная организация, либо подразделение банка-эквайера. Он отвечает за прием и обработку платежей, обеспечивает информационную и технологическую связь между участниками расчетов.
Как происходит процесс
Эквайринг работает по схеме, которая включает несколько этапов:
- Человек использует карту в магазине — прикладывает, проводит магнитной полосой или вставляет в терминал.
- Информация об этом поступает провайдеру платежей.
- Сведения о карте пересылаются в банк-эквайер, и тот запрашивает о ней платежную систему.
- Система выясняет у банка-эмитента, есть ли на карте денежные средства для оплаты, — этот запрос попадает в процессинговый центр.
- Платежный шлюз проверяет списки, в которые включаются заблокированные карты, наложение арестов и т. д. Если нарушения есть, приходит отказ. Если их нет, то сведения направляются эмитенту.
- Банк-эмитент проводит окончательные проверки: на признаки мошенничества, на остаток денежных средств и другие. Как результат, транзакция подтверждается или нет. Далее эта информация поступает в банк-эквайер.
- При благоприятном развитии событий нужная сумма резервируется, и информация об этом последовательно передается всем участникам операции.
- На последнем этапе покупателю приходит сообщение об успешном платеже.
Фактическая же оплата (перевод от эквайера эмитенту) пройдет немного позже. До этого денежные средства замораживаются — это называется холд. Сначала документы, подтверждающие проведение операции, должны перейти в банк-эмитент. И только после этого деньги списываются со счета покупателя и переводятся в банк, где обслуживается продавец.
Чем хорош и плох эквайринг
Преимущества и недостатки эквайринга для продавца описаны в следующей таблице.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Экономия времени и финансовых затрат. Магазину не нужно сдавать «наличку» в банк. | Возможные издержки. Эквайринг окупится только в случае, если у магазина будет достаточно клиентов с картами. |
Минимальный риск. Платеж банковской картой безопаснее – покупатель не расплатится фальшивыми купюрами. | Возможные технические проблемы. Процесс оплаты банковской картой проходит по интернету, поэтому если отсутствует связь с банком, оплата не пройдет. |
Удобство в обслуживании клиентов. Не нужно тратить время на размен денег или поиск сдачи. | Мошенничество. Если необходимая для оплаты картой информация попала к третьим лицам (и те ею воспользовались), владелец карты может оспорить покупку (чарджбэк). При условии признания операции мошеннической продавец будет обязан возместить ущерб владельцу карты. |
Увеличение продаж. Покупатели охотнее расстаются с деньгами на карте. К тому же эмитент может предоставлять различные бонусы и кэшбэк. | |
Привлечение новых клиентов. Если в соседнем магазине у них не приняли карту, они придут к вам. |
Как подключить
Решив подключить эквайринг, продавец обращается в банк. Там предложат приобрести или арендовать необходимое оборудование и заключить договор. Обычно банк-эквайер предоставляет пакет сопутствующих услуг:
- настройку техники и программного обеспечения;
- инструктаж персонала магазина на тему того, как работать с терминалом, в том числе при нештатных ситуациях — отказах от обработки и прочих;
- обеспечение чековой лентой;
- техподдержку.
Далее пользователь должен разместить взятое в банке оборудование в магазине или на других объектах, где планируют принимать карты. И обеспечить терминалам доступ в интернет. После этого можно приступать к приему оплаты картами. На пользователя системы эквайринга накладывается обязанность поддерживать ее в работоспособном состоянии. А если случится какая-то неисправность, безотлагательно сообщить об этом в банк.
За свои услуги эквайер взимает плату в виде комиссии в соответствии со своими тарифами. Чаще всего продавцу приходится отдавать в общей сложности порядка 2-3% от выручки, которая поступает через эквайринг.
Новые виды эквайринга
С развитием высоких технологий появился интернет-эквайринг. Так называют услугу, благодаря которой платеж с банковской карты можно произвести непосредственно на сайте онлайн-сервиса или интернет-магазина. Удобство в том, что оплата проводится без участия человека, круглосуточно, очень быстро и без лишних затрат.
Схема интернет-эквайринга фактически мало чем отличается от торгового. Разница в том, что в качестве терминала для оплаты используется страница сайта. При торговом эквайринге данные с карты считываются POS-терминалом, затем передается провайдеру платежей. В случае с интернета-эквайрингом эти данные плательщик сам вводит в специальную платежную форму на сайте.
Дополнительный плюс в том, что при внедрении интернет-эквайринга покупатели смогут делать платежи не только банковскими картами, но и прочими электронными средствами платежа. Если говорить простыми словами, этот способ позволяет принимать оплату с разных онлайн-кошельков — Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI и множества других. К тому же интернет-эквайринг не требует дополнительных затрат на установку и настройку оборудования, ведь его попросту нет.
Не так давно появился мобильный эквайринг. Благодаря ему продавец может принимать оплату с помощью смартфона или планшета. Для пользователей преимущество в том, что затраты на него меньше, чем на классический торговый эквайринг. Понадобится любое устройство под управлением iOS либо Android с выходом в интернет, а также мини-терминал. Его можно взять в аренду либо весьма недорого приобрести. На мобильное устройство должно быть установлено специальное приложение.
При совершении оплаты процесс выглядит просто: карта проводится через мини-терминал, на мобильном устройстве вводится необходимая платежная информация, покупка подтверждается владельцем карты. После того как расчет завершен, покупатель получит чек на свой email или через СМС-сообщение.
Мобильный эквайринг не подходит для больших магазинов, так как по сравнению с классическим он не очень удобен при плотном потоке покупателей. Однако он является идеальным вариантом для курьерских служб, интернет-магазинов с собственной доставкой, таксистов, страховых агентов и прочих специалистов, которые рассчитываются с клиентами на выезде.