Что такое демпинг
Демпинг – это снижение цены товара относительно его отпускной стоимости. Используется такой метод многими компаниями, особенно только что вышедшими на рынок и нуждающимися в успешном занятии своей рыночной ниши.
Что такое демпинг и его основные цели
Демпинг цен – это снижение стоимости товара по сравнению с рыночной ценой. Такой способ применяют многие компании, чтобы быстрее сбыть продукцию, привлечь больше клиентов. Но нередко, используя данный метод, фирмы работают себе в убыток. Однако в дальнейшем при достижении поставленных задач это помогает им получить стабильный и хороший доход.
Основными целями применения демпинга является следующее:
- Желание привлечь покупателей. Реализуя товары по уменьшенной стоимости, компания успешно увеличивает поток клиентов. При этом многие из них в дальнейшем становятся постоянными покупателями, если качество продукции не ухудшается.
- Завоевание своей ниши на рынке. Когда фирма только начинает работать, ей необходимо укрепить свои позиции, распространить информацию о себе. В этом отлично помогает демпинг, который магазины активно рекламируют в уже известных торговых точках, что подталкивает клиентов покупать новинку.
- Заключение контракта с серьезным партнером. В этом случае снижение стоимости товаров позволяет привлечь, к примеру, владельцев крупных торговых центров, которые всегда ищут, где бы им закупать продукцию по небольшой цене.
- Сбыт товара. Эта цель демпинга необходима, если у компании осталось много нереализованной продукции. Чтобы списывать как можно меньше, фирмы распродают по сниженной стоимости. Потребители, видя дешевый товар, быстро скупают его.
Государством производителям часто запрещается существенно уменьшать стоимость, это считается разновидностью недобросовестной конкуренции. Это строго контролируется государственными властями, так как демпинг способен существенно подорвать экономику страны.
Разновидности
Демпинг имеет много видов, но основные его формы – ценовой и стоимостный. Ценовой тип используется чаще всего не внутри конкретной торговой точки, а при взаимодействии компаний на внешнем рынке. К примеру, продавец одного государства проводит экспорт своей продукции в другие страны по уменьшенной стоимости, которую не могут предложить местные магазины. Также примером может служить взаимодействие между компаниями, находящимися в одном государстве, но в разных регионах.
Стоимостная форма демпинга означает, что фирма определенное количество времени продает продукцию по низкой цене, которая равна или даже ниже себестоимости. Таким образом, она работает себе в убыток. Это необходимо для того, чтобы вытеснить из рынка конкурентов, привлечь больше покупателей.
Также имеются такие типы демпинга:
- Постоянный. Это значит, что товар продается по низкой стоимости в течение всего срока сбыта. Обычно такой ход используют в качестве акций для увеличения объема реализации иной продукции. Ярким примером такого демпинга является предложение магазина одежды приобрести пиджак по 50% скидке при условии покупки конкретного платья. При этом компенсация входит в стоимость иных товаров, поэтому магазин от этого ничего не теряет.
- Преднамеренный. Это демпинг, который имеет своей главной целью вытеснение конкурентов с рынка. Но такой метод больше подходит, когда конкурентоспособных фирм немного, так как меньше вероятность, что место вытесненной компании займет другая организация.
- Пиратский. Несколько схож с предыдущим вариантом, так как его цель также кроется в устранении конкуренции. Только в этом случае фирма желает устранить всех имеющихся конкурентов. Такой демпинг опасен, потому что может нарушить экономическое состояние всей отрасли.
- Взаимный. Под ним понимают процесс, когда две страны реализуют друг другу продукцию по уменьшенной цене. Таким образом, получается вполне взаимовыгодное сотрудничество.
- Обратный. Такой демпинг подразумевает продажу товаров внутри рынка по более сниженной стоимости, чем на внешнем рынке. Его применяют обычно при реализации газа, электроэнергии, бензина.
- Спорадический. Означает распродажу продукции по уменьшенной цене в целях ее скорейшего сбыта ввиду того, что она уже мало востребована или же подходит к концу срок годности.
Разновидность демпинга подбирается компанией в зависимости от того, какие именно задачи она желает решить с помощью него.
Положительные и отрицательные стороны
Демпинг цен имеет свои достоинства и недостатки, которые нужно учитывать в процессе принятия решения о его использовании.
Положительные стороны:
- возможность привлечь много покупателей;
- внедрение на рынок новой продукции;
- шанс занять хорошую нишу на рынке;
- отсутствие необходимости в дополнительных затратах.
Отрицательные стороны:
- уменьшение прибыли в период использования демпинга;
- высокий риск того, что клиенты предпочтут больше качество, чем низкую стоимость;
- большая вероятность заработать плохую репутацию при слишком частом демпинге.
Также к минусам относят то, что из-за снижения цен есть риск ухудшения состояния экономики в той или иной отрасли. Именно поэтому государство не одобряет применение такого метода и старается бороться с ним.
Рекомендации по грамотному демпингу
Демпингом пользуется большинство торговых точек в тех или иных целях. Но не всегда они грамотно применяют его, что приводит к негативным последствиям.
Применяя демпинг, нужно учитывать следующие важные моменты:
- Снижать цены следует временно, этот процесс не должен длиться постоянно. Поэтому важно определить конкретный временной интервал.
- Подходить к уменьшению стоимости нужно индивидуально. Необходимо проанализировать ситуацию у конкурентов. К примеру, можно удешевить тот товар, который у других фирм приносит больше всего прибыли. Тогда они потеряют клиентов, соответственно, и доход.
- Демпинг рекомендуется проводить в привлекательной форме, чтобы заинтересовать больше потребителей. Например, объявлять акции, распродажи, разрабатывать программы лояльности. Покупатели охотнее реагируют на такие предложения, чем просто на сниженный ценник.
Нельзя ни с того ни с сего взять и уменьшить стоимость того или иного товара. Важно все тщательно просчитать, продумать, чтобы применение этого способа не привело к краху фирмы.
Борьба с демпингом
Для конкурентов компании, часто играющие ценами, опасны. Поэтому фирмы принимают меры по борьбе с демпингом. Есть несколько действий, которые можно предпринять.
Подача жалобы в антимонопольную службу
Российское законодательство запрещает применение демпинга, поэтому можно сообщить в орган, контролирующий данную сферу, о противоправной деятельности конкретной организации. Прием подобных жалоб осуществляется в местном управлении Федеральной антимонопольной службы.
В документе нужно четко и подробно описать, какие действия компании предпринимаются и какие последствия вследствие этого могут возникнуть. Но слова должны обязательно подкрепляться доказательствами, что фирма не просто проводит временную акцию, а именно нацелена на долговременный демпинг.
Дружба с конкурентами
На самом деле ничего общего с дружбой отношения между конкурентами не имеют. Здесь имеется в виду, что можно попробовать договориться с компанией о взаимовыгодном выходе из сложившейся ситуации. К примеру, если у обеих сторон широкая линейка товаров, то можно договориться об уступке друг другу определенного сегмента, который приносит наибольшую прибыль.
Ожидание краха конкурента
Можно не начинать сразу с жалобы, а просто выждать время, когда компания сама себя загонит в угол и разорится. Как только это случится, можно будет снова занять высокую нишу на рынке и продолжать получать достойную прибыль. Также появится возможность приобрести имущество обанкротившегося конкурента за копейки, тем самым увеличить объем своего производства.
Уход с рынка
Это самый радикальный способ, на который сложно решиться, так как многие строят собственное дело годами. Но иногда он является единственным правильным выбором, так как невозможно постоянно работать в убыток, бороться с конкурентами. В таком случае лучше перейти в другую сферу бизнеса.
Меры против демпинга на государственном уровне
Было замечено, что вследствие демпинга повысился уровень недобросовестной конкуренции, что приводит к разным последствиям, например, к частому неисполнению заключенных сделок. Поэтому государство приняло несколько мер по борьбе с ним. Они, конечно же, не помогают полностью обезопасить от демпинга, но создают хороший барьер для его применения.
Существует несколько антидемпинговых мер по закону 44 ФЗ, определяющего порядок государственных закупок. Первая гласит следующее: если начальная стоимость закупки составляет менее 15 миллионов рублей, а участник уменьшает ее более чем на 25%, то он обязан выбрать один из вариантов:
- Внести оплату в качестве обеспечения контракта в 1,5-ом размере по сравнению с обычным. Простыми словами тот, кто сильно снижает цену, должен заплатить деньги в залог, тем самым обеспечив исполнение договора. Если он не выполнит свои обязательства, внесенная им сумма останется у второй стороны.
- Внеси платеж в однократном размере и подтвердить свою состоятельность. Для этого у него должно быть заключено от 3 государственных контрактов в прошлом году, отсутствовать пени и штрафы по закупкам.
Если же начальная цена больше 15 миллионов и одна сторона пытается скинуть свыше 25%, то вариант только один – заплатить денежную сумму в залог.
Отдельное правило действует для сделок с товарами, которые необходимы человеку для нормального жизнеобеспечения, например, продукты питания. Если одна сторона уменьшает стоимость больше чем на 25% от первоначальной, то она должна представить следующую документацию:
- гарантийное письмо от производителя, где указана отпускная цена на продукцию;
- письменное подтверждение того, что товар находится у исполнителя;
- соглашение о перевозке продукции;
- лицензии, сертификаты;
- прочие бумаги, которые удостоверяют действительность предложения.
Также борются с демпингом путем установления пошлин на импортные товары, к примеру, если нужно полностью оградить страну от той или иной продукции, то назначают слишком высокий сбор.
В России есть еще закон №165-ФЗ, который призван защищать страну от продукции, наносящей экономический ущерб, вследствие неконкурентоспособности местных аналогов. Если ввоз таких продуктов выявлен, вводятся антидемпинговые пошлины.
Когда меры не используются
Есть несколько ситуаций, когда применять меры борьбы с демпингом нельзя. К ним относится следующее:
- электронный аукцион, проводимый по стоимости единицы товара, работы или услуги;
- отсутствие в договоре пункта о необходимости обеспечения его исполнения;
- оформление энергосервисного контракта;
- закупка лекарственных препаратов, входящих в список ЖНВЛП и имеющих уменьшенную цену не более чем на 25% по сравнению с отпускной.
Таким образом, демпинг представляет собой метод снижения цен для вытеснения с рынка конкурентов, занятия высокой ниши, привлечения клиентов и иных целей. Данный процесс препятствует нормальному развитию экономики, поэтому не одобряется государственными властями.