Неценовые факторы спроса и предложения

Формирование цены – комплексный процесс, в котором на движение товаров между продавцом и покупателем влияет большое количество факторов. Их влияние способно нейтрализовать воздействие цены таким способом, что рост или снижение числа покупаемых товаров наблюдается при цене, остающейся неизменной. Причины, вызывающие такое явление, принято называть экономическим термином «неценовые факторы», или иначе «детерминанты спроса».Спрос и предложение

Факторы влияния на спрос и цена

Объем спроса подвержен постоянным колебаниям, обусловленным изменением предпочтений потребителя, которые связаны с большим количеством детерминантов, таких как:

  • влияние модных трендов;
  • использование явной и нативной рекламы;
  • ожиданий покупателя;
  • доступности предлагаемых продуктов;
  • величины семейных доходов;
  • полезности приобретаемой вещи;
  • наличия товаров-субститутов;
  • цены на товары-конкуренты;
  • демографии района точек продаж.

Изучение механизма неценовых факторов помогает сформировать понятие спроса в виде его закона: величина спроса снижается при увеличении цены и сохранении прочих параметров продукта неизменными.Неценовые факторы

Реализация закона спроса объясняется действием связанных между собой эффектов: дохода и замещения — их относят к факторам, формирующим форму кривой спроса, и называют ценовыми. Сущность их состоит в том, что увеличение цены снижает реально располагаемый доход покупателя при сохранении суммы в денежном выражении, уменьшая покупательскую способность и сокращая уровень спроса на поднявшийся в цене товар.

С другой стороны, повышение цены влечет за собой пересмотр обычного ассортимента, составлявшего корзину потребителя, и побуждает к замене подорожавшего товара на менее дорогой аналог. Такое поведение обусловлено эффектом замещения.

Из этого закона имеются исключения:

  • парадокс Гиффена, наблюдающийся в период неустойчивости экономики и кризиса: несмотря на рост цены на дешевые товары первой необходимости, спрос на них увеличивается за счет отказа потребителя от качественных, но дорогих продуктов;
  • эффект Веблена связан со спросом на уникальные и роскошные товары, которые, по мнению потребителя, нужно приобретать, чтобы подчеркнуть свой статус;
  • высокая цена – индикатор высокого качества: потребитель не отказывается от покупки, несмотря на повышение цены, так как продукт обладает высокими потребительскими характеристиками;
  • эффект ожидаемого изменения цены — цена растет, но спрос увеличивается из-за опасений покупателя на еще большее удорожание;
  • предметы роскоши становятся инструментом сохранения капитала и привлекают вложение денежных средств.

Характеристика неценовых факторов спроса

Влияние неценовых факторов красноречиво отображает график, показывающий

изменение местоположения кривой спроса, обо­значенной литерами dd. Неценовые детерминанты влекут колебание спроса независимо от размера цены на продукт. Изменение факторов ведет к сме­щению кривой, отображая изменение количества запрашиваемых продуктов по этой же цене.

Увеличение спроса показано стремлением кривой dd вверх по направлению вправо. Тогда как вызванное влиянием неценовых факторов снижение спроса вызывает движение кривой спроса вниз влево.

К неценовым факторам спроса следует отнести:

  1. Доходы потенциальных покупателей в денежном эквиваленте: если они растут, то и количество запрашиваемых продуктов тоже растет, несмотря на то, что цены на эти товары остались неизменными и до подъема доходов были основной причиной малого спроса. При снижении доходов потребителей объем спроса сократился при сохранении цены продукта.
  2. Фактор ожиданий потребителя вызывает изменение спроса на товар в отсутствии изменения цены. Причины диверсификации ожиданий различны: инфляция (экономический характер), сезонные, праздничные (неэкономические основания). Под действием таких условий количество покупок-продаж снижается или возрастает безотносительно уровня стоимости покупаемых продуктов.
  3. Количество приобретаемых товаров меняется независимо от цены в силу присутствия/отсутствия взаимозаменяемых или дополняющих друг друга продуктов. Так, спрос на свинину вырастет в отсутствии говядины, тогда как при наличии широкого ассортимента мясных изделий рассредоточится на отдельные виды, снизив спрос по конкретной группе. В случае колебания поставок взаимодополняемых товаров возможен перекос спроса на товары-комплименты. Например, отсутствие мониторов способно снизить спрос на компьютеры, а бензина — сократить продажи автомобилей. Большая часть товаров имеет свои аналоги и дополнители, и присутствие их способно значительно менять потребительский спрос.
  4. Веяния моды и «раскрученность» торговой марки также влияют на спрос и носят неценовой характер. Специфика потребительской психологии, внутренняя конкуренция между отдельными покупателями и сообществами могут внести неожиданные или ожидаемые коррективы в колебания спроса.
  5. Величина потребительского рынка, выраженная в увеличении количества покупателей, положительным образом повлияет на спрос естественным образом.
Читайте также!  Эффект финансового левереджа (рычага): коэффициент и формула

Неценовые факторы также можно классифицировать на маркетинговые, общественные, экономические и неэкономические.

Предложение и цена

Величина предложения и его качество зависят о способности производителя и продавца вывести на рынок и реализовать определенное количество продукта по определенной цене. Предложение, по аналогии со спросом, повинуется закону предложения, согласно которому при возрастании цены на продукт предложение такого продукта должно повышаться при неизменности прочих факторов. Впрочем, в этом положении также существуют исключения. Ограниченность ресурсов будет сдерживать рост предложения в силу снижения его производства, как бы ни росла цена на такой товар.

Величина предложения склонна претерпевать изменения в зависимости от складывающейся цены на продукт. Цена низкая – предложение невелико, цена увеличивается — продавец предлагает покупателю большее количество товаров. Объем предложения также зависим от производственных затрат, то есть издержек производства. Невозможность оптимизировать издержки способна настолько увеличить себестоимость товара, что предложение окажется неконкурентоспособным.

Неценовые факторы предложения

Кроме главенствующего фактора, оказывающего влияние на уровень предложения, – цены, по аналогии со спросом выделяют и неценовые факторы предложения, воздействующие на его объем и в то же время не зависящие от цены на производимый продукт. Меняющийся тренд неценовых факторов влечет за собой перемены в величине предложения при цене, остающейся прежней.Сдвиг кривой предложения

В такой ситуации стоит говорить о смещении кривой предложения. Сдвиг отображает степень реакции продавцов на изменение неценовых детерминант. Изменение количества предлагаемого товара означает, что производимый объем благ подвергается корректировке. Кривая перемещается вправо – это свидетельство расширения предложения, влево – предложение сокращается.

При неизменности этих факторов, но при изменении цены продукта, кривая не будет подвергаться смещению, произойдет перемещение вдоль нее. В такой ситуации поменяется количество продукта, предложенного продавцами. Здесь уже нужно говорить об изменении величины предложения.

К неценовым факторам принято относить:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 350-84-13 доб 680
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

  1. Число производителей: чем их больше, тем выше предложение. Здесь следует учитывать риски ограниченности потребляемых при производстве ресурсов. Так, производители увеличивают спрос на дешевые ресурсы. Новые компании смогут получить только дорогие, цена на которые вырастет за счет удлинения логистического плеча. Удорожание приводит к увеличению издержек, что, в свою очередь, влечет увеличение себестоимости и в результате рост цены изделия. Предприятия, оказавшиеся в таких условиях, вынуждены терпеть снижение маржи либо нивелировать его наращиванием оборотов и совершенствуя технологии. В любом случае, всем становится невыгодно продавать продукт по старой цене.
  2. Степень развития технологий способствует повышению отдачи от любого вида ресурсов. Чем совершеннее производственная база, тем больше товаров можно произвести, а значит, предложение увеличится. Этот фактор не работает только при производстве штучных продуктов, требующих ручного труда.
  3. Политические потрясения и войны вносят дисбаланс во все сферы хозяйственной деятельности государства, вынужденного принимать меры, направленные на выживание общества. В такой ситуации динамика предложения хаотична, так же, как и спрос.
  4. Катастрофы природного характера могут выбить из колеи целые производственные отрасли, в зависимости от места своего возникновения и величины государства.
  5. Стоимость ресурсов – краеугольный камень любого производства. Величина предложения находится в постоянной обратной зависимости от стоимости потребляемых при производстве товара ресурсов.
  6. Уровень налогообложения способен ограничить прибыль производителя настолько, что предприятие считает вынужденной мерой повышение цены на свой товар, что приводит к снижению спроса на него, а значит впоследствии и предложения. К таким товарам можно отнести все подакцизные группы. Снижение налогов, напротив, приведет к увеличению количества предлагаемых товаров в силу снижения издержек и высвобождения денежных средств для приобретения производственных ресурсов, в том числе, увеличения количества необходимого высокооплачиваемого персонала высокой квалификации.
  7. Экономические ожидания предприятий, производящих товары, могут повлиять на объем предложения посредством «придерживания» партии товара в ожидании существенного изменения цены на рынке. Этот фактор наиболее выражен в сельскохозяйственной отрасли, где засуха вносит коррективы в традиционное поведение аграриев, которые объявят задержку поставки до предложения цены, которую посчитают приемлемой. Возможна и обратная ситуация: производитель станет наращивать производство в ответ на прогнозы повышения цены. Действие этого фактора в долгосрочном периоде прогнозировать сложно.
  8. Изменение цен других товаров в сторону их повышения зачастую приводит к действиям, направленным на привлечение быстровводимых производственных мощностей и приложения капитала, что быстро приводит к росту предложения. В свою очередь, отток капитала из сферы производства, где цена производителю кажется не столь привлекательной, будет способствовать снижению уровня производства, а значит и предложение уменьшится. Фактору цены других товаров особенно подвержены товары с похожими условиями их производства. Зависимость связана с тем, что перенос производственных мощностей не несет существенных затрат.
  9. Трансферты производителям напрямую влияют на увеличение их доходов, так как государственный бюджет принимает участие в инвестировании. Таким образом, присутствие государственных денежных средств высвобождает часть производственного капитала, который может быть направлен на увеличение производительности, стимулируя предложение. Возможная отмена субсидии приведет к снижению предложения.
  10. Фактор сезонности срабатывает при смене сезона: летом вырастает предложение пляжных принадлежностей, туристического снаряжения и предметов, необходимых для отдыха на природе. При смене сезона растет предложение товаров для зимнего времяпрепровождения: коньков, лыж, зимней резины на автомобили.
Читайте также!  Что такое коэффициент автономии - Формула по балансу

Особо следует выделить такой неценовой фактор предложения, как технический и технологический прогресс, причем не только отраслевой, а планетарный. Он особенно ощутим в высокотехнологичных отраслях. Развитие высокоточных и информационных технологий способно повлиять на замену ресурсов, выводя в аутсайдеры целые концерны, предложение которых становится неинтересным теперь уже бывшему потребителю, а значит, снижается до критического, удовлетворяя потребности особых приверженцев. Яркий тому пример — финская транснациональная компания «Nokia Corporation». В период 2000 – 2011 гг. она одиннадцать лет занимала лидирующие позиции на рынке сотовых телефонов. А в 2012 году ей пришлось уступить свое место корпорации Samsung и начать взаимодействовать с «Microsoft», отказавшись от развития собственной операционной системы для мобильных телефонов и объявив в 2013 году о продаже своего бизнеса в сфере мобильных устройств.

Статьи по теме
Оставить комментарий