Что такое дефолт государства на примере России
На фоне снижения курса рубля у россиян возникают невольные ассоциации с кризисом 1998 года, который был спровоцирован дефолтом и привёл к росту безработицы. Простыми словами, дефолт государства – это отказ правительства от исполнения своих обязательств. Возможно ли повторение аналогичных событий в современной России и что может стать их катализатором – эти вопросы волнуют многих.
Вопреки распространённому мнению, согласно которому в России под дефолтом понимается именно «банкротство» государства, этот термин имеет более широкую трактовку. В юридической практике так называют отказ должника от уплаты взятых на себя обязательств. Если речь идёт о предпринимательской деятельности, данная процедура может быть начата как самой организацией, так и её кредиторами.
В последнем случае кредиторы, не получив причитающиеся суммы в установленный срок, имеют право инициировать технический дефолт должника, в процессе которого стороны могут реструктурировать задолженности, либо будет начата процедура банкротства.
Дефолт государства
На уровне государства дефолт объявляет само правительство. Он бывает двух видов – внутренний и внешний.
В первом случае государство сталкивается с ситуацией, когда оно не в силах рассчитываться по займам, привлеченным из внутренних источников. Частным случаем внутреннего дефолта также можно считать банкротство отдельных регионов и муниципалитетов, но негативные последствия подобных событий зачастую смягчаются дотациями из федерального бюджета. Отдельно отметим, что здесь важно чётко различать фактическое банкротство и неисполнение социальных обязательств, поскольку сворачивание бюджетных программ по своей сути не является дефолтом.
Во второй ситуации страна перестаёт рассчитываться с внешними кредиторами, т.е. отказывается возвращать или обслуживать свои долги перед другими государствами или иностранными компаниями. Споры данного типа решаются в международных инстанциях и нередко приводят к дипломатическим конфликтам, поэтому в сложной ситуации правительство в первую очередь отказывается исполнять именно внутренние обязательства.
Вследствие дефолта государства происходит крах финансовой системы, что влечет за собой экономический кризис, падение курса национальной валюты, инфляцию, снижение уровня жизни населения. Растет социальная напряженность и политическая нестабильность. В то же время дефолт дает государству импульс к реформам и в случае грамотного решения проблем в итоге приведет к положительным сдвигам во всей экономической системе.
Механизм финансирования государственных расходов
Чтобы понять, по какой причине происходит дефолт, необходимо разобраться, как формируется бюджет. Есть три основных источника денежных поступлений:
- налоги;
- таможенные сборы;
- кредиты и займы.
Если первых двух статей для покрытия расходов недостаточно, правительство вынуждено занимать средства из внутренних и внешних источников. Сделать это можно через кредиты и выпуск облигаций. В России Минфин делает акцент именно на облигациях федерального займа – ОФЗ. Ключевая их характеристика – процент (купон), который уплачивается держателю бумаги.
Пример дефолта в России
Как уже отмечалось, последний дефолт (внутренний) в РФ произошёл в 1998 году. Восстановим его хронологию. В 90-е годы прошлого века сразу после распада СССР бюджет РФ исполнялся с дефицитом, правительству не хватало регулярных поступлений и резервов для покрытия всех значимых расходов и поддержки экономики.
По этой причине было принято решение выпускать краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком обращения квартал, полугодие и год. Они продавались инвесторам с дисконтом, т.е. дешевле номинала, а когда подходил срок обратного выкупа, правительство погашало их по номинальной стоимости.
Краткосрочный характер операций и достаточно привлекательные цены позволяли зарабатывать на ГКО высокую прибыль, но, когда текущие выплаты по обслуживанию внутреннего долга сравнялись с притоком средств от продажи новых выпусков ценных бумаг, ситуация начала выходить из-под контроля. Правительство, чтобы закрыть «кассовый разрыв», предлагало всё больше дешёвых ГКО. Таким образом, оно в срочном порядке покрывало текущие обязательства, но связывало себя ещё большими долгами, которые предстояло погасить в ближайшем будущем.
К 1997 году сложилась патовая ситуация – привлечённых через продажу ГКО средств не хватало даже на покрытие процентов по старым выпускам. Сработал эффект финансовой пирамиды. Кроме этого, одновременно с этим в Азии разразился кризис, на фоне которого инвесторы стали продавать ненадёжные облигации и уходить в безопасные активы. Российские бумаги на тот момент как раз относились к группе риска.
В результате правительство объявило дефолт – отказалось исполнять взятые на себя обязательства по обслуживанию внутреннего долга. Внешние долги страна продолжала погашать.
Возможен ли дефолт в России снова?
Принимая во внимание опыт 1998 года, можно сформулировать несколько ключевых предпосылок, которые указывают на приближение скорого дефолта:
- Во-первых, у государства должны быть низкие золотовалютные резервы, за счёт которых в сложные годы финансируются дефицит бюджета и расходы по обязательствам.
- Во-вторых, страна должна активно выпускать долговые бумаги под высокие проценты или с большим дисконтом, вследствие чего текущие расходы по обслуживанию обязательств не покрываются притоком капитала.
- И, в-третьих, дефицит бюджета должен находиться на критической отметке (при этом даже девальвация национальной валюты не спасает положение).
Соответственно, вероятность дефолта в России необходимо оценивать с поправкой на перечисленные выше факторы. Начнём с золотовалютных резервов (ЗВР). Данную информацию публикует Центробанк.
По состоянию на декабрь 2018 года ЗВР составляли около $460 млрд.
Второй фактор – расходы по обслуживанию долга. В настоящее время доходность ОФЗ колеблется между 8 — 10% и тесно связана с учётной политикой Центробанка. Текущие ставки являются «золотой серединой», так как, с одной стороны, они делают облигации привлекательными для инвесторов, а с другой — позволяют избежать формирования пирамиды, как это было в 1998 году.
Кроме этого, по данным Счётной палаты, расходы на обслуживание внутреннего долга РФ в первом полугодии 2018 года составили 288 млрд. руб., а на выплату процентов по внешним обязательствам было выделено $1,6 млрд. Тело внутреннего долга за 2018 год увеличилось на 447 млрд. руб., а внешние обязательства сократись на $2,8 млрд. Данные показатели являются удовлетворительными и в экстренном случае легко покрываются резервами.
И последний критерий – дефицит бюджета. По данным Минфина, 2018 год закрылся с рекордным профицитом.
Таким образом, ни один из косвенных признаков, указывающих на скорый дефолт РФ, не соблюдается, исходя из чего можно предположить, что в ближайшие годы Россия продолжит привлекать средства через ОФЗ и будет исправно погашать обязательства по старым выпускам.
Факторы риска для РФ
С другой стороны, нельзя игнорировать ряд факторов, которые в ближайшее десятилетие могут негативно сказаться на платёжеспособности российского правительства. Их всего три:
- динамика сырьевого рынка;
- возможный финансовый кризис;
- санкции.
В первом случае опасность несут в себе низкие цены на нефть и минеральные ресурсы, поскольку НДПИ и налог на прибыль добывающих предприятий занимают существенную долю в бюджете. Чем ниже котировки товаров на мировых рынках, тем больше государству придётся привлекать средств через эмиссию ОФЗ. В случае финансового кризиса повторится сценарий 1998 года, когда инвесторы стали уходить из рискованных бумаг. Единственное, что сегодня смягчит возможные последствия такой распродажи ОФЗ, так это относительно низкий долг РФ.
Проще говоря, даже если инвесторы на некоторое время (от нескольких месяцев до года) откажутся покупать новые выпуски облигаций, дефолта не будет, вместо этого правительство сосредоточится на оптимизации (минимизации) внутренних расходов. Что же касается международных санкций (особенно это относится к мерам со стороны США), то здесь в первую очередь следует опасаться запрета на покупку ОФЗ новых выпусков.
В случае реализации данного сценария возможности правительства по привлечению капитала для финансирования бюджета резко сократятся, а это значит, что государство будет активнее продавать облигации с высокими ставками внутренним контрагентам (населению и корпорациям), возможности которых весьма ограничены.
Вывод – в текущих условиях дефолт российского правительства маловероятен, так как у страны есть финансовая подушка (ЗВР), ставки по ОФЗ находятся на приемлемом уровне, а бюджет исполняется с профицитом.
Что касается рисков, то опасаться нужно, в первую очередь, санкций, направленных на операции с ОФЗ. Второй по значимости фактор – продолжительный период низких товарных цен, на фоне которого правительство будет вынуждено занимать всё больше средств.