Что такое диверсификация: виды и стратегии

В практике управления активами используются различные методы, способствующие накоплению факторов устойчивости текущей бизнес-модели. Внешние условия подвержены постоянным изменениям, любая структура испытывает давление конкурентной среды и меняющихся предпочтений потребителя. Простыми словами, диверсификация – это способ снижения возможных рисков с применением реструктурирования, нацеленного на совершенствование различных отраслей экономики организованного сообщества. Инструменты реализации этого способа многообразны и связаны с модификацией существующих технологических процессов, расширением рынка готового продукта, обновлением производственных возможностей, эволюцией инвестиций.Принцип диверсификации

Слово «диверсификация» состоит из двух латинских слов: «diversus», что значит «различный», и «facio», означающее «делать». Таким образом, термин определяется как изменение, внесение разнообразия. Это понятие может быть применимо как в глобальном, так и в местном масштабе. В диверсификации нуждается любая экономика, в которой заметно доминирует отдельный сектор, делая ее уязвимой и неустойчивой. Компании, специализирующиеся на производстве монопродукции, диверсифицируют свой бизнес за счет реализации продукта на разных рынках.

Виды

В процессе выбора вида диверсификации собственник активов должен учесть наличие солидарности компонентов бизнеса, способной оказывать влияние на конечные параметры возврата вложенных средств – ROI. При осуществлении диверсификации компании рассматривают все выгоды, которые может принести новая отрасль. Зачастую собственники стремятся отформатировать выбранную отрасль под уже успешно существующий вид деятельности. Такой подход, как правило, не обеспечивает достижения желаемой нормы прибыли и конкурентоспособности компании. Любое структурное подразделение должно отличаться своими преимуществами, быть связано с центрами управления и извлекать из этой связи свою выгоду.

Различают два основных вида диверсификации и комбинацию из них, разделяемых по признакам взаимных связей субъектов:Основные виды диверсификации

Связанная

Связанная, иначе называют «родственная», — характеризуется достижением цели через расширение сферы деятельности посредством функциональной интеграции бизнес-единиц в процессе производственной деятельности. Родственная диверсификация, в свою очередь, выделяет:

  1. Горизонтальную — запуск нового продукта, схожего по основным характеристикам со старым, выпуск которого происходит на базе уже действующих производственных линий или компаний, выражается в расширении ассортимента или географии сбыта.
  2. Вертикальную — заключается в оптимизации существующего производственного контура, например, выпуск комплектующих, фасовка/упаковка, включение переработки и сопутствующих ресурсных предприятий. Такими действиями реализуется обратная диверсификация, то есть продвижение вниз по цепочке производства. Здесь же возможно применение прямой диверсификации через становление дальнейшей переработки продукта, маркетинга и продажи, то есть движение вверх по цепочке.
  3. Возможно применение и того, и другого видов – смешанная диверсификация – контроль над всем производственным процессом от компонентов до реализации, включая маркетинг.

Несвязанная

Несвязанная, иначе неродственная, иногда можно встретить термины «побочная», «латеральная» или «конгломеративная» определяется инвестиционным альянсом компаний без их производственной совокупности. Несвязанная диверсификация характеризуется переходом организации в отрасли, отличные от той, в которой ведется текущая деятельность. Переход сопровождается освоением технологий и рынков. Бизнес, применяющий несвязанный вид диверсификации, может регулировать объемы своей деятельности и сбыта продукции в соответствии с экономическим настроем и конъюнктурой существующего рынка. Этот вид изменений подразделяется на:

  1. Центральную, централизованную или центрированную диверсификацию, основанную на разыскивании и применении добавочных возможностей производства новой продукции, которые имеются, но пока не используются в существующей деятельности. Новое производство организуется, исходя из сильных сторон, уникальных особенностей предприятия и возможностей, заключенных в уже освоенном компанией рынке, а существующее производство составляет центр деятельности, ее ядро.
  2. Конгломеративную, для которой характерным является расширение компании за счет выпуска технологически не связанной между собой продукции с уже освоенной и производимой какое-то время. Новая продукция, к тому же, и реализуется на новых рынках. Осуществление подобного вида диверсификации наиболее трудоемкое из всех известных в силу необходимости создания новых центров управления.

Комбинированная

Комбинированная диверсификация характеризуется использованием элементов связанной и несвязанной. Использование такого вида типично для транснациональных корпораций, которые могут развивать агрохолдинг в одной стране и золотодобывающую компанию в другой, причем эти компании, кроме источника образования капитала, ничем не связаны, но каждая из них применяет два основных способа диверсификации. Таким образом, комбинированный способ становится самым распространенным среди компаний, достигших устойчивого положения и уже имеющих инвестиционный опыт. Они включают в свой актив ценные бумаги сторонних предприятий, грамотно распределяя ресурсы, зачастую добиваясь слияния компаний и удаления конкурентов.

Читайте также!  Увеличен размер социального вычета за обучение и других расходов

Типология

Типы диверсификации разделяются по отраслевой принадлежности внутри хозяйствующего субъекта и могут быть реализованы одной компанией, применяющей два основных вида диверсификации, о чем уже говорилось выше. Различают несколько типов диверсификации:

  1. Диверсификация производства — заключается во внесении изменений в деятельность компании с целью расширения сбытовой линейки продукции. Предприятие запускает в производство новые товары ради обеспечения конкурентного преимущества в постоянно меняющейся среде. Порой создаются целые ассортиментные направления на уже имеющейся производственной базе. Такое решение позволяет компании остаться на плаву, если одно из направлений окажется неуспешным и не найдет результативного спроса у потребителя. Этот же тип диверсификации реализуется при расширении рынков сбыта, шире рынок – больше реализованных товаров. Производственная диверсификация требует углубления специализации и предполагает совершенствование имеющихся, поиск и внедрение новых технологий.
  2. Цены — основана на постоянном анализе покупательского спроса и создании оптимального предложения, направленного на освоение разных покупательских сегментов. В ходе реализации этого типа предприятие сохраняет существующую модель производства и производственную базу, но, меж тем, наращивает реализацию за счет гибкого подхода к формированию цены. Диверсификация цен предполагает наличие определенной маркетинговой стратегии и системного продвижения продукции в рамках целевых аудиторий.
  3. Диверсификация бизнеса осуществляется посредством регионального расширения и распределения производственного потенциала предприятия по различным отраслям экономики. Организация продолжает развивать собственное производство, одновременно занимаясь инвестированием в собственные компании, не связанные друг с другом производственным контуром. Реализация такого типа диверсификации помогает снизить финансовые риски и увеличить при этом собственную доходность. Кроме того, применение диверсификационного маневра является результативным инструментом преодоления надвигающегося кризиса.
  4. Под диверсификацией экономики рассматривают изменения хозяйственной деятельности государства и равномерное контролируемое инвестирование в отрасли народного хозяйства. При развитии топливных и военно-промышленных отраслей и недоразвитости аграрного сектора, сферы услуг и производства товаров для народного потребления государство становится крайне уязвимым и зависимым от мировых цен на нефть и подвергается инфляционной неустойчивости. Высокий уровень инфляции порождает финансовый голод промышленного сектора из-за неподъемных банковских ставок. Подобная структура хозяйствования обрекает государство на деградацию. Использование диверсификации экономики позволяет ориентировать ее на внутреннее производство, то есть вместо нефти государство начинает поставлять своим партнерам готовые продукты.
  5. Диверсификация деятельности направлена на расширение сферы влияния и интересов бенефициара. Иными словами, этот вид диверсификации направлен на пересмотр подхода к определению стратегии. На этапе своего развития за годы существования происходят изменения рынков и предпочтений потребителя под влиянием текущего окружения, поэтому все прописанные и просчитанные стратегии оперируют пятилетними векторами. Затем долгосрочная стратегия должна пройти диверсификацию деятельности с внесением закономерных изменений с учетом открывшихся перспектив.
  6. Диверсификация капитала основывается на поиске и внедрении механизмов сохранения заработанных средств с минимальными вложениями. Реализация этого типа достигается за счет неполного использования реально располагаемых денежных ресурсов. Часть текущих активов вкладывается в несвязанные между собой компании, понижая уровень рисков, грозящих капиталу. Дальнейшим развитием этого типа диверсификации становится диверсификация инвестиционного портфеля и экономики.
  7. Диверсификация инвестиций является постоянным и основным инструментом в банковской отрасли и у компаний, выбравших своим поприщем инвестиционную деятельность. Кроме того, производственные компании, уже проводившие ряд изменений деятельности с помощью механизмов диверсификации капитала, сталкиваются с необходимостью пересматривать подход к регулярному инвестированию за счет освоения новых рынков, к примеру, высвобождая средства от продажи акций и вкладывая их в драгоценные металлы.
  8. Диверсификация инвестиционного портфеля характеризуется поиском и развитием управления финансовыми рисками за счет распределения имеющихся средств между несколькими финансовыми инструментами, снижая тем самым волатильность всего портфеля. Грамотно составленный портфель позволит, неся убытки на одном виде вложений и получая доход на другом, нивелировать потери, фиксировать доходность с дальнейшей ее капитализацией.Типы диверсификации
Читайте также!  Информационные системы и технологии - что это за профессия?

Стратегии диверсификации

Специалисты в области стратегического менеджмента Томсон А. и Стрикленд А. сформулировали и обосновали ряд успешных стратегий диверсификации:

  1. Внедрения в новые отрасли путем освоения новых видов бизнеса, не свойственных компании и не связанных с действующими через открытие дочерних структур.
  2. Приобретения, слияния, поглощения, создания новой компании (с похожим видом деятельности или нет — в этом виде стратегии значения не имеет). Главной целью становится расширение бизнеса и увеличение доходов за счет активов вновь приобретенного предприятия.
  3. Родственной диверсификации с сохранением существующей производственной базы, успешно осуществляющей свою деятельность, но за счет расширения ассортимента и рынков сбыта – это наименее затратный тип стратегии.
  4. Неродственной диверсификации с распределением сферы влияния в отрасли, ничем не связанные между собой, например, общепит и страхование.
  5. Исключения и ликвидации с грамотным закрытием деятельности производственных мощностей, подразделений, целых предприятий с минимальными потерями в момент их наивысшего расцвета с дальнейшей перепродажей.
  6. Обновления и реструктуризации — реализуется через пересмотр иерархии, существующей в организации, переподчинения, разукрупнения и свертывания структурных подразделений, за счет чего достигается высвобождение нерационально используемых активов.
  7. Многонациональной диверсификации, основанной на снижении затрат посредством выхода компании на глобальный рынок. Другими словами, себестоимость батончика «Mars» будет стремиться к минимуму, если этот продукт станет продаваться в розничных магазинах всего мира.

Методы, применяемые в диверсификации

Анализ понятия диверсификации и причин, побуждающих к ее реализации, показывает, что методы, с помощью которых она производится, существуют в несомненной зависимости от сферы деятельности и условий, в которых компания находится.

В общем виде методы по проведению изменений в хозяйственной деятельности, направленные на рост и повышение доходности и капитализации, выглядят следующим образом:

  1. Адаптация существующего оборудования, производственных линий, персонала для достижения разнообразия продуктов, работ и услуг. Метод успешно применяется компаниями с новаторским подходом, ставящими в приоритет стратегии маркетинга и имеющими в активе креативные, сплоченные команды.
  2. Экспансия применяется для повышения результативности посредством роста числа производственных линий, оборудования, расширения филиальной сети, открытия дополнительных офисов продаж.
  3. Поглощение применяется через покупку одной компанией, как правило, имеющей финансовый перевес, другой, уступающей ей в доходности. Управленческие функции переносятся в штаб-квартиру покупателя и распространяются на новые структурные подразделения и навыки персонала поглощенной компании. Причем не обязательно поглощенная компания сохранит свою деятельность — она может перестать существовать, тогда как ее активы в виде клиентской базы и рынков сбыта перейдут в распоряжение компании-покупателя.
  4. Слияние используется при объединении предприятий, равных по своим возможностям и сферам деятельности.
  5. Присоединение проявляется в непосредственном участии компании в деятельности другой или даже в полном контроле над этой компанией. При этом присоединенное предприятие сохраняет самостоятельность в принятии решений по своей деятельности и функционирует автономно.
  6. Инвестиции предполагают вовлечение денежных ресурсов, управленческого потенциала, НИОКР, квалификации имеющегося персонала таким образом, чтобы организованное сообщество смогло создавать преимущества в виде доходов от инвестиций, сотрудничества с другими фирмами, гарантированных поставок расходных материалов. Иногда такие содружества способствуют открытию новых предприятий, создающих и реализующих инновационный продукт.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 350-84-13 доб 680
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Статьи по теме
Оставить комментарий