Материнский капитал можно будет использовать на покупку машины

Соответствующий законопроект внесла в Госдуму партия Справедливая Россия. Споры по этому вопросу идут не один год. В некоторых регионах уже предусмотрен дополнительный семейный капитал для многодетных семей, который можно направить на покупку машины. Но размер поддержки не сравним с федеральным материнским капиталом. Рассмотрим, что предложили депутаты и насколько реальна возможность в будущем потратить МК на автомобиль.

маткапитал для покупки автомобиля

Предпосылки введения

Впервые вопрос обсуждался ещё в 2011 году. Предполагалось рассмотреть возможность потратить средства на покупку машины для тех семей, у которых уже решён жилищный вопрос. Но идея была отклонена, поскольку законодатели посчитали её нарушающей интересы детей.

К вопросу возвращались в 2014 и 2016 году, именно тогда он стал особенно актуальным. После падения рубля и покупательской способности населения страна погрузилась в длительный экономический спад. Особенно пострадала отечественная автомобильная промышленность.

В правительстве стали обсуждаться дополнительные варианты использования маткапитала. Но выбор был сделан в пользу денежных выплат. Они позволяли улучшить материальное положение тех категорий населения, которые больше всего в этом нуждались. Поскольку автомобиль не является предметом первой необходимости, вопрос опять был закрыт без какого-либо результата.

В 2019 году вопрос впервые был официально оформлен и внесён в Государственную думу в виде законопроекта. Сейчас он находится на рассмотрении. Несмотря на это, многие эксперты считают его бесперспективным и полагают, что он не будет принят.

Что предлагают депутаты

Ключевые пункты законопроекта:

  1. Материнский капитал можно потратить на покупку автомобиля.
  2. Автомобиль можно оплатить только безналичным способом.
  3. Машину на средства материнского капитала можно приобрести в кредит.

Требования к автомобилю:

  • Должен быть произведён в РФ.
  • Можно купить только новый автомобиль, не состоявший ранее на учёте.
  • Быть не дороже 1 млн рублей.
  • Мощность не выше 125,08 л. с.
  • Автомобиль должен быть пассажирским и иметь не менее 3 мест для пассажиров, кроме водителя.

Предусмотрен ряд ограничений и нюансов:

  1. Машину необходимо регистрировать в общую совместную собственность детей.
  2. Автомобиль в течение 3 лет нельзя продавать или переоборудовать. В противном случае придётся вернуть в Пенсионный фонд потраченные средства материнского капитала.

Предполагается, что в дальнейшем будут разработаны правила контроля за соблюдением норм закона — правильностью оформления и использования автомобиля. Планируемый срок вступления в силу — 1 января 2020 года.

Перспективы законопроекта

Правительство РФ инициативу не поддержало и дано негативное заключение по законопроекту.

Действительно, возникает ощущение, что проект направлен не на поддержку семей, а на стимулирование российского автопрома. Противники идеи же считают, что материнский капитал — это, прежде всего, помощь детям, и должен быть потрачен с пользой для них. Есть более необходимые вещи, в которых нуждаются семьи. В частности, лекарства. Возможность тратить на них средства материнского капитала уже предлагалась в правительстве.

Кроме того, автомобиль подвержен износу, и уже через несколько лет будет стоить намного меньше, а к моменту, когда дети вырастут, не будет стоить ничего. Образование же и жильё — это более фундаментальные вещи, обеспечивающие надёжное будущее.

Тем не менее, поддержку законопроекта уже выразила ЛДПР. Самая крупная партия в Думе, Единая Россия, пока не сформировала официальной позиции по этому вопросу. Но по мнению экспертов, законы редко, когда принимаются, если их не поддержало правительство.

В настоящее время законопроект находится на стадии предварительного рассмотрения.

Можно ли потратить материнский капитал на автомобиль сегодня

Сегодня федеральный материнский капитал потратить на автомобиль нельзя. Закон только рассматривается, а перспективы его туманны. Но в некоторых регионах существует региональный, или областной, материнский капитал. Его ещё называют семейным капиталом. Как правило, он предоставляется многодетным семьям, родившим 3-го и последующих детей.

Потратить региональные средства на покупку авто можно на Камчатке, в Якутии, на Сахалине, в Калининградской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Новосибирске, Красноярске и некоторых других регионах.

Например, в Сахалинской области размер поддержки составляет от 150 до 204 тыс. рублей, в зависимости от категории населения. На Камчатке платят чуть более 135 тыс. рублей, в Красноярске — 142 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — 148 тыс. руб., в Калининграде — от 100 до 200 тыс. рублей, в зависимости от количества детей, и целый миллион рублей, если одновременно родить 3 и более детей.

Как видно, суммы здесь совершенно другие, да и предоставляют их, в основном, только многодетным. Поэтому поддержка доступна только узкому кругу лиц и в незначительном размере.

Плюсы и минусы покупки автомобиля за материнский капитал

Что же так пугает законодателей и останавливает в принятии решения? Ведь плюсов в нём множество:

  • стимулирование российского автопрома;
  • стимулирование автокредитования;
  • доступность приобретения личного автотранспорта для населения со средними доходами;
  • наличие автомобиля делает для детей более доступным качественное образование и медицинскую помощь, особенно это актуально для сельской местности, где такие учреждения находятся на существенном удалении.

Кроме того, по статистике лишь 50% обладателей сертификата на МК воспользовались им. Т. е. по различным причинам имеющиеся способы его траты для них не привлекательны. А значит, нужно расширять список возможного использования.

В то же время, есть ряд «но»:

  • машина больше нужна родителям, чем детям;
  • новый способ траты маткапитала расширяет возможности обналичивания и различных махинаций с ним;
  • автомобиль с годами устаревает, становится неликвидным и никак не поможет устроить будущее детей, в отличие от жилплощади и образования;
  • сложно контролировать целевое использование автомобиля;
  • такой способ использования больше поддерживает автопром, чем семьи.

Как видно, вопрос очень сложный и имеет много нюансов. С другой стороны, случаи ущемления интересов детей и недобросовестного использования маткапитала есть и сейчас. А новые возможности его траты стимулируют экономику и улучшат положения семей. Правительство уже выразило своё негативное отношение к законопроекту, осталось дождаться, что скажет Государственная Дума.

Автор: Иван Дорохов

к.э.н., Интернет-предприниматель, Организатор онлайн-конференций

Статьи по теме
Оставить комментарий