Пенсионное страхование с 2019 года: изменения в тарифах и взносах
Очередное изменение закона №167-ФЗ было подписано Президентом 3 августа 2018 года. В. В. Путин подписал Закон №306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 20 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», который действовал с 15 декабря 2001 года. Изменения затронули тарифы на взносы в ПФР с 2019 года.
По действующему до принятия ФЗ-306 законодательству пенсионные отчисления должны были увеличиться с 22% до 26% в 2021 году. Согласно новым поправкам, которые вступают в силу с 1 января 2019 года, взносы в ПФР в 2019 и последующих годах закрепляются на уровне 22% бессрочно. Закон также определяет сумму страховых взносов на накопительную и страховую часть пенсии в зависимости от выбранного пенсионного обеспечения.
Для расчета взносов сверх базовых 22% определен максимальный размер — 10% от фонда оплаты труда.
Льготное пенсионное страхование с 2019 года
Статьей 22 п.2 закреплены пониженные ставки по страховым взносам в ОПС 20% на период с 2019 по 2024 год. Льготы на пенсионные взносы с 2019 года сохранены только для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих упрощенную систему налогообложения в следующих областях деятельности:
- социальное обслуживание населения
- научные исследования и разработки
- образование, здравоохранение, культура и искусство
- массового (непрофессиональный) спорт;
А также для благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Основная часть налоговых льгот по оплате взносов в ПФР в 2019 году отменена внесенными поправками. Новый законопроект призван снизить фискальную нагрузку на налогоплательщиков.
Последствия для экономики
Минфин опубликовал суммарные потери бюджета после сохранения тарифов на пенсионное страхование. Основным прогнозируемым последствием подписания этого законопроекта является дефицит Пенсионного фонда. Так, в 2018 году он был увеличен в два раза со 106,6 млрд рублей до 256,8 млрд рублей (закон «О бюджете ПФР»). Суммарный доход ПФР от пенсионных взносов в 2019 году снизится почти на 70 млрд рублей, при этом расходы увеличатся на 83 млрд рублей.
Минфин России приводит потери бюджета Пенсионного фонда от установления тарифа на пенсионное страхование в размере 22%:
2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год |
---|---|---|---|
615 млрд. рублей | 660 млрд. рублей | 705 млрд. рублей | 764 млрд. рублей |
По оценкам экспертов в ближайшие годы в России с высокой долей вероятности возникнут сложности с обеспечением выплат пенсионерам.
Взносы в ПФР с 2021 года снизятся в среднем на 1 трлн. рублей в год. Опираясь на вышеприведенные данные, ведомство готовит законопроект об обязательном негосударственном пенсионном обеспечении. Авторы предлагают ввести обязательные дополнительные взносы для работников и работодателей в систему негосударственного пенсионного обеспечения. Планируется постепенное увеличение тарифов с 1% в 2019 году до 3% в 2025 году и с работников, и с работодателей.
Основные изменения в начислении пенсий и пенсионных взносов
С 2015 года | С 2019 года | С 2021 года | |
---|---|---|---|
Взносы в ПФР (базовый тариф) |
22% | 22% | 22% |
Свыше базового тарифа |
10% |
10% | 10% |
Минимальный стаж | 6 лет | 9 лет |
11 лет |
ИПК (пенсионные баллы) | 6,6 | 17 |
22 |
Нужно отменить пенсию вообще как в Грузии, а работников Пенсионного фонда отправить работать в поле и на животноводческие комплексы. Накопительные счета открыть в банках без права досрочного снятия. И пусть люди копят сколько им захочется.