Прокрастинация — что это такое простыми словами

Многие слышали о данном термине. Первое впечатление от произношения не вызывает положительных эмоций, скорее, наоборот, настораживает. Действительно, врага лучше знать в лицо, чтобы вовремя от него избавиться. В данной статье расскажем о том, что такое прокрастинация, чем опасен этот процесс, кто наиболее подвержен проблеме, а также поделимся рекомендациями, которые помогут выйти из ситуации победителем.

Давай отложим дела на потом

Что это такое

Истоки слова «прокрастинация» можно обнаружить сразу в двух языках: французском («procrastination») и латинском («procrastination», «procrastinare», «crastinus»). Перевод везде примерно один и тот же: откладывание, отсрочивание, оттягивание, завтрашний.

Простыми словами, прокрастинация – это откладывание дел на потом, перенесение задач на более поздний срок. Но на этом понятие себя не исчерпывает. У процесса отсрочки есть свой подтекст, который и является определяющим. Дело в том, что  задания переносятся с сегодняшнего дня на завтрашний не просто так. Тому есть причина. Её выявление и является ключевой целью борьбы с прокрастинацией. Здесь подразумеваются различные формы лени, прошлого опыта и ряда других причин. Подробнее об этом мы будем говорить далее.

То есть прокрастинация – это откладывание дел из-за нежелания их выполнять. Казалось бы, что здесь страшного? Не хочешь – не делай вовсе. Но у каждого человека существуют обязанности, которые он просто должен выполнять вне зависимости от того, нравятся они ему или нет.

Перенесение задач на потом влечёт за собой неприятности, поскольку нарушаются сроки сдачи работ, отчётности и результатов труда. Последствия таких опозданий могут быть самыми плачевными: от выговора начальника до гибели человека. Прокрастинация может проявляться в любой сфере жизни: работе, семье, отношениях с людьми, здоровье, финансах. Нельзя, чтобы деятельность одной из сфер была нарушена. Поэтому так важно знать о методах избавления от проблемы.

Прокрастинация является областью изучения психологии. Но с появлением новых течений в бизнесе появились и другие дисциплины, например, тайм-менеджмент, где процесс откладывания дел на потом рассматривается детально. Психология изучает самого человека и причины его отстранённости от задач. Считается, что, разобравшись с нашим внутренним миром, получится устранить лень и апатию.А тайм-менеджмент работает с проблемой и ищет пути её решения с помощью внешних инструментов.

Почему сейчас говорят о прокрастинации

В обиходе понятие прокрастинации стало употребляться не так давно. Это связано с тем, что в последние 10-15 лет начала активно развиваться сфера бизнеса в любом её проявлении. Также высокую популярность обретает фриланс – профессиональная деятельность на дому. Всё больше людей меняют стабильную работу по найму на «свободное плавание»: собственное дело или удалённый труд.

В процессе самостоятельной работы люди начали замечать, что организовать свою деятельность в стенах дома гораздо сложнее, чем в офисе. Начальник не контролирует, человек может выполнять задачи, лёжа в мягкой кровати, периодически отвлекаясь на сериал по телевизору, за небольшие просрочки в выполнении заказа никто не уволит. Пострадать может только репутация. Но практика показывает, что такие последствия пугают немногих.

К слову, соблюдение строгих временных сроков называется дедлайном. Данное требование часто встречается среди объявлений для фрилансеров. Поскольку заказчики, удручённые негативным прошлым опытом, больше не хотят оказаться в неприятной ситуации и обращают на это внимание удалённых сотрудников.

Кто больше подвержен

Как говорилось выше, изучением причин прокрастинации занимается психология. Специалисты в данной области считают, что определения внутренних мотивов человека уже достаточно для того, чтобы избавиться от привычки откладывать дела на потом. Ведь отсрочки происходят не просто так.

Многолетняя практика психологов даёт им большую базу для исследований и аналитики. Так, специалисты человеческой психики считают, что существуют определённые категории людей, которые подвержены прокрастинации в наибольшей степени. Обычно у них есть характерные жизненные обстоятельства, ставшие причиной откладывания задач на завтра. Мы разберём каждую из них и расскажем, как поступить.

Врождённое слабоволие

Есть дети, которые в силу наследования от родственников имеют некую вялость в поведении. Они всегда расслаблены, им трудно сосредоточиться на одном деле. Взрослея, такие люди сохраняют эти черты характера, что зачастую отрицательно сказывается на всей их жизни.

Что делать? В данном случае подобное поведение можно корректировать с помощью регулярных развивающих занятий. Но искоренить их полностью практически невозможно. К счастью, такие ситуации встречаются довольно редко. Среди прокрастинаторов слабовольных всего 2%.

Пример родителей

Все мы родом из детства. И всё, что мы видим в юном возрасте, прочно впечатывается в наше подсознание, впоследствии проявляясь вовне. Какими бы плохими или хорошими ни были наши родители, бабушки и дедушки, мы всегда считаем их правыми, а действия взрослых родственников по умолчанию принимаем за истину. Так устроен мозг ребёнка. Поэтому, если дети видят родителей лишь лежащими на диване, то они с большой долей вероятности скопируют это поведение в будущем.

Что делать?Детство закончилось. Вы повзрослели и поняли, что прокрастинация мешает вам жить счастливо и быть успешным. Теперь вы можете исправить ситуацию самостоятельно. Именно в этом случае помогут все методы внешнего воздействия из тайм-менеджмента. О них мы расскажем далее.

Отсутствие интереса к жизни в целом

Обычно это временное явление, которое называется депрессией. Когда человек расстроен, он ничего не хочет. Нет целей и сил на выполнение задач.

Что делать? Здесь нужно работать именно с ситуативным поведением. Лучшее средство побороть апатию – разрешить себе чувствовать всё то, что хочется. Не стоит заставлять себя быть бодрым и деятельным вопреки настроению. Это лишь усугубит ситуацию и растянет её во времени. Грустно? Погрустите. Лень? Поленитесь от души.

Негативный прошлый опыт

Работа с прошлым опытом считается одной из самых сложных, ведь мозг уже сформировал убеждения на основании отрицательных результатов. Нежелание действовать – это защитная реакция против плохих последствий. Например, вы откладываете уборку, потому что ранее получили аллергическую реакцию на коже от моющих средств. Или затягиваете со сдачей отчёта из-за страха снова выслушивать критику начальства. Обычные бытовые ситуации с отрицательным результатом способны сильно тормозить все последующие дела.

Что делать?Необходимо тщательно разобраться в ситуации. Вспомнить случаи, которые могли привести к негативному опыту. Обратите внимание на детали. Далее есть два варианта решить проблему: переиграть сценарий со счастливым концом и сознательно действовать, продвигаясь навстречу страху. Практика показывает, что второй способ чаще имеет успех. Так вы переигрываете сценарий не в мыслях, а наяву, и получаете новый опыт.

А вот что говорит о прокрастинации политический деятель Ирина Хакамада

Негативное влияние на профессиональную деятельность

Чаще всего последствия прокрастинации больнее всего бьют по нашей работе. Нарушение дедлайнов, стрессовые ситуации из-за аврала, выговор начальства, ухудшение репутации, лишение премии, увольнение… Откладывание профессиональных задач может стать причиной ещё целого ряда «прелестей». Такой снежный ком из проблем объясняется простыми механизмами взаимодействия людей и рабочими процессами:

  1. Всё начинается с нарушения сроков. Сотрудник откладывает задачу сначала на завтра, потом на послезавтра. И вот наступает крайний срок, в который ещё надо успеть уложиться. А если вскроются недоработки или дополнительные нюансы, требующие внимания и времени, то происходит опоздание.
  2. Учитывая, что весь рабочий процесс организации состоит из нескольких этапов, а вы – лишь одно звено в этой цепочке, получается, что из-за вашей просрочки происходит нарушение сроков на всех этапах, что неминуемо отразится на доходах или репутации компании.
  3. Задерживая одну задачу, вы задерживаете вторую и третью. Если не взять себя в руки, можно постоянно пребывать в стрессе и крутиться как белка в колесе, бегая по замкнутому кругу.
  4. Даже если вы успеваете выполнить задание в последнюю минуту, всё равно это может плохо отразиться на ваших профессиональных успехах. Ведь зачастую начальство устанавливает примерные сроки, желая на самом деле получить результат от сотрудника как можно раньше.

Отрицательное влияние на частную жизнь

Влияние прокрастинации на частную жизнь не так заметно и не так страшно, как в профессиональной сфере. Но всё же случается, что домашние дела тоже необходимо делать вовремя:

  1. Оформление различных документов в государственных учреждениях важно выполнять в установленные сроки. Бюрократическая система не терпит проволочек. Никто не пустит вас вперёд очереди из-за того, что вы долго ждали автобус или проспали. И никто не станет выписывать вам справку в обеденный перерыв из-за того, что вы заходили в магазин по дороге.
  2. В поездках нельзя медлить. Самолёт не станет вас ждать. А билет на поезд вряд ли удастся купить накануне отправления.
  3. Просьбы родственников также следует выполнять тогда, когда вас об этом просят. В противном случае ваша услуга теряет свою ценность.
  4. Семейные обязанности требуют особого внимания. Забрать ребёнка из садика, приготовить ужин к приходу супруга, подготовить праздник заранее, а не к концу торжественного дня.
И в личной жизни очень много дел, которые важно выполнять в срок. Даже такая, казалось бы, мелочь, как опоздание на свидание, может стоит расставания с человеком.

Как избавиться от прокрастинации

Существует множество техник по борьбе с прокрастинацией. Здесь мы расскажем о самых простых и эффективным методах из тайм-менеджмента. Главный принцип всех способов – выполнение задач вовремя:

  1. Серьёзная подготовка. Примерно за неделю до новой жизни, где вы всё успеваете, проведите небольшую исследовательскую работу. Засекайте, сколько времени занимает выполнение каждого дела. Пишите доклад? Засекайте. Пьёте чай? Засекайте. Так вам будет проще ориентироваться во времени и планировать список задач на день, неделю, месяц.
  2. Планирование. Важно записывать все задачи, которые нужно выполнить. Сначала пишите абсолютно все дела в блокнот. Затем укажите крайние сроки выполнения. Третий этап – это распределение задач в ежедневнике по датам и времени. Если ежедневника у вас нет, то просто перепишите список ещё раз, но сначала укажите самые срочные, затем дела, которые могут подождать.
  3. «Лягушка» на завтрак. Суть в том, чтобы начинать утро с самых срочных и неприятных дел. Практика показывает, что с «горящими» заданиями удаётся справиться уже до обеда, после чего вы можете смело выдохнуть и весь оставшийся день заниматься более радостными делами в том ритме, который вам удобен, не торопясь.А вы готовы съесть лягушку?
  4. Деление «слона». Часто нас тормозит страх начать нечто большое и важное. Мы не знаем, с какой стороны подойти к задаче. А нужно всего лишь разделить дело на мелкие части. И выполнять по понемногу каждый день. Хотите написать книгу? Определитесь с жанром, придумайте сюжет, набросайте содержание и название глав, а затем приступайте к написанию, уделяя отдельное время для каждой части.
  5. Поощрение. Пообещайте, что порадуете себя сразу, как только выполните нежеланное дело. Совершили пробежку с утра? Съешьте мороженое. Сдали экзамен? Купите новую кофточку. Ориентируетесь на свои истинные желания, тогда уровень мотивации будет высоким.

Применяя все методы в комплексе, вы добьётесь потрясающих результатов. Уже через неделю вы сможете разобрать основной массив «висящих» дел. А через месяц увидите, как далеко вы продвинулись в своих успехах.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий