Как открыть аптеку: с чего начать и какие документы необходимы
Удобный и привлекательный торговый зал, внимательные продавцы и хорошая выручка каждый месяц – так выглядит идеальный аптечный бизнес. Но за этим внешним благополучием стоит усердный труд. Расскажем, как открыть свою аптеку и какие сложности нужно преодолеть.
С чего начать
Начинающих предпринимателей ждет множество хлопот. Нужно собрать документы, обучить персонал, получить лицензию и разработать стратегию продвижения бизнеса. Теперь остановимся на этих моментах подробнее.
Регистрация
Чаще всего открываются ООО или ИП. Но в аптечной торговле имеются свои нюансы. Предприниматель без фармацевтического образования может зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью. В этом случае нужно будет оплачивать услуги провизора, который будет руководить точкой. ИП можно открывать на свое имя, когда есть диплом фармацевта.
Четыре вида аптечных организаций:
- торговля готовыми формами;
- изготовление и продажа фармпрепаратов;
- киоск;
- пункт.
Самые большие возможности у аптеки, маленькие – у киоска. В нем нельзя продавать препараты по рецептам. Удобнее сначала открыть аптеку, потом зарегистрировать подразделения – киоски. В зависимости от формы, в которой будет организована торговля, следует указывать в налоговой инспекции коды ОКВЭД. Затем выбрать форму налогообложения. Здесь возможны три варианта:
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- упрощенная система налогообложения;
- общая система.
ЕНВД – самый удачный вариант обложения налогом для небольшого бизнеса. Каждый квартал предприниматель платит фиксированный взнос. Размер платежа зависит от площади торгового зала. Вести бухучет можно самостоятельно, выбрав подходящий онлайн-сервис.
Стартовый капитал
Для открытия бизнеса нужны средства. Если своих сбережений не хватает, можно взять кредит в банке. Отзывы бизнесменов показывают, что аптека окупает себя постепенно. Первый год точка работает «сама на себя», потом 50/50, а через 3-4 года приносит хорошую прибыль. Поэтому сразу расплатиться с кредитом вряд ли получится.
Сколько стоит открытие бизнеса, зависит от региона, наличия помещения и других факторов. Запуск стартапа в регионах стоит приблизительно 3 млн. рублей. Составить конкуренцию столичным аптекам стоит еще дороже. Начинающему бизнесмену нужно иметь в запасе минимум 4 млн. рублей.
Расходы на открытие аптеки:
- Аренда в регионах обойдется в 400-500 тыс. рублей ежемесячно, а в столице 700-800 тыс. рублей.
- На оплату труда работников и отчисления в налоговую ежегодно уходит около 1,8 млн. руб. в Москве, в других городах – 1 млн.
- Услуги по оформлению документов стоят 50-70 тысяч рублей.
Также нужно закупить оборудование, вложиться в рекламу – распечатать информационные брошюры, установить вывески, щиты.
Как выбрать место для торговли
Расположение аптеки должно быть удобным для посетителей. Клиенты наверняка будут заходить в киоск рядом с поликлиникой и покупать лекарства по рецептам. Также разумно открывать точку рядом с офисами, школой, магазинами эконом-класса. В аптеку часто идут заодно – по пути с работы вспоминают, что нужны лекарства.
Для аптек премиум-класса лучше выбрать место в оживленной деловой части города. Чтобы выделиться среди конкурентов, нужно заманить клиентов приятным интерьером, богатым ассортиментом и рекламными акциями. Открытие элитного аптечного бутика стоит дорого. Но и прибыль будет выше, если грамотно организовать торговлю.
Как правильно оборудовать помещение
Выкладка товара может быть открытой, как в супермаркете, или закрытой, когда провизор торгует за прилавком. Считается, что товары на полках больше привлекают клиентов – ведь можно все трогать и посмотреть. Минимальная площадь составляет 75 кв. м, на ней должны размещаться:
- зал отпуска лекарств, приемки, хранения товара – 60 кв.м.;
- административные помещения – 13 кв.м.;
- санитарно-бытовой блок – 2 кв.м.
В помещении нужно предусмотреть все необходимое: холодильник для хранения препаратов, освещение, канализацию.
Проявить фантазию и создать в магазине лекарств «домашнюю» атмосферу вряд ли получится. Поверхность стен и потолков должна быть гладкой, чтобы делать влажную уборку. Паркет, ламинат и другие подобные изыски недопустимы. Окна необходимо занавесить жалюзями для защиты от попадания солнечных лучей. На входе должен быть прорезиненный коврик, который необходимо убирать минимум раз в день.
Комнату нужно оборудовать измерительными приборами для контроля над влажностью и температурой. За хранением и отпуском лекарств хозяин должен тщательно следить. Для этого нужно подключить круглосуточное наблюдение или нанять охранное агентство.
Требования к работникам
Объем выручки на 90% зависит от квалификации и приветливости персонала. Многие покупатели идут в аптеку, когда что-то болит. Они еще точно не знают, что именно им нужно. Здесь их встретит умный продавец: посочувствует и подберет нужные лекарства. Руководство аптечным киоском лучше всего доверить опытному провизору, досконально знающему тему. Опыт его работы по специальности должен составлять не менее трех лет.
Фарминдустрия движется вперед, и сотрудники должны каждые пять лет повышать квалификацию на курсах. Обязательным условием работы является наличие медицинских книжек и ежегодное прохождение осмотра в поликлинике.
Получение разрешений
Нужно получить заключения Роспотребнадзора, пожарного надзора и фармацевтическую лицензию Росздравнадзора. Внушительный пакет документов следует приготовить для обращения в Росздравнадзор:
- заявление;
- приказ о назначении директора и главного бухгалтера;
- договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение;
- квитанция об оплате пошлины 7,5 тыс. рублей;
- сертификаты и дипломы специалистов;
- разрешения СЭС и пожнадзора;
- план БТИ;
- сертификаты на оборудование;
- учредительные документы.
Инспекторы Росздравнадзора проверят готовность киоска к работе до выдачи разрешения. После оформления лицензии расслабиться не получится. Плановые осмотры будут проходить в установленные законом сроки. В любой момент контролеры могут приехать, если поступит жалоба от посетителей.
Чиновники рассматривают документы в течение 45 рабочих дней с момента регистрации заявления. В случае одобрения заявки разрешение выдается через 3 дня после его регистрации в реестре лицензий. Лицензия выдается бессрочно, но в случае выявления нарушений в деятельности ее могут аннулировать и выписать штраф.
Ассортимент и организация работы
Богатый ассортимент и скидки привлекают клиентов. Покупателям нравится, когда можно сравнить товары, выбрать дешевые аналоги дорогих лекарств. Для увеличения выручки можно продавать лекарства, БАДы, косметическую продукцию, диетические товары. Наценка на лекарственные препараты регулируется государством, а сопутствующие товары можно продавать дороже.
Для учета продаж можно купить готовые формы в специализированной компании или заказать разработку программы. Электронная система отследит контакты с поставщиками, поступление лекарств, сроки их годности, создаст аналитические отчеты. Лекарства покупают в любое время суток. Противопоставьте конкурентам удобный график – работайте, когда другие аптеки уже закрыты.
Открыть аптеку с нуля непросто, но усилия того стоят. Если правильно все организовать, вы будете иметь стабильный бизнес, ведь спрос на лекарства почти такой же высокий, как на продукты и алкоголь.