Бланки строгой отчетности и их применение
Не хочется затрачиваться на ККМ? Решение найдено. При предоставлении услуг (не продажа товаров) населению может быть использован альтернативный вариант – БСО(бланк строгой отчетности).
Расшифровка понятия и основные принципы
Бланк Строгой Отчетности – специальный документ, заменяющий при расчетах с населением чек ККМ (контрольно-кассовая машина) за оказанные услуги.
БСО не принимаются при расчете между двумя организациями, но вполне допустимы при операциях между индивидуальными предпринимателями.
Задача документа – это подтверждение правоотношений между лицом, предоставляющим услуги и лицом, их получающие. Нельзя использовать такую альтернативу чеку ККМ при продаже каких-либо товаров или оказании услуг юридическому лицу. Только услуги и только физическое лицо.
Нет одной, установленной государством, формы или шаблона Бланка строгой отчетности, так как в разных сферах бизнеса есть свои тонкости. Но общая часть во всех вариациях все же есть, это основная часть, которую получает клиент, и корешок, который остается у продавца услуг.
Правовая база
Любая организация юридического типа или индивидуальный предприниматель (ИП) имеет право использовать в своей основной деятельности узаконенные бланки строгой отчетности, официально право закреплено в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В нем дается информация о применении в деятельности ИП документов, как заменителей кассовых чеков. Опираясь на данный закон, можно точно сказать, что использование БСО допустимо для услуг, входящих в список ОКУН, а также не вошедших в этот список. Однако документ недопустим для продажи товаров, даже если продавец не может использовать чек
ККМ на обращении к п.3 ст.2 ФЗ №54
Важные пометки и уточнения присутствуют в таких документах, как Постановление Правительства от 06.05.2008 № 359. В нем даны сведения о порядке и правилах осуществления различных наличных денежных расчетов.
О формах и нюансах БСО в определенных сферах указывается в таких приказах:
- Приказ Мин-ва финансов РФ от 14.01.2008 № 3н (установленные бланки для ломбардов);
- Приказ Мин-ва финансов РФ от 09.07.2007 № 60н (бланки туристических путевок);
- Приказ Министерства культуры от 17.12.2008 № 257 (бланки для учреждений культуры);
- Приказ Министерства культуры от 08.12.2008 № 231 (билеты в кинотеатр).
На данный момент Приказами и законами утверждено около 200 форм БСО. Поэтому использование предпринимателями специализированных систем вполне оправдано. Банк периодически обновляется и это помогает избежать применения неактуальных форм БСО, а также найти шаблон под определенный вид предоставляемой услуги.
Обязательные формы бланков
При всем этом существуют законом установленные формы бланков, предназначенные для использования в некоторых областях. Сюда относятся сфера туризма, сфера перевозки пассажиров и сфера страхования.
Законом утверждены такие формы официального документа строгой отчетности:
- Документы, для перемещения пассажиров между городами;
- Пассажирские билеты, используемые для перемещения внутри города, или путями, не относящимися к авиа и ж/д перевозкам;
- Документы на право перевозки багажа пассажира;
- Туристические путевки экскурсии;
- Квитанции, выдаваемые ломбардом;
- Билеты в кино, театр, на концерт. Абонементы в залы и клубы;
- Наряды и талоны.
Если вы предоставляете услуги, не относящиеся к вышеуказанным областям, то за вами закреплено право разработать собственный бланк СО, но необходимо указать в нем такие реквизиты:
- Название, серия и номер бланка;
- Фамилия, имя и отчество лица/Индивидуального Предпринимателя/ форму и название юр.организации;
- Контактные данные;
- ИНН исполнителя услуг;
- Наименование оказываемой услуги;
- Цена вопроса;
- Общая сумма выплаты числами и прописью как для наличного расчета, так и для банковского перевода;
- Дата заключения сделки и оформления бланка;
- Должность, подпись, фамилия, имя и отчество лица, оформившего документ. Если есть, то ставится печать организации или ИП;
- Дополнительные сведения, необходимые для отображения сделки в документальном виде.
Утвержденный документ регистрировать в налоговой не обязательно, достаточно указать его в политике кампании или ИП.
Печать и требования к ней для бланков строгой отчетности
Любой документ строгой отчетности обязан отвечать нескольким технологическим требованиям к своему изготовлению.
Составляется бланк из двух частей – корешка и основной части. Они должны быть качественно пропечатаны и разделены должным образом. Если такой план документа не приемлем, то возможен выпуск двух копий заверенного организацией документа. Одна достанется лицу, приобретающему услуги, другая – лицу, их предоставляющему. Но это правило не касается бланков, выпущенных с помощью автоматизированных систем, доступных тем, у кого в офисе имеется специализированный принтер и компьютер.
Прием-передача БСО и его тонкости
Для стабильной деятельности по операциям с бланками должна быть создана комиссия, отвечающая за поступление актов строгой отчетности. Прием же осуществляется в присутствии указанной комиссии, в итоге должен быть зафиксирован акт приема или передачи бланка. Проверка документом сопровождения передающей стороны тоже осуществляется при выбранной комиссии.
Подписанный комиссией документ (акт) отправляется к руководителю организации на утверждение, а после в Книгу учета.
Определяем принадлежность документа к СО
Зачастую не удается точно определить, относится ли выпущенная бумага к строгой отчетности или же нет. Для правильности ведения учета необходимо знать все виды причисляемых государством к БСО документов.
Относятся к БСО:
- Товарные чеки;
- Приходные ордера;
- Наряды и талоны.
Не относятся к БСО:
- Трудовые книжки;
- Наряды и талоны
- Туристические путевки;
Как выглядит форма 4 фсс и как правильно ее заполнить? Читайте в нашем материале.
Тут вы найдете всю информацию о правильном заполнении командировочного удостоверения.
Чтобы правильно оформить табель учета рабочего времени, внимательно изучите эту статью.
Учет бланков СО
Талоны строгой отчетности, выпущенные в типографии или на автоматизированных установках, допускаемых законодательно, передаются в ведение определенному сотруднику, обычно это бухгалтер. Он осуществляет учет документов в специализированной книге учета. Ее работник может выбрать в удобной для него форме, так как она установлена государством, как свободная. Обычно учет БСО проводится по наименованиям документов, их сериям и их номерам.
Сохраняются бланки строгой отчетность на протяжении всего пользования журналом учета. Сохранность фактических бланков проверяется при инвентаризации. Сроки хранения Книги учета устанавливаются руководством. По их окончании все заверенные документально акты уничтожается в установленном для БСО порядке.
Заключение
- Бланк Строгой отчетности – разработанный документ, предоставляемый ИП или организацией физическому лицу или ИП, получающему услугу или несколько услуг;
- использование БСО в товарных сделках незаконно. Список услуг можно посмотреть в ОКУН, но возможны отхождения от него;
- Официальная информация представлена в законах и приказах. Системно информацию можно получить на специализированных сайтах-системах;
- налоговая не имеет права требовать обязательной регистрации БСО, документ освобожден от этого и может разрабатываться самим предпринимателем;
- печать БСО осуществляется либо в типографиях, либо на автоматизированных системах. Бланки в большинстве своем не имеют строгую структуру, но имеют обязательные технологические требования, обязательные реквизиты;
- обязательными формами документа обложены бланки, отражающие оказание услуг в туристической, страховой и транспортной областях;
- учет всех составленных актов ведется в установленной Книге Учета выбранным руководством сотрудником.
Все документы хранятся на протяжении действия журнала. После окончания закрпленного срока, акты уничтожаются в надлежащем порядке.