Федеральный бюджет России на 2019 год
21 ноября в Кремле состоялось, наверное, самое знаковое событие в финансовом мире страны. В этот день был на законодательном уровне утвержден федеральный бюджет России на 2019 год. Он представляет собой план финансово-экономического развития страны на определенный (как правило, 1-3 года) срок и разрабатывается, исходя из предполагаемых потребностей страны на предстоящий период, доходов и затрат за прошедший год.
Государственный бюджет
Ежегодно Федеральным Собранием Российской Федерации рассматривается и после внесения всех необходимых корректировок принимается проект государственного бюджета страны на предстоящий год. Датой принятия Госбюджета считается день подписания Президентом России Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Как и любой план, государственный бюджет — это ряд конкретно преследуемых целей и задач, основной из которых является наиболее экономически эффективное перераспределение всех средств для поддержания стабильной внутриэкономической ситуации в стране. При его составлении учитываются доходы, поступающие в казну государства по результатам деятельности налоговой политики, установленной в стране, а также иные суммарные доходы и расходные статьи, изначально распределенные по субъектам Российской Федерации.
Само понятие «Бюджет» условно делится на два принципиально различающихся понятия – юридическое определение бюджета и финансово-экономическое. С юридической стороны федеральный бюджет представляет собой законодательно утвержденный акт, принимаемый министерством финансов к неукоснительному исполнению. Но в первую очередь интересно, конечно, именно финансовое определение. Исходя из сущности предназначения бюджетных средств, финансовое определение бюджета будет звучать, как «устойчивые отношения общественного характера, определяющие основу реализации фонда денежных средств страны государственными структурами централизованной власти России».
Категории формирования доходов и расходов
Статья доходов, пополняющих государственный бюджет, зависит, прежде всего, от текущих потребностей страны в финансовых средствах. Исходя из общих потребностей, формируется налоговая политика и иные налоговые и неналоговые ассигнования на предстоящий финансовый год. Доходность сильно зависима от способов реализации пополнения бюджета, способности государственного строя к резкой мобилизации возможностей и поддержания текущей экономической политики основной составляющей населения страны.
Средства, не реализованные в отчетном году или оставшиеся на балансе в результате грамотного ведения финансовой политики, также зачисляются на статью неналоговых доходов на предстоящий год.
К доходам налогового характера, пополняющим бюджет государства, относятся:
- денежные средства, поступающие в казну государства в результате сборов и налоговых вычетов с физических и юридических лиц, установленных на законодательном уровне налоговым законодательством страны;
- средства, зачисляемые в бюджет с уплаты таможенных пошлин на ввоз (вывоз) продукции и товаров из-за границы;
- иные таможенные сборы, установленные законодательством и корректируемые в зависимости от состояния внешнеэкономических отношений;
- доходы, получаемые по программе государственных пошлин страны.
Если налоговые доходы относительно стабильны, то доходы неналогового характера гораздо менее прогнозируемы и в большей степени зависят от:
- уплаты сборов имущественного характера (установленная государством для физических и юридических лиц плата за пользование имуществом;
- уплаты части стоимости материальных средств, полученных от продажи (перепродажи) как коммерческого, так и находящегося в личном пользовании имущества (к примеру автомобиля), распространяется также на физических и юридических лиц;
- процента с прибыли предприятий и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации;
- средств, поступающих в федеральный бюджет от доходов, получаемых Центральным Банком России;
- общих доходов страны, реализуемых по результатам успешной внешнеторговой и внешнеэкономической политики, проводимой в течение всего отчетного периода;
- поступающих в казну государства финансовых средств от продажи или иной реализации на внешнеторговом рынке запасов государственного резерва.
По итогам сформированного проекта бюджета на предстоящий год прибыль, поступающая в активы государства, может быть передана или распределена между отдельными субъектами Российской Федерации, а также заложена в основу федерального бюджета на будущие периоды.
По итогам 2018 года суммарный объем доходов государства составил 19,3 триллиона рублей, что по оценкам финансистов превысило аналогичную сумму доходов за 2017 год почти на триллион рублей. Предполагая стабильность в ценообразовании Российских нефтепродуктов (в них заложено также и планомерное снижение доходов от реализации нефти до 2020 года включительно) и доходность дивидендов по ценным бумагам, прогнозируемый прирост активов федерального бюджета на 2019 год определит общую сумму показателя доходности по бюджету в 19,939 триллиона рублей. На плановые периоды 2020 и 2021 годов установленный размер доходности государства закладывается из расчета его планомерного повышения на 0,7 триллиона в год и в цифрах составляет в 2020 году 20,219 трлн. руб., в 2021 году 20,978 трлн. руб. Планируемый профицит на 2019 год – 1,932 трлн. руб., 2020 – 1,224 трлн. руб., 2021 – 952 млрд. руб.
По оценкам специалистов уровень инфляции в 2019 году не превысит 4,3%, в 2020 году планируется его понижение до 3,8% и стабилизация на уровне 4% к январю 2021 года.
Основные направления, финансируемые из бюджета
Расходы, закладываемые в проект формируемого федерального бюджета, в большей степени определяются функциональными приоритетами политики страны. Как правило, именно из федерального бюджета финансируется подавляющее большинство зарплатных проектов, производятся закупки товаров и оборудования, оплачиваются государственные оборонные заказы. Вложения капитала, осуществляемые в рамках общегосударственной политики, также относятся к расходным статьям бюджетных средств.
Федеральный бюджет финансирует следующие виды деятельности государственных органов и направлений деятельности.
Главные расходы
К таковым относятся:
- Внешний долг государства – составляет до 20% от общего бюджета страны. За весь период 2019 года планируется потратить на покрытие внешних долговых обязательств до 64 миллиардов долларов. По внутренним долговым обязательствам ситуация более неоднозначная, и при неизменности остальных показателей составит 11,6 триллионов рублей.
- Оборонные заказы и финансирование программ национальной безопасности – от 17 до 18% от объема бюджетных средств.
- Экономическая поддержка бюджетным планом региональных представительств – до 19% федерального бюджета.
По итогам 2018 года на приоритетные направления бюджетного финансирования было потрачено до 80% от общего объема бюджетных средств, что в цифрах составило около 10 триллионов рублей, при общих расходах в 16,53 триллионов.
Размер прогнозируемых расходов на 2019 года заложен на уровне 18,037 трлн. руб., что свидетельствует о прогрессивном направлении планомерного снижения трат государства, в том числе и по программе импортозамещения. В эту цифру изначально включена проектная программа постепенного увеличения минимального размера оплаты труда до 80% относительно размера прожиточного минимума, устоявшегося на настоящий момент. Одними из главных статей расходов по-прежнему остаются оборонные и социально-экономические направления развития – по 16% и 27% от общих трат соответственно.
Расходы, связанные с внутренней и внешней политикой государства
К ним относятся:
- Финансовая поддержка эффективности служебной деятельности федеральных органов исполнительной власти, функционирование территориальных органов и их представительств (филиалов) в регионах.
- Расходы, связанные с деятельностью президента Российской Федерации.
- Расходы на судебные структуры и издержки системы судебного производства.
- Деятельность представителей государства на международном уровне, включая и налаживание (поддержание) внешнеэкономических связей.
- Расходы оборонной промышленности страны, финансирование оборонных проектов и разработка новых видов вооружения, вопросы поддержания государственной безопасности.
- Финансирование научных исследований, разработок и внедрение перспективных образцов инновационных технологий в производство.
- Финансовая поддержка развития и совершенствования министерств и ведомств, отвечающих за наземный, воздушный и морской транспорт.
- Государственная программа финансового инвестирования.
- Программа Росстата и статистический учет.
- Программа социального страхования, пенсионный фонд страны, компенсационные программы и иные виды внебюджетной деятельности, согласно законодательства получающие средства из резервов федерального бюджета.
- Выплаты по погашению общегосударственной долговой программы Российской Федерации.
- Поддержание и расширение объема государственной собственности России.
- Финансирование государственных программ по освоению и исследованию космического пространства (построение космодромов и запуск на орбиту спутников связи, глобальная цифровизация и т.д.).
- Резервирование средств, направляемых на локализацию последствий катастроф природного и техногенного характера, эпидемий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций общественной значимости.
- Государственное финансирование программ развития атомной энергетики и безопасности ее использования.
В бюджет России на 2019 год традиционно заложены дотации на развитие и поддержание Российских железных дорог, атомной и гидроэнергетики. Общий размер дотаций согласно плана не должен превысить 30 миллиардов рублей.
Поддержку на государственном уровне получат Российские банки, которые которые планируют потратить выделенные средства на покрытие текущих расходов, связанных с кредитованием отдельных субъектов. Прогнозируемые их размеры составляют 13, 21 и 27 миллиардов рублей на 2019, 2020 и 2021 года соответственно.
Подготовка проекта федерального бюджета
В подготовке проекта федерального бюджета участвуют исключительно легитимные представители правительства Российской Федерации. Формирование первичного плана на предстоящий год начинается не менее, чем за три квартала до окончания отчетного периода финансирования.
Составлению Госбюджета предшествует разработка и утверждение ряда основополагающих документов, несущих в себе информацию о запланированных расходах и прогнозируемых активов на предстоящий год. К основным документам, используемым при распределении бюджета, относятся:
- Послание Президента Российской Федерации о бюджете страны – «бюджетное послание». В нем Президент России ставит перед Федеральным собранием задачи по распределению основной составляющей государственного бюджета, учитывая приоритетные направления деятельности государства и обязательные к выполнению в следующем году условия. Бюджетное послание подготавливается и передается в реализацию не позднее конца февраля года, предшествующего планируемому.
- Социально-экономический прогноз, составляемый финансовыми аналитиками на год распределения бюджета, готовится исходя из статистической информации о тенденциях реализации бюджета за прошедший год и прогнозируемых изменениях в развитии экономики в будущем году. Прогноз составляется по результатам экономического анализа (основанного на изучении финансового сдвига реальных показателей бюджета относительно его планируемого уровня) и экстраполяционного – условное предположение о неизменности определенного финансового показателя в предстоящем году, базирующееся на его устойчивом положении в течение ряда предыдущих лет.
- План политики налоговых ставок на предстоящий год. Документ, представляющий собой предложения в изменения налогового законодательства либо частичное изменение отдельных позиций Налогового кодекса (к слову, именно этим документом предусматривалось повышение налога на добавленную стоимость товаров народного потребления с января 2019 года).
- Сводные прогнозируемые данные о балансе бюджетов регионов страны. Формируются, в основном, исходя из аналитических прогнозов планируемых затрат и обобщенных статистических данных о расходах, которые понесли бюджеты всех регионов и субъектов Российской Федерации за три года. Это основной документ, закладывающий базовые ставки распределения общего бюджета между бюджетами регионов страны.
- План текущего поддержания, дальнейшего развития и укрепления экономики государства. Условно состоит из трех взаимоувязанных разделов документа:
- плана финансирования и эксплуатации основных предприятий и организаций государственного уровня;
- списка планируемой приватизации имущества изначально или впоследствии принадлежащего государству;
- кадровой информации об отношении списочной численности сотрудников государственного аппарата к штатному расписанию структур.
Дополнения к федеральному бюджету
Помимо проекта Государственного бюджета, наряду и практически в одно время с ним разрабатывается ряд вспомогательных документов, призванных оказать информативную помощь членам Государственной думы в принятии решения по утверждению или внесению поправок в бюджет. Наибольшую важность из пакета документов представляет перспективный план финансово-экономического развития. Он содержит в себе выраженные в цифровых величинах обобщенные данные о результатах всех аналитических и статистических исследованиях экономики страны.
План не требует утверждения и представляет лишь информацию, отражающую реальное состояние дел. Составляется на 3 года – текущий и два предстоящих года планового периода. Как правило, подвергается корректировке в зависимости от изменений на финансовом рынке или внезапных обострениях внешнеэкономических отношений.
Показатель | 2019 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|
Доходы | 19,969 трлн. рублей (18,9% ВВП) | 20,219 трлн. рублей (18,3% ВВП) | 20,978 трлн. рублей (17,7% ВВП) |
Расходы | 18,037 трлн. рублей (17,0% ВВП) | 18,994 трлн. рублей (17,2% ВВП) | 20,026 трлн. рублей (16,9% ВВП) |
Профицит | 1,932 трлн. рублей (1,8% ВВП) | 1,224 трлн. рублей (1,1% ВВП) | 952 млрд. рублей (0,8% ВВП) |
ВВП | 105,82 трлн. рублей | 110,73 трлн. рублей | 118,41 трлн. рублей |
Макс. размер внутреннего долга | 11,613 трлн. рублей | 13,5 трлн. рублей | 15,176 трлн. рублей |
Макс. размер внешнего долга | $64,6 млрд. (54,8 млрд. евро) | $64,3 млрд. (52,7 млрд евро) | $68 млрд. (54,9 млрд. евро) |
Инфляция | 4,3% | 3,8% | 4% |
Макс. объем Фонда развития | 436,9 млрд. рублей | 582,8 млрд. рублей | 612,9 млрд. рублей |
Объем Фонда нац. благосостояния | 3,818 трлн. рублей (3,6% ВВП) | 7,907 трлн. рублей (7,1% ВВП | 11,476 трлн. рублей (9,7% ВВП) |
Трансферты субъектам | 2,095 трлн. рублей | 2,154 трлн. рублей | 2,014 трлн. рублей |
Поддержка банков | 13 млрд. рублей | 21 млрд. рублей | 27,4 млрд. рублей |
Процессуальные этапы составления
Составление бюджета после поступления всех исходных данных от статистов, аналитиков и региональных отчетов субъектов страны осуществляется в два этапа.
Показатели
Первый этап составления федерального бюджета заключается в определении наиболее важных показателей, характеризующих необходимость выделения бюджетных средств на те или иные отрасли (направления) экономического развития. Реализация этапа занимает определенное время и заключается в выполнении ряда установленных бюджетным кодексом подпунктов:
- Составление, последующая корректировка (при необходимости) прогноза показателей макроэкономики и дальнейшее его утверждение правительством Российской Федерации. В составлении плана приоритетную роль играет Министерство экономического развития России.
- Формирование предложений в перечень наиболее важных характеристик и составление классификатора категорий расходов. На этом подпункте задача возлагается главным образом на Министерство финансов.
- Утверждение правительством России поданных предложений по включению объектов финансирования в перечень статистически важных характеристик бюджета, официальная рассылка подведомственным структурам проектных сумм, предварительно распределенных на реализацию, и дальнейшая детализация до конкретного получателя, выраженная в цифровом виде.
Детализация
Второй этап включает в себя более глубокую детализацию распределения бюджетных средств в соответствии с утвержденным на первом этапе классификатором направлений финансирования. Этап завершается после согласования всех вопросов, подлежащих оспариванию вневедомственной комиссией, но не позднее середины июля отчетного года.
В содержание второго этапа также входит подготовка проектов изменений (дополнений, поправок) в законопроекты, принятие которых уже учтено в проекте будущего бюджета (сюда по большей части относятся поправки, определяющий прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда или суммы пенсионных отчислений).
Утверждение государственного бюджета
Не позднее середины августа две копии предварительного проекта бюджета страны направляются на утверждение Государственной думой, одна из копий передается Президенту России для информирования и ознакомления. К копии, направляемой в Государственную думу, прикладываются документы, служившие основанием для проведения расчетов финансирования. Утверждение проекта Государственной думой происходит в четырех чтениях, первое из которых должно состояться до истечения тридцати суток с момента официального получения проекта:
- В первом чтении Дума обсуждает и рассматривает критерии финансирования, предлагаемые правительством Российской Федерации, характеристики объектов финансирования и детализированный план распределения активов по бюджетным направлениям финансирования. В случае отсутствия спорных позиций по рассматриваемым вопросам проект считается принятым Государственной думой в первом чтении. Отклонение проекта федерального бюджета уже в первом чтении является исключительным случаем и позволяет думе вернуть проект на доработку, а также применить ряд санкционных требований, включая и постановку вопроса о доверии к правительству.
- В течение последующих за принятием проекта бюджета в первом чтении двух недель Дума рассматривает бюджет во втором чтении. На этом этапе рассмотрению подвергаются классификаторы финансирования относительно всей суммы бюджета государства. При непринятии (отклонении) проекта во втором чтении Дума передает его в согласительную комиссию, формируемую из представителей основных направлений финансовых структур, обладающих полномочиями обоснованного перераспределения ассигнований.
- Третье чтение проекта федерального бюджета происходит не позднее двадцати пяти дней с момента принятия его во втором чтении, предусматривает углубленную детализацию распределенных сумм и анализ финансирования субъектов России.
- В четвертом чтении проекта внесение в него поправок и дополнений уже не допускается, голосование членами Государственной осуществляется за весь проект федерального бюджета в целом. Законопроект считается легитимно принятым при процентном соотношении проголосовавших «за» не менее 70%. Дальнейшее отклонение законопроекта может быть инициировано Президентом России, проект будет передан в согласительную комиссию, включающую в себя одного из представителей Президента.
Целевое распределение бюджетных средств на 2019 год
Как сообщается в официальной статистике и пояснительной записке к федеральному бюджету, главные финансовые расходы в 2019 году будут соответствовать предложенному Государственной думе плану перспективного развития и составят в процентном соотношении:
- на расходы, связанные с социально-политической деятельностью государства – до 27% от всего бюджета;
- до 16% на вопросы государственной и национальной обороны;
- 14% на поддержание внешней экономики страны;
- до 12% на поддержание деятельности правоохранительных органов;
- 10% на мероприятия развития образования, культуры и здравоохранения;
- до 2% выделяется Министерству физической культуры и спорта, сюда же заложен финансовый вклад в кинематографию и средства массовой информации.
Отдельным пунктом проходит так называемый «закрытый» раздел Федерального бюджета, на 2019 год он составляет рекордное по сравнению с прошедшими годами значение в 3 триллиона и постепенно будет повышаться в плановые периоды 2020-2021 годов. Подавляющую часть пунктов закрытого приложения к бюджету составляют, конечно же, расходы оборонной стратегии, разработка и внедрение новейших образцов вооружения. Но в проекте бюджета 2019 года в закрытую часть попали также и дотации на финансирование отдельных государственных корпораций, что не может не вызывать вопросов у специалистов Института Гайдара, ряд которых считает, что увеличение закрытых статей финансирования есть не что иное, как попытка вывода оборонных расходов из-под общественного контроля.
По прогнозам Министерства Экономического Развития, следующий 2019 год будет переходным годом, основные сложности которого выпадут предположительно на первый квартал. Проблемы в реализации и освоении бюджетных средств прогнозируются в связи с изменениями ценовой политики внутри государства, связанными, прежде всего, с увеличением налога на добавленную стоимость.