Обходной лист при увольнении: бланк и образец
Обходной лист – это документ, который при увольнении подтверждает отсутствие задолженностей увольняемого сотрудника перед его работодателем. При этом в роли подтверждения такого документа выступают подписи руководителей различных структурных подразделений конкретно взятой организации. В целом, обходной лист довольно-таки полезная вещь, если рассматривать его со стороны работодателя. Так, по крайне мере, компания получает хоть какие-то гарантии того, что при увольнении сотрудники не принесут тех или иных убытков организации ввиду недостачи вверенного им имущества.
Однако стоит понимать и то, что в обязанности сотрудников не входит предоставление обходного листа руководящему составу компании. В этом случае единственной мотивацией для его сдачи могут послужить разнообразные премии и выплаты. А вот угрожать тем, что работник не получит трудовую книжку, если не сдаст обходной лист, работодатели не имеют права.
Обходной лист в Трудовом кодексе
Нередко возникает вопрос, регламентируется ли на законодательном уровне обходной лист и обязателен ли он при увольнении. Ответ — нет. Упоминаний об обходном листе нет ни в одном законодательном акте РФ, включая и Трудовой кодекс. Соответственно, вменять обязательную сдачу этого документа не имеет права ни один работодатель. Несмотря на это, обходному листу по тем или иным причинам уделяется огромное внимание. Отдел кадров то и дело угрожает своим работникам, что без него те не получат трудовую книжку или еще каких-либо важных для них документов.
В то же время существуют конкретные требования, прописанные в статье 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации:
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Из вышеуказанного напрашивается только один вывод: помешать работнику получить трудовую книжку самоуправство начальника не может. Более того, оно преследуется по закону. Усугубляет ситуацию и то, что про требования законодательства забывают не только руководители организаций, но и сами работники. Тем самым еще более ухудшая свое положение. Поэтому нередко случаются казусы, из-за которых отсутствие обходного листа на столе начальника или отдела кадров приводит к нарушению процедуры увольнения.
В рамках обсуждаемой темы не лишним будет упомянуть и о том, как преследуется самоуправство руководителей организаций, которые отказываются выдавать своим работникам все необходимые после увольнения документы:
- Во-первых, работодатель будет обязан возместить неполученный сотрудником заработок во всех случаях незаконного лишения возможности трудиться. Сюда относится и задержка выдачи трудовой книжки (статья 234 ТК РФ).
- Во-вторых, согласно статье 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства ведет к наложению штрафа: для должностных лиц и предпринимателей — от одной до пяти тысяч рублей, для организации – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Более того, если нарушение будет совершено повторно, то размеры штрафов существенно возрастают. Так, должностные лица будут обязаны уплатить уже от двадцати до тридцати тысяч рублей, предприниматели — от десяти до двадцати, а юридические лица — от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Зачем нужен обходной лист
Несмотря на то, что обходной лист, по сути, никак не регламентируется на законодательном уровне, без него не обходится практически ни одно увольнение. Происходит это по следующим причинам:
- Обходной лист выступает в качестве подтверждения того, что сотрудник не должен организации никаких материальных ценностей, за которые в ходе своей трудовой деятельности он был ответственен.
- Сотрудник, заступающий на рабочее место вместо уволенного работника, по обходному листу принимает от него имущество, за которое тот отвечал, будучи членом организации.
- Базы данных крупных компаний хранятся чуть ли не бережней, чем государственная тайна. В связи с этим обходной лист иногда применяется как гарантия того, что уволенный сотрудник утрачивает права на использование информации, которая в этих базах содержится.
Чаще всего правила оформления обходного листа отражены в локальных документах организации. В общих же случаях перед увольнением сотрудник получает обходной лист, где указаны все должностные лица, подписи которых ему необходимо собрать. Как следствие, начальство приобретает гарантии того, что уволенный работник полностью отчитался перед всеми руководителями отделений и не остался должен организации никаких материальных ценностей.
Как только обходной лист заполнен, он передается в отдел кадров, где его прикладывают к личному делу увольняемого работника. Хранится он обычно в течение трех лет, после чего его архивируют. Стоит отметить, что на этапе подписи часто возникают сложности из-за того, что тот или иной начальник находится в отпуске или же командировке. Как следствие, сотруднику приходится дополнительно согласовывать процедуру подписи обходного листа, что приводит к чрезмерной трате личного времени и потере финансов ввиду невозможности устроиться на другое рабочее место.
Когда и где можно получить
В подавляющем большинстве случаев обходной лист выдается в отделе кадров либо непосредственно после принятия решения об увольнении, либо в день увольнения. Здесь все зависит от лояльности работодателя.
В целях экономии времени лучше всего просить этот документ заранее, чтобы заблаговременно отыскать руководителей отделений, чьи подписи требуются в обходном листе. Тем более, в некоторых организациях отделения бывают разбросаны на значительном удалении от основного офиса, что может привести к всевозможным разъездам по городу, а то и области.
Чьи подписи нужны
Форма обходного листа зависит от требований конкретной организации. Обычно это таблица с именами руководителей и пустым полем напротив, где должна будет стоять соответствующая подпись. Иногда от работника требуют получить подписи от начальников тех отделов, с которыми он никак не соприкасался на протяжении всего времени работы в организации.
Среднестатистический список отделов, подписи из которых должны быть на обходном листе:
- бухгалтерия;
- отдел кадров;
- завхоз;
- отдел обеспечения рабочим инструментом;
- структурные подразделения.
В целом, этот список может варьироваться в зависимости от сложности структурного построения организации, в которой работал увольняемый сотрудник. Тогда как подписи, поставленные в соответствующих графах, всегда будут означать то, что работник полностью отчитался перед данным отделом.
Отказ от обходного листа
Если по каким-то причинам работник не хочет подписывать обходной лист, то это исключительно его право. Однако об этом необходимо напрямую сказать начальнику организации или сообщить в отдел кадров. В гражданских организациях на законодательном уровне такой сотрудник всегда будет прав.
Единственное, чем работодатель может угрожать в данной ситуации, – это невыплата премиальных или других денежных вознаграждений, включая компенсации при увольнении. Происходит это в связи с тем, что данный вид денежного поощрения, согласно коллективному трудовому договору, назначается только дисциплинированным работникам. Однако зачастую эти суммы не отличаются большими размерами, поэтому их невыплата серьезно на финансовом положении работника не скажется.
Стоит упомянуть, что если за работником числится какая-либо недостача, то необходимо закрыть ее до всех финансовых расчётов. В противном случае может получиться так, что недостачи вычтут из заработной платы или компенсации, которая полагается при увольнении.
Оформление
Внешний вид обходного листа идентичен практически в каждой организации. Обычно бланк представляет собой простой лист формата A4, на котором распечатываются следующие данные:
- ФИО и должность увольняемого сотрудника;
- название организации;
- дата расторжения трудового договора;
- таблица с именами руководителей отделений, подписи которых необходимо собрать.