Что такое роялти во франчайзинге и авторском праве
Слово «роялти» встречается в качестве обозначения определенных видов вознаграждения в бизнесе. Термин имеет давнюю историю, но сегодня его применяют преимущественно во франчайзинге и сфере авторского права. В статье рассмотрено, что такое роялти и каковы принципы его расчета.
История и современная трактовка
Понятие роялти появилось в европейских языках много веков назад. В переводе на русский оно означает «королевский» или «государственный». Ранее под этим подразумевались выплаты монарху, выделившему что-либо (обычно территорию или ресурсы) в пользование на определенный срок.
С момента появления рассматриваемое понятие почти не поменялось. Сейчас под роялти подразумевают один из типов компенсаций, выплачиваемых пользователем франшизы, авторского права или патента. Чаще всего оно принимает форму денежных выплат, которые переводятся раз в месяц или квартал, если иное не прописано в соответствующем договоре.
Если отойти от юридических терминов и дать упрощенное определение, роялти является арендной платой за использование чего-либо. К примеру, земельного участка, ресурсов, склада, офисного помещения, франшизы, слогана или логотипа.
В авторском праве
Роялти являются регулярные отчисления за показ картин, выпуск носителей с музыкальными произведениями, книг, а также за право использовать патент либо лицензию на товар или технологию. Такие платежи производятся лицензиатом в адрес обладателя лицензии в соответствии с договором. Размер выплат закреплен в виде процентной ставки от выгоды, которую лицензиат получает от связанной с роялти деятельности (например, валовая прибыль).
Альтернативное название роялти в этом случае – авторский гонорар. Владелец авторских прав получает роялти за коммерческое использование его интеллектуальной собственности, например, музыкальной композиции.
Начисление роялти обычно происходит по причине одного из двух видов использования предмета договора:
- физическое воспроизведение, например, реализация музыкального альбома на носителе;
- воспроизведения в нематериальной форме, например, проигрывание музыки в формате телепередачи.
Роялти и франчайзинг
Роялти часто используется в предпринимательстве, а конкретно в такой бизнес-модели, как франчайзинг. Это «аренда» чужого бренда, то есть возможность за определенную плату использовать его в своей деятельности. Например, согласно типовому договору, франчайзи (арендатор) может использовать:
- рекламные слоганы;
- музыку;
- изображения;
- технологии;
- способы обслуживания или производства;
- само название бренда.
Бизнесмен, желающий использовать товарный знак посредством договора франчайзинга, платит роялти. Это платежи в адрес компании-владельца, которые вносятся ежемесячно, ежеквартально или каждый иной прописанный в договоре период. Важно отличать роялти от паушального взноса – однократной выплаты, производимой при покупке товарного знака.
Предприниматель платит роялти, в первую очередь, за известный бренд, имя, которое обеспечит ему лояльность покупателей и позволит увеличить доход его бизнеса. Также в стоимость может включаться часть затрат на маркетинг, обучение персонала, различные акции франшизы. Обычно в договоре прописывается, что предоставляющая франшизу компания должна размещать сведения о франчайзи на своем сайте.
Таким образом, роялти применительно к описываемой бизнес-модели – это отчисления за возможность вести предпринимательскую деятельность под готовым брендом и за поддержку со стороны франчайзера.
Размер в бизнесе
Существуют три основных варианта подсчета размера роялти:
- Процент с финансового оборота компании, выплачиваемый франчайзеру. В нынешних рыночных условиях этот вариант является одним из наиболее популярных.
- Процент с маржи. Такой вариант роялти в большинстве случаев применяется в тех отраслях бизнеса, в которых возможна существенная разница в наценке на товары.
- Фиксированный роялти. Это регулярный платеж, размер которого не меняется, прописан в договоре и зависит от цены услуг франчайзера, размера бизнеса, количества клиентов, используемых площадей и т.д. Подобный тип роялти применяется для компаний, прибыль которых не поддается простому расчету. Обычно перечисляется ежемесячно.
Чаще всего роялти составляет от 1% до 5 % валового дохода конкретной компании. Стоит отметить прямую зависимость от следующих факторов:
- Потенциальная прибыль. Это возможная выгода франчайзи, например, от нового ресторана, открытого под известным брендом. Важно учитывать как размер наценки, так и общую рентабельность конкретного бизнеса.
- Премиальность и известность бренда. Сравнительно высокий размер роялти наблюдается в отрасли гостиничного бизнеса, так как сети отелей, известные во множестве стран, ценят свою репутацию и желают сотрудничать только с проверенными предпринимателями. Либо хотя бы получать достойное вознаграждение, способное компенсировать возможные репутационные потери в случае, если франчайзи будет оказывать услуги недостаточно качественно.
- Расходы на обучение и заработную плату части сотрудников — маркетологов, бухгалтеров, службы поставок, других специалистов, оказывающих поддержку франчайзи.
Статистика размера роялти по данным Международной Ассоциации Франшиз (IFA) примерно такова:
Сфера | Размер франшизы,% |
---|---|
Средний процент роялти в разных сферах при использовании различных видов франшиз | 6,5 |
Ресторанный и отельный бизнес, исключая самые дорогие премиальные бренды | 4,5 |
Отдельные бренды фаст-фуда | 10 |
Ритейл (крупные розничные сети) | 6 |
Продажа недвижимости | 7,5 |
Проекты в сфере образования | 8,5 |
Порой встречается франшиза без роялти, когда бизнес-модель проста и оплата не требуется. В условиях ограниченного стартового капитала это явный плюс для предпринимателя, но уравновешивающим его минусом выступает повышенная конкуренция из-за возникновения однотипных компаний, работающих по одинаковым или схожим схемам.