🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Перейти на сайт VisitTime
Олигополия и монополия в экономике
Олигополия и монополия – это два типа рынка конкуренции несовершенного вида, которые имеют существенные различия между собой. Основное их отличие заключается в количестве конкурентов, но есть и много других. Рассмотрим, какие признаки присущи каждому виду.
Олигополия
Олигополия в экономике – это тип рынка, при котором существует несколько продавцов и большое количество покупателей. При этом доли распределены конкретным образом, и появление новых продавцов становится достаточно затруднительно или практически невозможно.
Компании, реализующие определенный товар или услугу, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. По этой причине они даже не могут самостоятельно изменять свою ценовую политику, стоимость продукции определяется по конкретным правилам. При олигополии конкуренция очень высокая, поэтому и реклама отличается большим качеством и количеством.
Основные признаки
Характеристики олигополии:
- наличие на рынке нескольких продавцов, к примеру, всего 5-7;
- присутствие у каждой компании существенной доли;
- большое влияние фирм друг на друга, в том числе и в вопросе установления цен на товары и услуги;
- схожая или вовсе одинаковая продукция;
- существует возможность тайного сговора между продавцами;
- максимально снижена возможность получения доступа на рынок для новых организаций;
- подверженность продавцов высокому контролю со стороны государственной власти.
Взаимосвязь между продавцами очень тесная, поэтому самые крупнейшие компании оказывают сильное воздействие. Для олигополии характерна ситуация, когда ценовая конкуренция не дает желаемого эффекта, потому что если один продавец снизит стоимость товаров, другим тоже придется это сделать, иначе они потеряют огромное количество клиентов.
Уменьшив стоимость, они смогут отлично конкурировать, а та фирма, которая первая пошла на такой шаг, в итоге не получит желаемого числа потребителей. Поэтому эффективности от снижения цен нет. Но зато у крупных компаний есть возможность самим контролировать ценовую политику на рынке. В монополии такого нет.
Виды олигополии
Есть несколько разновидностей олигополии:
- однородная, когда компании продают одинаковый товар, не отличающийся ни сортом, ни маркой, ни типом, ни какими-либо иными характеристиками;
- дифференцированная, при которой организации реализуют продукцию, относящуюся к одной отрасли, но при этом товары отличаются по марке, сорту и так далее;
- тайная, характеризующаяся соглашением между конкурентами о распределении источников поставки продукции для извлечения максимального дохода;
- доминирующая, когда большую часть рынка занимает один продавец, а остальные получают небольшие доли;
- дуополия, при которой только два производителя занимаются поставками продукции на рынок.
Указанные типы могут пересекаться между собой.
Поведение продавцов при олигополии
Есть несколько моделей, как ведут себя компании, работающие на рынке при олигополии:
- Ломанная кривая спроса. Она отражает реакцию организации на то, как изменяют тактику ее конкуренты на рынке. Возможно два варианта развития событий: оставление уровня цен без изменения, несмотря на увеличение или уменьшение стоимости продукции со стороны других фирм, либо следование за конкурентом, меняющим ценовую политику.
- Тайный сговор. Это когда компании заключают меду собой соглашение относительно того, какие цены установить на товар, какой объем продукции производить и реализовывать.
- Ценовое лидерство. Его суть заключается в том, что олигополисты просто повторяют поведение их лидера в отношении стоимости товаров и иных показателей.
- «Издержки-плюс». Данная модель подразумевает, что цена должна рассчитывать по конкретному принципу: средние издержки плюс доход, который исчисляется в процентном соотношении от объема этих издержек.
Отдельно стоит остановиться на тайном сговоре. Это очень интересная стратегия, позволяющая фирмам не конкурировать друг с другом, а договориться об их дальнейшем поведении на рынке.
Существует три разновидности тайного сговора:
- Неприкрытый. Это значит, что конкуренты не пытаются скрывать, что у них есть соглашение. Результаты их договора известны.
- Завуалированный. Здесь уже речь идет о попытках скрыть сговор между продавцами, не вызывать подозрений, особенно при совместном установлении стоимости продукции.
- Молчаливый. В этом случае никакого соглашения нет, компании просто действуют по одному принципу. Такое возможно, если все конкуренты согласны работать в одном режиме, а также не против следовать за другими организациями.
Тайный сговор помогает обеспечить стабильность на рынке, что особенно касается ценовой политики.
В чем плюсы и минусы олигополии
Олигополия имеет свои положительные и отрицательные черты. К достоинствам можно отнести, в первую очередь, стабильность ценовой политики на рынке. Это преимущество как для обычных потребителей, так и для макроэкономики в целом. Благодаря этому покупатели имеют возможность планировать свои расходы заранее, а отрасль экономики развивается более динамично.
Также плюсом такого типа рынка является то, что он способствует внедрению инноваций, а также возможности клиентов приобретать продукцию высокого качества. Продавцов всего несколько и все они стараются реализовывать качественный товар, чтобы быть конкурентоспособными.
Из минусов можно выделить сильное влияние компаний друг на друга, невозможность новых продавцов протиснуться на рынок.
Монополия
Монополия в экономике – это тип рынка, при котором на нем действует один производитель. Обычно в качестве него выступает единственная крупная компания, которая поставляет определенные товары и услуги. Она же занимается контролем и определяет ценовую политику. Это классическая монополия, при ней на рынок может выйти второй производитель, который будет продавать такой же товар.
Но есть еще такое понятие, как абсолютная, или по-другому чистая монополия. Ее отличие заключается в том, что продавец конкретной продукции может быть только один, а другие на рынок не допускаются. Это уже более жесткая форма, так как данная компания полностью и единолично владеет всеми ресурсами.
Классификация монополий
Монополия бывает следующих видов:
- Естественная, когда доход от реализации товаров и услуг удается получить только при условии обслуживании всего рынка. К примеру, такой вариант характерен для железнодорожных перевозок.
- Искусственная, при которой объединяются несколько фирм для вытеснения из рынка конкурентов. При таком виде монополии применяются разные методы, к примеру, демпинг цен, стоимостное маневрирование, спекуляция ценными бумагами.
- Закрытая, характеризующаяся защитой участников рынка государственными властями от конкурентов. Например, это касается авторских прав, патентов, лицензий.
- Открытая, при которой нет никакой защищенности от других компаний, функционирующих на рынке. Это могут быть магазины, предлагающие инновационные товары.
- Двухсторонняя, отличающаяся тем, что на рынке имеется только один продавец и один потребитель. Причем обе стороны оказывают существенное влияние, поэтому от них требуется умение договариваться между собой.
Это основная классификация, но есть и другие разновидности. Например, в зависимости от формы собственности, монополия может быть частной или государственной. Также по территориальности существуют местные, региональные, национальные монополистические организации.
Формы монополии
На рынке монополия может функционировать в следующих формах:
- Картель. Представляет собой ситуацию, когда несколько организаций, работающих в одной отрасли, объединяются и договариваются о части каждого участника в общем объеме производства. Также они согласовывают друг с другом ценовые критерии, места сбыта и прочие условия деятельности.
- Синдикат. Для этой формы характерна утрата коммерческой самостоятельности, но сохранение производственной. Товары продаются только через посредников, а именно, синдикатские фирмы.
- Трест. Под ним понимают акционерное общество, в котором представители утрачивают как производственную, так и коммерческую самостоятельность. Образуется трест путем объединения нескольких владельцев и с выпуском ценных бумаг в виде акций или облигаций, которые могут открыто реализовываться через фондовый рынок.
- Концерн. При нем объединяются компании, которые продают продукцию, относящуюся к разным отраслям. Его участники теряют право владения средствами производства и полученным в итоге продуктом. Контроль над материальной составляющей объединившихся предприятий в этом случае ведет одна компания, стоящая во главе.
- Конгломераты. Это тоже объединение нескольких фирм с разной продукцией, а также с отсутствием технического и производственного единства.
Монополисты выбирают форму в зависимости от того, какой цели желают достичь, какие ресурсы имеют и так далее.
В чем отличия монополистической конкуренции от монополии
Монополистическая конкуренция – это другое понятие, которое следует отличать от монополии. Многие ошибочно полагают, что данные понятия идентичны. На самом же деле монополистическая форма больше приближена к совершенной конкуренции.
Ее отличительные черты:
- присутствие на рынке множества продавцов и покупателей;
- свободный доступ для новых компаний;
- разнообразная продукция, которая отличается по многим параметрам, например, виду, марке, сорту;
- небольшое влияние производителей на ценовую политику рынка.
В таких условиях рыночные отношения складываются более оптимистично, экономика динамично развивается, чего не скажешь о ситуации, когда присутствует монополия.
В качестве примера монополистической конкуренции можно привести рынок мобильных устройств – смартфонов и планшетов. Множество производителей предлагают продукцию, различающуюся между собой по характеристикам, качеству исполнения, внешнему виду. То есть эти товары не являются совершенными заменителями, но конкурируют между собой за удовлетворение одной и той же потребности. В то же время каждый производитель (по крайней мере, наиболее успешные) обладает монополистической властью. Например, iPad производит только одна компания – Apple, Galaxy Tab – только Samsung и т.д. Таким образом, получается здоровая конкуренция, которая необходима на рынке, и у покупателей есть большой выбор.
Плюсы и минусы монополии
Положительных моментов у монополии практически нет. Этот тип несовершенной конкуренции только вредит потребителям и самой экономике страны. Отрицательные стороны следующие:
- Все ресурсы находятся в руках одной компании, поэтому и стоимость продукции устанавливается только ею. Причем цены определяются не тем, насколько высок на них спрос со стороны покупателей, а самовольством монополиста.
- Нет никакой конкуренции, что мешает нормальному развитию рыночных отношений. Экономическая практика показывает, что наиболее эффективно и динамично развивается только конкурентный рынок.
- Отсутствие стимула монополиста делать более качественные продукты, так как все равно, кроме него, больше никто не может предложить определенную продукцию.
В связи с такими недостатками монополия встречается редко, особенно абсолютная. Можно увидеть монополистов только в пределах одного города или области.
Таким образом, олигополия и монополия – это два типа рынка несовершенной конкуренции, которые отличаются друг от друга количеством продавцов, их влиянием на стоимость товаров, наличием конкурентоспособности и прочими характеристиками. Из этих двух понятий, несомненно, монополия является самой неэффективной в рыночных отношениях.