Повышение цен на бензин и другое топливо в 2020 году
Тема стоимости бензина считается одной из самых трудных и болезненных в любой стране. Часто повышение цены вызывает напряженность, а порой выливается в открытые антиправительственные выступления. Для России, имеющей едва ли не самые большие запасы нефти, вопрос стоимости бензина постоянно находится среди топовых новостей. Последние месяцы обсуждение возможного резкого повышения цен на бензин и другое топливо в 2020 году приобрело широкомасштабный характер.
Предпосылки
Динамика цены на бензин показывает, что его стоимость, начиная с начала века, неуклонно поднимается. Например, в 2004 г. цена на литр АИ-95 начиналась от 10 руб., в 2012г. она достигала 30 руб., а на пике в мае 2018 года была 45 руб. Но даже при таких цифрах стоимость бензина в России остается одной из самых низких. Дешевле бензин можно найти в Саудовской Аравии, Ираке, Египте и Иране. Для жителей других стран литр обходится:
- в США ― 0,86 доллара;
- в Германии ― 1,73 $;
- в Китае ― 1,18 $;
- в Норвегии ― 2,12 $.
Особенно резким оказался рост цен весной 2018 г., что заставило правительство принимать срочные меры для снижения напряженности на топливном рынке. Удалось договориться с крупными нефтеперерабатывающими компаниями о заморозке отпускных цен до 31 марта 2019 г. Дополнительно, чтобы цены были снижены и заморожены, было принято решение об уменьшении акцизов. Это дало положительный результат, цены прекратили рост и стали снижаться. В настоящее время они находятся на уровне 43-44 рублей за литр.
Но ожидания роста продолжается, и для этого есть серьезные основания. Осенью этого года глава Счетной палаты А. Кудрин высказался о том, что в начале 2019 года можно ожидать существенный рост цен на топливо для транспорта. Главной причиной такого повышения станет резкий подъем акцизов:
- для бензина с 8,2 до 12,4 тыс. руб. за тонну;
- для дизельного топлива с 5,7 до 7,5 тыс. руб. за тонну.
Еще одной причиной роста цен на топливо, по мнению экспертов, может стать повышение НДС с 18% до 20%. Конечно, не останутся в стороне такие факторы, влияющие на цену, как нестабильность курса рубля и цены на нефть. Все вместе оказывает сильное давление и не вызывает оптимизма. Предположительная цена в 2020 году за литр бензина указывается в 50 -55 рублей, порой называются и более высокие цифры — 62-65 рублей.
Мнение правительства
Точку зрения счетной палаты не поддерживают в правительстве. Возможность роста цен на топливо не отрицается, но в пределах инфляции, то есть порядка 4-5% в год. Так, по словам главы Министерства Финансов Антона Силуанова:
«Никакие скачки не планируются. Несмотря на рост акцизов, начиная с 1 января следующего года, у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться в нефтеперерабатывающие компании. В результате которого будет скомпенсировано это увеличение нагрузки. Поэтому никакого планового роста цен на бензин и дизельное топливо со следующего года не планируется».
Точку зрения А. Силуанова поддерживает и заместитель министра энергетики П. Сорокин. По его мнению, рост стоимости бензина не выйдет за рамки предусмотренного бюджетом. Оптимистическую точку зрения правительство обосновывает наличием разработанных механизмов для сдерживания цен, таких как:
- Отрицательный акциз. В случае роста экспортных цен на нефтепродукты часть получаемых средств будет выделяться для поддержания производителей, чтобы стимулировать продажу топлива на внутреннем рынке при сохранении цены или ее плавном повышении.
- Повышение экспортных пошлин. Еще весной 2018 г. на фоне резкого скачка цен на топливо президентом был подписан закон, позволяющий поднимать пошлину на экспорт бензина до 90% при нынешних 30%. Такой вариант позволит сделать экспорт менее выгодным, большая часть топлива останется на внутреннем рынке, а это позволит стабилизировать цену.
Мнение экспертов
Большинство независимых экспертов не разделяют оптимизма правительства. В своем интервью Федеральному агентству новостей Вячеслав Кулагин (Руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН) сказал:
«С первого января у нас растут акцизы и, соответственно, растет НДПИ за счет перекладки экспортной пошлины. Акцизы — растут, НДПИ — растет, цены на нефть — растут». Все это говорит о том, что, естественно, за вышеперечисленными факторами последует достаточно существенный рост цен на бензин на внутреннем рынке».
Регуляторы, позволяющие сдержать резкое повышение цен, по мнению В. Кулагина: «Прежде всего, это корректировка акцизной политики и налогового маневра. Думаю, таким образом можно несколько сдержать тот рост цен на бензин, который ожидается с января». Но главным, по словам Кулагина, для такого решения является временной фактор. То есть решение необходимо принимать уже сейчас.
По мнению других аналитиков использование механизма обратного акциза лишь усложнит ситуацию, но не принесет достаточного эффекта. А если учесть, что затраты на его введение планируются высокими, а это требует не только материальных, но и временных ресурсов, то на настоящий момент проще сохранить акцизы без изменений. Дополнительным вариантом стабилизации цен предлагается увеличение норматива продажи бензина на бирже. По предложению ФАС норму продажи стоит поднять до 15% при нынешних 10%. А по предложению Российского топливного союза этот норматив желательно довести до 50%.
Многие эксперты указывают на необходимость поддержки малых АЗС, оказавшихся в сложной ситуации, когда сдерживание цен стало для многих невыносимым бременем. Это привело к закрытию множества таких АЗС, поглощению их более крупными компаниями. Поддержка небольших заправок должна строиться на повышении их рентабельности. Одним из способов повышения станет уже принятое разрешение на продажу алкоголя.
Что ждать после повышения цен
Стоимость топлива касается не только автолюбителей, ее повышение скажется на бюджете каждого гражданина. Это происходит за счет заложенной в цене любого товара доли транспортных расходов. Предполагаемый рост цен на горючее уже сейчас дает повод транспортным компаниям разрабатывать новые повышенные тарифы. Рост тарифов на транспорт потянет за собой цены на производство, транспортировку, реализацию продукции. Конечным звеном такой цепочки станет потребитель. Не получится избежать роста цен и на услуги общественного транспорта, междугородних перевозчиков, ЖКХ, где цена на топливо составляет существенную долю в расходах. В какой степени произойдет рост цен и на какие товары, еще нет экспертных оценок, но никто не отрицает, что рост неизбежен.
Ожидание снижения уровня жизни при росте цены на бензин и другое топливо в 2019 году подтверждается данными опроса, проведенного Фондом общественного мнения. По этим данным 87% респондентов ожидает ухудшение своего положения, увеличения расходов, а 33% владельцев автомобилей готовы отказаться от их частого использования.
В это время за рубежом
Насколько сложен и болезнен вопрос цены на бензин, очень ярко продемонстрировали события во Франции. Начавшиеся в ноябре протесты «желтых жилетов» против повышения цен на бензин переросли в крупномасштабные выступления по всей стране. Даже принятие правительством решения о заморозке цен на бензин не дали ощутимого результата. Протестные движения продолжаются, выдвигаются новые требования, нарушается нормальная жизнь и работа, страдает экономика. Правительство было вынуждено ввести чрезвычайное положение в стране.
В ноябре же протестовали и болгары, требуя не повышать цены на топливо. Протесты охватили несколько городов, где перекрывались дороги, проводились митинги. В результате протестующие добились положительного результата, цены заморозили, а к настоящему моменту они продолжают снижаться.
Но больше всех повезло американцам. Они не выступали с протестами, да и протестовать было незачем. Цены на бензин в последнее время снизились, что объяснялось снижением стоимости нефти. Падение цены за последние три месяца составило 40 центов за галлон (3,785 литра). Предполагается, что при дальнейшем падении цены на сырье бензин продолжит дешеветь и по прогнозам экспертов в первом полугодии 2019 года может достигнуть 1,75 доллара за галлон.