Что такое сетевой маркетинг и откуда он появился
Словосочетание «сетевой маркетинг» можно всё чаще увидеть на просторах российского Интернета. Что это означает, реально ли заработать в МЛМ и как не попасться на удочку мошенников – об этом и многом другом будет написано далее.
Сетевой маркетинг появился ещё в тридцатых годах прошлого века в США, когда вместо стандартной схемы «продавец отдельно, а покупатель отдельно» была придумана концепция совмещения роли продавца и покупателя в одном лице. То есть человеку предлагается стать предпринимателем, только в довольно небольшом масштабе.
Суть такова: крупная компания продаёт покупателю определённое количество товара, а покупатель её реализует среди своего окружения (поэтому первыми, кто узнаёт о том, что человек стал работать в МЛМ, становятся родственники и друзья, которым он пытается продать купленный товар). Также возможна продажа каталогов или тестовых товаров, ознакомившись с которыми покупатель сделает заказ. Кроме того, компании выгодно, чтобы помимо реализации товара покупатель приводил в сеть новых людей — за это каждая организация даёт определённые уровни, бонусы, скидки и т.д. Вообще, аббревиатура MLM в переводе с английского расшифровывается как «многоуровневый маркетинг», что, в принципе, можно сравнить с пирамидой. Однако следует отличать финансовую пирамиду и сетевой маркетинг, так как последний, как минимум, не запрещён законодательством большинства цивилизованных стран.
Концепция МЛМ оказалась весьма прибыльной, в обществе стали даже говорить о том, что сетевики вытеснят обычные магазины, но на сегодняшний день можно заметить — это совершенно не так. Хотя обороты компаний, занимающихся сетевым маркетингом, всё равно не могут не удивлять. По последним данным только у нескольких крупных американских сетевых организаций оборот составил триста миллиардов долларов.
Максимальная мотивация или на чём основывается МЛМ
За практически вековую историю существования сетевого маркетинга у компаний сложились чёткие алгоритмы привлечения и удержания новых участников, а также обучения их механизмам продаж и методам работы с людьми. Можно выделить три кита, на которых стоит MLM:
- Агрессивная реклама.
Во-первых, каждый участник системы МЛМ – это в самом прямом смысле рекламный агент. Он занимается распространением продукции и привлечением новых людей в сеть. И при грамотной организации обучения член компании может приводить в неё до нескольких десятков человек в год. Такая схема действует лучше любых PR-технологий.
Во-вторых, нативная и прямая реклама. На сайтах, специализирующихся на поиске работы, на популярных платформах типа YouTube и Facebook, можно найти множество предложений о «работе на себя», которые по сути своей являются завлечением в сетевой маркетинг. Кроме того, участники сетевого бизнеса пишут в социальных сетях и обзванивают студентов, молодых мам и другие категории лиц, которые часто ищут место для подработки.
- Мотивация.
Компании нужно, чтобы её сотрудники всегда находились в рабочем тонусе и продуктивно вели свою деятельность. В условиях отсутствия офиса это делать довольно проблематично, поэтому сетевики постоянно проводят тренинги, на которые приглашают членов системы МЛМ. На этих тренингах с помощью специальных психологических техник и опытных ораторов людям даётся мощная мотивация. Также на тренингах предлагается улучшить умения продавать, совершать телефонные звонки и общаться с потенциальными покупателями.
- Контроль за участниками.
Для того чтобы люди действительно занимались продвижением товара и привлечением новых участников, организаторы ведут постоянный контроль за ними. Их социальные сети мониторятся, иногда требуют отчёты о деятельности. Наиболее успешным «предпринимателям» даются поощрения, чаще всего в виде присвоения определённого уровня (к примеру, «изумруд» или «бриллиант»). Чем выше уровень, тем больше скидка на первоначальный закуп товара или каталогов.
В российском сетевом маркетинге наблюдается тотальное неприятие критики организации. На различных форумах в обсуждении даже крупных компаний можно найти очевидно купленные отзывы.
Плюсы
Можно выделить ряд аспектов, которые показывают МЛМ с положительной стороны:
- навык общения с разными типами людей, который прививается на тренингах (правда участие в тренингах зачастую платное);
- умение правильно преподнести и продать товар (подойдёт начинающим менеджерам по продажам и предпринимателям, чья деятельность непосредственно связана с прямыми продажами);
- полезные знакомства (в качестве тренеров руководители сетевых компаний часто привлекают известных бизнесменов и других влиятельных личностей);
- свободный график, «сколько продал – столько и получил», без установленных начальником норм, штрафов, выговоров и пр.
Это только основные моменты, которые действительно будут полезны почти любому человеку.
Минусы
К сожалению, минусов не меньше, чем плюсов:
- отсутствие социальных гарантий, пенсий, отпусков, медицинской страховки и других охраняемых государством услуг, так как участник МЛМ является фрилансером, который налоги обычно не платит, соответственно, социальных гарантий он тоже не получает (на конец октября 2018 года в Государственной Думе ФС РФ ведутся обсуждения введения налога для самозанятых, поэтому в дальнейшем ситуация может измениться);
- платные пробники товаров и каталоги, которые участники МЛМ будут предлагать клиентам;
- репутационный ущерб (в обществе сложилась негативная оценка людям, пытающимся активно продать какой-либо товар, достаточно вспомнить мемы про «Орифлейм»);
- высокое эмоциональное напряжение (постоянное общение с людьми быстро выматывает нервную систему);
- непостоянный доход — продажи могут идти как удачно, так и вообще не идти.
И это далеко не все нюансы, с которыми придётся встретиться человеку, вступившему в сетевой бизнес.
Сетевой маркетинг в России
Сетевые компании в России пользуются немалой популярностью, лидерами рынка являются американские «Amway», «Avon», «Mary Kay», российская «Faberlic» и шведская «Орифлейм». До недавнего времени в числе лидеров находились китайские NL и «Тяньши», однако на них обрушился целый шквал критики и разоблачений как в Интернете, так и на федеральных каналах.
Нужно очень внимательно подходить к участию в сетевом бизнесе, так как он может нести за собой как моральные, так и материальные убытки. Работать лучше в проверенных мировых компаниях, перечисленных в абзаце выше, так как количество мошенников растёт с каждым годом.