Электронный больничный лист в 2019 году: преимущества и недостатки

В эпоху развития интернет-технологий и компьютерной техники все больше документов приобретают электронный вид. Коснулись эти изменения и больничного листа. Так, в конце 2017 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 1567, которое утверждает правила информационного взаимодействия страховщика и медицинских организаций. Помимо всего прочего, данное постановление наделило электронный вариант больничного листка юридическими правами. Рассмотрим подробнее, что такое электронный больничный лист и как им пользоваться в 2019 году.

Если говорить простыми словами, электронный больничный лист – это обычная цифровая копия листка нетрудоспособности. Как следствие, он перенимает все функции своего номенклатурного собрата. То есть по нему также можно рассчитывать пособия по нетрудоспособности и материнству. Посмотреть, как выглядит электронный больничный лист, можно на рисунке ниже (образец на экране планшета).

Электронный больничный лист

Функции электронного больничного листа

Обычный больничный лист, которым пользуется большая часть граждан РФ – это оформленный на бумаге документ. Медицинские организации выдают его для того, чтобы работник мог документально подтвердить свою временную нетрудоспособность. Однако с конца 2017 года больничные листы могут оформляться и в электронном виде.

Цитата из Федерального закона № 86-ФЗ:

Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

Это значит, что бумажный листок нетрудоспособности по своим юридическим правам приравнивается к электронному. То есть по ЭБЛ могут также быть исчислены следующие виды пособий:

  • по болезни;
  • по беременности и родам;
  • по уходу за ребенком.

Подтверждается электронный больничный лист специальной электронной подписью. При этом делает это не только врач, но и работодатель. Ко всему прочему в некоторых случаях требуется еще и электронная подпись медицинской организации, в которую обратился работник.

Электронная подпись медицинской организации

Также стоит отметить, что внедрение электронных больничных листов не отменяет всем привычных бумажных листков нетрудоспособности. В настоящее время далеко не все граждане в состоянии пользоваться такими документами. Например, пенсионерам очень тяжело освоить премудрости современных технологий и электронного обмена данными. Сюда же можно отнести и жителей сельской местности, которым иногда просто неудобно взаимодействовать с виртуальными документами.

Взаимодействие страховщиков и страхователей

Больничный лист формируется в электронном виде только в том случае, если на это дано письменное согласие застрахованного лица, то есть работника. Помимо всего прочего, необходимо, чтобы страхователь и медицинское учреждение являлись участниками информационного взаимодействия внутри системы «Единая интегрированная информационная система социального страхования («Соцстрах»)». К слову, создана она на федеральном уровне, поэтому каких-либо проблем с законом при реализации электронного больничного листка возникнуть не может. Оператором этой системы является Фонд социального страхования РФ (ФСС).

Читайте также!  Что такое онлайн касса и как она работает – объяснение для чайников

Согласно пунктам 4 и 6 постановления Правительства Российской Федерации № 1567, застрахованным лицам гарантируется:

  1. Полнота, достоверность и конфиденциальность передаваемых с помощью электронного документа оборота данных.
  2. Защита персональных данных и сведений, касающихся врачебной тайны. В случае доступа к этим данным третьих лиц, они (сведения) подлежат изменению, блокированию или уничтожению.

В роли поставщиков информации в систему «Соцстрах» выступают только те медицинские учреждения, которые имеют в соответствии с законодательством РФ специальные лицензии, позволяющие им осуществлять медицинскую деятельность. Такая деятельность помимо всего прочего включает в себя еще и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности.

Как осуществляется передача информации

Данные, необходимые для ведения электронного больничного листа, передаются тремя способами:

  1. Через специализированные информационные системы, которые служат для автоматизации трудовой деятельности.
  2. Через специальное программное обеспечение, которое предоставляется Фондом социального страхования.
  3. Посредством личного кабинета страхователя на официальном сайте Фонда социального страхования.

Участниками такого обмена данными могут выступать страхователи (работодатели), медицинские организации и федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Однако последним, вдобавок ко всему прочему, разрешается использовать для этих целей еще и сервисы информационного взаимодействия государственных учреждений вкупе с сервисами единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Виды передаваемой информации:

  • данные о медицинском учреждении и застрахованном лице (СНИЛС, информация о причинах нетрудоспособности и т.д.);
  • данные о проведенной медико-социальной экспертизе;
  • данные, которые нужны для начисления пособия.

Кто может выдать электронный листок нетрудоспособности

Кто может выдать ЭЛН

Для начала стоит упомянуть об условиях, при которых медицинская организация может создать электронный больничный лист:

  • медицинское учреждение подключено к системе «Соцстрах»;
  • застрахованное лицо дает письменное согласие на выдачу электронного листка нетрудоспособности;
  • страховщик (работодатель) имеет учетную запись на сайте Фонда социального страхования или же у него установлено специализированное оборудование от данного оператора.

Для того чтобы узнать, подключен ли страховщик к системе «Соцстрах», необходимо поинтересоваться об этом у руководителя или одного из сотрудников отдела кадров.

Оформление ЭБЛ

Любой электронный больничный лист может быть открыт исключительно в медицинском учреждении. Сам процесс разбивается на пять простых шагов:

  1. Застрахованное лицо посещает терапевта, при этом изъявляя желание оформить данный документ. На этом же этапе нужно будет представить в медицинскую организацию СНИЛС.
  2. Сотрудник медицинского учреждения отправляет запрос и данные о формируемом электронном листке нетрудоспособности в Фонд социального страхования.
  3. После того как подтверждение от застрахованного лица получено, сотрудник медицинской организации с помощью специализированного программного обеспечения заполняет электронный больничный лист и заверяет его электронной подписью.
  4. В базе данных ЭБЛ присваивается номер, который сообщается пациенту.
  5. После того как вышеперечисленные инструкции будут выполнены, сотрудник медицинского учреждения отправляет электронный листок нетрудоспособности в Фонд социального страхования.
Читайте также!  Что такое CRM система и как она работает

В том случае, если нетрудоспособность застрахованного лица длиться более 15 дней, электронный больничный лист необходимо продлить. Закрытие же ЭБЛ заверяется цифровой подписью лечащего врача и медицинской организации, а уже после соответствующие данные отправляются в Фонд социального страхования.

Оформление ЭБЛ

Данные для заполнения

Как уже было упомянуто выше, электронный больничный листок – это полная копия обычного листка нетрудоспособности. Соответственно, действия работодателя касательно его заполнения остаются прежними.

В электронный лист нетрудоспособности вписывают следующие данные:

  • название организации, в которой работает застрахованное лицо;
  • вид трудовой занятости (постоянный или по совместительству);
  • ИНН — заполняется только в том случае, если застрахованное лицо уходит в отпуск в связи с материнством;
  • СНИЛС;
  • страховой стаж;
  • средняя заработная плата;
  • название медицинской организации;
  • фамилия, имя и отчество лечащего врача;
  • код причины нетрудоспособности (01 – заболевание, 02 – травма, 03 — карантин).

Преимущества

Плюсы ЭБЛ:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 350-84-13 доб 680
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

  • поскольку данные хранятся в электронном виде, существенно снижаются затраты на услуги архивных организаций;
  • защита информации от третьих лиц – все данные передаются по зашифрованным каналам непосредственно в Фонд социального страхования;
  • уменьшение риска коррупции, связанной с оплатой поддельных больничных листков. Вдобавок к этому возникает меньше проблем с правильным начислением пособий по нетрудоспособности и материнству;
  • контроль выплаты пособия со стороны Фонда социального страхования;
  • сведение к нулю риска получить штраф в связи с некорректным заполнением документов.

Недостатки

Минусы электронных больничных:

  • возможные сбои в программном обеспечении, ответственном за передачу данных по электронному больничному листу в Фонд социального страхования;
  • временные затраты работодателя на предоставление банковских реквизитов для выплаты пособия;
  • расширение штата в крупных организациях – обслуживание программного обеспечения, ответственного за передачу данных, может обойтись в копеечку.

Статьи по теме
Оставить комментарий