Электронный больничный лист в 2020 году: преимущества и недостатки
В эпоху развития интернет-технологий и компьютерной техники все больше документов приобретают электронный вид. Коснулись эти изменения и больничного листа. Так, в конце 2017 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 1567, которое утверждает правила информационного взаимодействия страховщика и медицинских организаций. Помимо всего прочего, данное постановление наделило электронный вариант больничного листка юридическими правами. Рассмотрим подробнее, что такое электронный больничный лист и как им пользоваться в 2020 году.
Если говорить простыми словами, электронный больничный лист – это обычная цифровая копия листка нетрудоспособности. Как следствие, он перенимает все функции своего номенклатурного собрата. То есть по нему также можно рассчитывать пособия по нетрудоспособности и материнству. Посмотреть, как выглядит электронный больничный лист, можно на рисунке ниже (образец на экране планшета).
Функции электронного больничного листа
Обычный больничный лист, которым пользуется большая часть граждан РФ – это оформленный на бумаге документ. Медицинские организации выдают его для того, чтобы работник мог документально подтвердить свою временную нетрудоспособность. Однако с конца 2017 года больничные листы могут оформляться и в электронном виде.
Цитата из Федерального закона № 86-ФЗ:
Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.
Это значит, что бумажный листок нетрудоспособности по своим юридическим правам приравнивается к электронному. То есть по ЭБЛ могут также быть исчислены следующие виды пособий:
- по болезни;
- по беременности и родам;
- по уходу за ребенком.
Подтверждается электронный больничный лист специальной электронной подписью. При этом делает это не только врач, но и работодатель. Ко всему прочему в некоторых случаях требуется еще и электронная подпись медицинской организации, в которую обратился работник.
Также стоит отметить, что внедрение электронных больничных листов не отменяет всем привычных бумажных листков нетрудоспособности. В настоящее время далеко не все граждане в состоянии пользоваться такими документами. Например, пенсионерам очень тяжело освоить премудрости современных технологий и электронного обмена данными. Сюда же можно отнести и жителей сельской местности, которым иногда просто неудобно взаимодействовать с виртуальными документами.
Взаимодействие страховщиков и страхователей
Больничный лист формируется в электронном виде только в том случае, если на это дано письменное согласие застрахованного лица, то есть работника. Помимо всего прочего, необходимо, чтобы страхователь и медицинское учреждение являлись участниками информационного взаимодействия внутри системы «Единая интегрированная информационная система социального страхования («Соцстрах»)». К слову, создана она на федеральном уровне, поэтому каких-либо проблем с законом при реализации электронного больничного листка возникнуть не может. Оператором этой системы является Фонд социального страхования РФ (ФСС).
Согласно пунктам 4 и 6 постановления Правительства Российской Федерации № 1567, застрахованным лицам гарантируется:
- Полнота, достоверность и конфиденциальность передаваемых с помощью электронного документа оборота данных.
- Защита персональных данных и сведений, касающихся врачебной тайны. В случае доступа к этим данным третьих лиц, они (сведения) подлежат изменению, блокированию или уничтожению.
В роли поставщиков информации в систему «Соцстрах» выступают только те медицинские учреждения, которые имеют в соответствии с законодательством РФ специальные лицензии, позволяющие им осуществлять медицинскую деятельность. Такая деятельность помимо всего прочего включает в себя еще и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности.
Как осуществляется передача информации
Данные, необходимые для ведения электронного больничного листа, передаются тремя способами:
- Через специализированные информационные системы, которые служат для автоматизации трудовой деятельности.
- Через специальное программное обеспечение, которое предоставляется Фондом социального страхования.
- Посредством личного кабинета страхователя на официальном сайте Фонда социального страхования.
Участниками такого обмена данными могут выступать страхователи (работодатели), медицинские организации и федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Однако последним, вдобавок ко всему прочему, разрешается использовать для этих целей еще и сервисы информационного взаимодействия государственных учреждений вкупе с сервисами единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Виды передаваемой информации:
- данные о медицинском учреждении и застрахованном лице (СНИЛС, информация о причинах нетрудоспособности и т.д.);
- данные о проведенной медико-социальной экспертизе;
- данные, которые нужны для начисления пособия.
Кто может выдать электронный листок нетрудоспособности
Для начала стоит упомянуть об условиях, при которых медицинская организация может создать электронный больничный лист:
- медицинское учреждение подключено к системе «Соцстрах»;
- застрахованное лицо дает письменное согласие на выдачу электронного листка нетрудоспособности;
- страховщик (работодатель) имеет учетную запись на сайте Фонда социального страхования или же у него установлено специализированное оборудование от данного оператора.
Для того чтобы узнать, подключен ли страховщик к системе «Соцстрах», необходимо поинтересоваться об этом у руководителя или одного из сотрудников отдела кадров.
Оформление ЭБЛ
Любой электронный больничный лист может быть открыт исключительно в медицинском учреждении. Сам процесс разбивается на пять простых шагов:
- Застрахованное лицо посещает терапевта, при этом изъявляя желание оформить данный документ. На этом же этапе нужно будет представить в медицинскую организацию СНИЛС.
- Сотрудник медицинского учреждения отправляет запрос и данные о формируемом электронном листке нетрудоспособности в Фонд социального страхования.
- После того как подтверждение от застрахованного лица получено, сотрудник медицинской организации с помощью специализированного программного обеспечения заполняет электронный больничный лист и заверяет его электронной подписью.
- В базе данных ЭБЛ присваивается номер, который сообщается пациенту.
- После того как вышеперечисленные инструкции будут выполнены, сотрудник медицинского учреждения отправляет электронный листок нетрудоспособности в Фонд социального страхования.
В том случае, если нетрудоспособность застрахованного лица длиться более 15 дней, электронный больничный лист необходимо продлить. Закрытие же ЭБЛ заверяется цифровой подписью лечащего врача и медицинской организации, а уже после соответствующие данные отправляются в Фонд социального страхования.
Данные для заполнения
Как уже было упомянуто выше, электронный больничный листок – это полная копия обычного листка нетрудоспособности. Соответственно, действия работодателя касательно его заполнения остаются прежними.
В электронный лист нетрудоспособности вписывают следующие данные:
- название организации, в которой работает застрахованное лицо;
- вид трудовой занятости (постоянный или по совместительству);
- ИНН — заполняется только в том случае, если застрахованное лицо уходит в отпуск в связи с материнством;
- СНИЛС;
- страховой стаж;
- средняя заработная плата;
- название медицинской организации;
- фамилия, имя и отчество лечащего врача;
- код причины нетрудоспособности (01 – заболевание, 02 – травма, 03 — карантин).
Преимущества
Плюсы ЭБЛ:
- поскольку данные хранятся в электронном виде, существенно снижаются затраты на услуги архивных организаций;
- защита информации от третьих лиц – все данные передаются по зашифрованным каналам непосредственно в Фонд социального страхования;
- уменьшение риска коррупции, связанной с оплатой поддельных больничных листков. Вдобавок к этому возникает меньше проблем с правильным начислением пособий по нетрудоспособности и материнству;
- контроль выплаты пособия со стороны Фонда социального страхования;
- сведение к нулю риска получить штраф в связи с некорректным заполнением документов.
Недостатки
Минусы электронных больничных:
- возможные сбои в программном обеспечении, ответственном за передачу данных по электронному больничному листу в Фонд социального страхования;
- временные затраты работодателя на предоставление банковских реквизитов для выплаты пособия;
- расширение штата в крупных организациях – обслуживание программного обеспечения, ответственного за передачу данных, может обойтись в копеечку.