🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Перейти на сайт VisitTime
Что такое ЕГАИС и как это работает
В настоящее время рынок алкогольной продукции насыщен большим разнообразием товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Несмотря на снижение потребления алкоголя, приходящееся на душу населения, согласно официальных данным Минздрава, все же в абсолютном значении этот показатель достигает высокого уровня. Зачастую употребление некачественных напитков приводит к серьезным осложнениям со здоровьем и иногда даже к летальному исходу. Органы государственной власти не могли остаться в стороне от решения этой проблемы. С целью осуществления контроля на рынке данных товаров была создана специальная система. В статье мы подробно расскажем о том, что такое ЕГАИС и как с ней работать.
Функциональное назначение
ЕГАИС расшифровывается как «Единая государственная автоматизированная информационная система». С ее помощью Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка на территории Российской Федерации осуществляет учет всех отечественных и импортных товаров, а также непосредственно их производителей и продавцов. ЕГАИС была внедрена в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) спиртных напитков».
Система призвана обеспечить:
- контроль производства и оборота спиртосодержащих напитков;
- учет ввозимых на территорию РФ товаров;
- создание базы данных, содержащей сведения об акцизных марках;
- анализ рынка алкогольной продукции, определение направлений его развития;
- исключение случаев продажи контрафакта.
Согласно действующим правовым документам, алкогольная продукция, кроме пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, подлежит обязательной маркировке:
- федеральными специальными марками – при производстве товара на территории РФ, кроме товаров на экспорт;
- акцизными марками – при ввозе (импорте) товаров.
С 2018 года введен помарочный учет крепкого алкоголя в программе ЕГАИС версии 3.0. Новая методология касается исключительно маркированной алкогольной продукции. Поштучный учет позволяет отследить движение каждой единицы товара от производителя до конечного покупателя. Учет данных о производстве, ввозе, отгрузке и продаже осуществляется посредством цифрового идентификатора, содержащегося в штриховом коде.
Производителям и продавцам алкоголя необходимо использовать специальное оборудование и программы для маркировки товаров. Следует отметить, что маркировке подлежат также коробки и паллеты для перевозки товара.
Как начать работать в системе
Процесс подключения включает в себя получение программных средств ЕГАИС, их установку, настройку, а также регистрацию организации. У различных групп компаний есть свои особенности подключения.
Для производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также перевозчиков автомобильным транспортом этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции (с содержанием спирта свыше 25%) регламентирован следующий порядок:
- Организация подготавливает необходимое оборудование.
- Направляет в Межрегиональное управление (МРУ) ФСРАР по месту осуществления деятельности заявление о необходимости выдачи программных средств. А также прикладывает средство записи информации (USB накопитель, диск и др.)
- МРУ подготавливает и записывает на предоставленный носитель необходимые настройки и в течение 3 дней уведомляет организацию об их выдаче.
- После получения ПО для работы с ЕГАИС организация осуществляет его установку. Затем направляет обратно заявление и акт о готовности подключения технических средств.
- МРУ подготавливает соответствующее уведомление и направляет его в течение 3 дней. Также осуществляется передача файла регистрации и синхронизации на съемном носителе.
- В срок, указанный в уведомлении, сотрудник Управления прибывает в организацию. Осуществляется совместная проверка возможности использования системы ЕГАИС, после чего в Акт о готовности к подключению вносится запись о решении.
Алгоритм подключения к системе для организаций оптовой и розничной торговли алкогольной продукции и пива (в том числе для ИП), а также осуществляющих продажу в рамках услуг общественного питания, определен следующий:
- Приобретение USB-устройства, предназначенного для генерации ключей электронных подписей, их безопасного хранения и использования. Как правило, это аппаратный крипто-ключ Je Carta SE RKI/Гост. В нем содержатся хранилища двух сертификатов: RSA — для идентификации организации в ЕГАИС; КЭП — позволяет подписывать файлы, передаваемые в системе (накладные и чеки), придавая им юридическую силу и значимость.
- Запись на носитель сертификата квалифицированной электронной подписи.
- Генерация RSА-ключа. Для установки защищенного соединения системой ЕГАИС необходимо осуществить вход в личный кабинет на официальном сайте.
- Загрузка универсального транспортного модуля (УТМ) на сайте.
- Проверка информационного взаимодействия между используемым ПО и установленными системами.
Данные предприятия осуществляют подключение самостоятельно без обращений в Росалкогольрегулирулирование.
Что нужно для работы
Для функционирования системы ЕГАИС требуются специальные устройства для связи:
- Персональный компьютер с выходом в Интернет, соответствующий следующим требованиям:
Тип оборудования/ комплектующие |
Наименование/ характеристики |
---|---|
Рабочая станция обмена данными с ЕГАИС | |
Аппаратное обеспечение | |
Процессор | Процессор с частотой от 1,9 ГГц и выше |
ОЗУ | От 2 Гб или более |
Сетевой контролер | Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps, разъем RJ45 |
Дисковой накопитель | Общий объем не менее 50 GB |
Программное обеспечение | |
Операционная система | Windows 7 Starter и выше |
Общесистемное ПО | Java 8 и выше |
- Установленное на ПК специальное программное обеспечение – Универсальный транспортный модуль. Также должно быть приобретено криптографическое оборудование.
- Устройство, считывающее штрих-код или терминал сбора данных для учета прихода ТМЗ.
- Контрольно-кассовая техника с возможностью печати QR-кода. Необходимо обеспечить взаимодействие учетной системы предприятия с УТМ для возможности передачи данных.
- 2D сканер, подключенный к кассе.
На данный момент оптимальным является использование POS-системы для розничных продаж. Она представляет собой комплекс оборудования, функционирует на основе программного обеспечения, которое интегрировано с модулем ЕГАИС.
Порядок отражения данных в ЕГАИС
Подробнее рассмотрим процесс товарооборота в системе учета:
- Отгрузка от поставщика (оптовой компании) к покупателю (организации розничной сети) оформляется путем создания Товарно-транспортной накладной (ТТН) в электронном виде. В ней содержатся все данные о марке, количестве поставляемой продукции. ТТН регистрируется на сервере ЕГАИС, где происходит автоматическая проверка на корректность отражения данных. Все позиции в накладной должны иметь идентификаторы, при этом расход должен быть обеспечен остатками продукции, находящейся у поставщика. При отсутствии расхождений документ фиксируется в системе.
- При получении товара покупатель осуществляет сопоставление фактической поставки с информацией, отраженной в ТТН, после чего принимает окончательное решение. При подтверждении приема продукции направляется уведомление через УТМ, после чего данные регистрируются на сервере, и объем полученных товаров автоматически переносится в программе на склад организации-получателя. Выявленные случаи расхождений также фиксируются в ЕГАИС.
- Продажа алкоголя конечному потребителю осуществляется путем считывания двухмерного штрих-кода с товара. Установленное кассовое программное обеспечение формирует файл, который через модуль обмена данных направляется в систему. УТМ формирует квитанцию и направляет ее обратно. После загрузки данных товар списывается с остатков склада и происходит печать слипа алкогольной продукции. Считав QR-код, покупатель может проверить легальность покупки.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, учет объемов розничной продажи пива и пивных напитков, а также алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания в ЕГАИС не требуется. Организации в данном случае отражают в системе только факт закупки товаров согласно описанному выше порядку.
Правила предоставления отчетности
Деятельность компаний, функционирующих на рынке алкогольной продукции, подлежит обязательному декларированию по результатам отчетного периода. Отчетность должна быть сдана в ФСРАР ежеквартально. Итак, кто представляет данные об объемах реализации:
— организации, осуществляющие розничную торговлю спиртосодержащей продукцией и пивом, в том числе и при предоставлении услуг общественного питания;
— индивидуальные предприниматели, ведущие розничную продажу пива и пивных напитков.
Производители данных товаров также ведут учет объемов производства, используемых производственных мощностей. При выявленных случаях недостоверного предоставления данных, а также нарушения порядка и сроков декларирования предусмотрена административная ответственность. Согласно статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно наложение штрафа:
- на должных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей,
- на юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Мобильное приложение для потребителей
В качестве модуля системы ЕГАИС Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка была создана специальная программа «Антиконтрафакт Алко». Мобильное приложение является инструментом общественного контроля организаций розничной торговли.
С помощью него вы можете проверить:
- информацию, нанесенную на марки. То есть еще до момента покупки вы можете отсканировать товар и получить данные о нем;
- легальность покупки. Вы можете создать запрос в приложении по QR-коду, нанесенному на чек;
- разрешена ли продажа алкогольной продукции организации розничной торговли. Все лицензированные объекты отмечены на карте или отображаются списком.
В самой программе вы можете также сообщать о различных выявленных вами нарушениях:
- если торговая точка работает без лицензии;
- осуществляется продажа алкоголя в неразрешенное время;
- покупателем является лицо, не достигшее 18 лет и др.
Все выявленные случаи регистрируются на Едином социальном портале и подлежат обязательному рассмотрению.
Штрафные санкции
Безусловно, деятельность участников рынка алкогольной продукции в части использования ЕГАИС регламентируется на законодательной основе. Организации несут ответственность за следующее:
- своевременный и достоверный учет произведенной продукции, а также ее реализации;
- отражение данных о потребленных производственных мощностях;
- использование разрешенного оборудования передачи данных.
Согласно статье 14.19 Кодекса об административных нарушениях, на территории Российской Федерации за несоблюдение порядка фиксации информации об объемах производства и импорта спиртосодержащей продукции предусмотрено наказание в виде штрафа:
- от 10 000 до 15 000 рублей для физических лиц – руководителей организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей;
- от 150 000 до 200 000 для юридических лиц.
Органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на постоянной основе проводятся мероприятия по выявлению случаев незаконного производства и оборота алкогольной продукции. Так, по официальным данным за 2018 год было проведено 214 плановых и 5713 внеплановых проверок. В результате было выявлено более 1000 случаев нарушения порядка учета алкогольной продукции, более 200 фактов производства и продажи продукции с поддельными марками, а также другие нарушения.
Вывод
Благодаря внедрению ЕГАИС, контроль над объемами производства и реализации алкогольной продукции стал намного эффективнее. Новая концепция поштучного учета товаров позволяется стабилизировать начисленные акцизные сборы и ужесточить борьбу с продажей контрафактного алкоголя. Покупатели могут быть уверены в том, что со стороны органов власти предпринимаются усиленные меры, чтобы приобретенная продукция соответствовала всем требованиям качества.