Тимбилдинг — что это и для чего он нужен

Чаще всего данный термин можно услышать в крупных компаниях, в которых важной составляющей является не только правильное функционирование организации и качественное выполнение работы персонала, но и взаимоотношение работников между собой. Проще говоря, тимбилдинг – это комплекс мер, направленных на улучшение корпоративных отношений.

Тимбилдинг

Что такое тимбилдинг

В переводе с английского языка это слово означает «построение команды», что говорит само за себя. Таким образом, данный термин включает в себя определенные методы, нацеленные на повышение эффективности, организованности и сплоченности коллектива.

На сегодняшний день это понятие довольно распространено и широко применяется не только в России, но и за ее пределами. Сейчас существует огромное количество вариантов, направленных на улучшение атмосферы в коллективе.

Немного истории

Возникновение термина относят к началу XX века, а основателем концепции тимбилдинга принято считать американского социолога и психолога Элтона Мэйо. С 1927 по 1932 год им были проведены эксперименты, благодаря которым ученый выявил следующее:

  • правильно сформированные рабочие нормы способны повлиять на эффективность работы сотрудников;
  • качество производительности зависит и от того, какие взаимоотношения у подчиненного с работодателем;
  • поддержка и забота для персонала приоритетнее, нежели физические условия труда.

Большинство ученых склоняются к тому, что пятилетние эксперименты Майо положили начало концепции тимбилдинга. Еще одной яркой личностью, которая внесла свой вклад, является Джордж Хеберт. Считается, что именно этот французский офицер армии основал всем известный на сегодняшний день веревочный курс. Он является создателем «Натурального метода», направленного на моральное и физическое развитие, проходящее в естественной среде. Именно поэтому в Европе большинство веревочных курсов называют Курсами Хеберта.

Затем в 1977 году Уильямом Дайером была издана первая книга, в которой описаны основные моменты данной концепции. Именно она считается в Америке одной из первых ключевых книг, где четко обозначены границы этого феномена.

Как показывает практика, благоприятная рабочая атмосфера увеличивает рентабельность бизнеса на 20-60%, снижает текучесть кадров, благодаря чему укрепляется имидж компании.

Становление в России

Несмотря на то, что термин «тимбилдинг» достаточно молодой, характерные его признаки в России можно проследить еще в ХХ веке. Речь здесь идет о коллективизме, который трактуется, как «принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи». В то время в качестве мероприятий, благотворно влияющих на атмосферу в коллективе, были советские субботники, военно-спортивные игры, сдача норм ГТО и многое другое.

Первые настоящие тимбилдинги начали появляться в 1998 году, как правило, с привлечением иностранных тренеров. Однако на тот момент особого предоставления о данной концепции у россиян не было, поскольку отсутствовала материально-техническая база компаний, научная литература на русском языке и компетентные специалисты в данной области.

Буквально за пару лет ситуация кардинально изменилась: появились методические материалы и курсы по сплочению коллектива, которые полностью копировали западные стандарты. Таким образом, следует считать, что тимбилдинг официально закрепился в России в 2000 году.

Основные цели

Несмотря на распространенность данного феномена, многие все же могут задуматься о том, что такое тимбилдинг и для чего он нужен. Основной его идеей является сплочение коллектива через трудности и любую другую деятельность. К целям можно отнести следующее:

  1. Создание коллектива, как единого механизма.
  2. Обучение персонала взаимодействию.
  3. Смена чувства соперничества у коллег на сотрудничество.
  4. Формирование доверия и понимания в команде.
  5. Создание психологической разгрузки.
  6. Повышение мотивации у сотрудников.
  7. Формирование и укрепление корпоративной культуры.

Классификация тимбилдинга

Сценарии мероприятий, направленных на сплочение коллектива, могут быть самыми разнообразными. Как правило, это зависит от возможностей компании и количества персонала, поскольку при проведении игр в офисе необходимо организовать место. Также существует несколько разновидностей тимбилдинга:

  • интеллектуальный;
  • экстремальный;
  • творческий.

Независимо от вида деятельности, любое мероприятие делится на три этапа:

  1. Приветствие, организационная часть.
  2. Основная часть.
  3. Подведение итогов.

Рассмотрим более подробно каждый вид тимбилдинга в отдельности.

Спортивный

В данный класс входит проведение разнообразных игр и соревнований. Самыми ярким примером являются эстафеты. В большинстве случаев подобные мероприятия проводятся на свежем воздухе. Однако сегодня многие уходят от традиционных способов, поэтому особое место занимают экстремальные виды спорта. Самыми распространенными являются:

  • гонки на автомобилях;
  • альпинизм;
  • конный спорт;
  • сплавы;
  • езда на велосипедах;
  • гребля на байдарках или каноэ;
  • спортивное ориентирование;
  • экспедиции;
  • дайвинг.

Стоит отметить, что вышеперечисленные мероприятия связаны с риском для здоровья или жизни человека. Несмотря на это, большинство из них довольно часто используются в качестве инструмента для работы с коллективом.

Спортивный тимбилдинг

Творческий

Такой класс тимбилдинга в России еще не так развит, к примеру, как спортивный. Однако с помощью данного варианта можно эффективно решить некоторые командные проблемы, такие, как эмоциональная сплоченность, построение доверия, ролевое распределение и многое другое. Этот класс тимбилдинга условно разделяется на подгруппы:

  1. Музыкальный. Подходит любое использование жанров – классика, блюз, джаз, фольклор. К наиболее популярным формам можно отнеси джазовую импровизацию, фольклорную музыку и игры на африканских музыкальных инструментах.
  2. Театральный. Способствует не только сплочению команды, но и дает сотрудникам возможность самовыражения.
  3. Танцевальный. Специалисты уверены, что, если партнеры смогут гармонично взаимодействовать в танце, то это положительно может отразиться и на бизнесе.
  4. Исторический. Подразумевает сценарий командной игры, связанный с определенным историческим фактом. Например, царский бал и рыцарские бои.
  5. Литературный. Используются сюжеты литературных произведений, подходящие по духу той или иной компании.
  6. «Military». Как правило, такие мероприятия проходят в заброшенных полигонах, чтобы воссоздать реальную военную атмосферу.
  7. Кулинарный. В данном случае в процессе приготовления команда приобретает не только опыт взаимодействия, но и эмоциональное сближение. Тем, кто далек от экстрима, отлично подойдет данный вариант. Например, это могут быть «Пицца-тимбилдинг» или «Суши-тимбилдинг».
  8. Кинотимбилдинг. От руководителя или PR-отдела требуется лишь подготовить правильный сценарий и задачи, а актерами будут сотрудники компании.

Творческий тимбилдинг

Интеллектуальный

Данный вариант является альтернативой другим классам тимбилдинга, подходит практически для любой возрастной категории. На сегодняшний день интеллектуальный тимбилдинг довольно распространен в России. Самыми популярными темами мероприятий являются:

  1. Квесты. В них включены различные головоломки, состязания, которые требуют интенсивного взаимодействия в команде. Это могут быть игры, организованные на территории компании или же направленные на ориентирование в городе.
  2. Обучение ремеслу. Отвлечься от рабочих моментов, открыть в себе новые качества и увидеть совершенно в другом обличии своих коллег можно с помощью совместного обучения русским ремеслам. Например, это может быть вытачивание стрел, резьба по дереву, ковка, вышивание и многое другое.
  3. Реалити-шоу. Данный вид появился в России еще в 2000 годах и достаточно быстро приобрел большую популярность. В качестве темы может послужить любое телевизионное шоу. Одним из самых распространенных по сей день является «Последний герой».

Интелектуальный тимбилдинг

Сценарии

Со стандартными формами тимбилдинга, такими, как веревочный курс или бег в мешках, наверное, знаком каждый. Сейчас все чаще практикуются новые и оригинальные идеи, которые подходят для компаний любого масштаба.

Флешмоб

Как известно, флешмоб – это акция, в которой большая группа людей проводит представление для публики. Подготовка к подобному мероприятию и его последующее проведение способны раскрыть потенциал каждого сотрудника в отдельности, преодолеть разного рода стеснения и научиться слаженно работать.

Одним из ярких примеров является флешмоб, проведенный в Мельбурне в 2014 году, когда беззаботно гулявшие вокруг площади люди резко надели одинаковые футболки с надписью «Making smiles, changing lives» и начали танцевать. Как позже выяснилось, это были сотрудники отдела продаж компании «Johnson & Johnson» в количестве 240 человек.

Квесты

Такой вариант подходит для небольших групп сотрудников в специально организованной комнате. Задача заключается в том, чтобы выбраться из нее за час. Конечно, прежде всего необходимо разработать специальные задания. Оформить помещение и разработать план действий можно на определенную тему, к примеру, «вокруг света», «агент 007».

При организации следует прибегнуть к помощи профессионалов, чтобы все декорации выглядели реалистично и сотрудникам было интересно. Благодаря подобным играм, работники получат заряд адреналина, а в стрессовых условиях проявят себя, что руководителю будет только на руку.

Остаться в живых

Отказаться от душного офиса и ухать на сутки, а то и двое подальше от города, но с минимальным набором для выживания. Предложить коллективу отложить в стороны телефоны, забыть о работе, разместить палатки и наслаждаться природой. Неформальная обстановка поможет узнать каждого сотрудника поближе.

Как правило, ни один вид активного отдыха не обходится без командной работы: одной группе можно дать задание собрать дрова и разжечь костер, а другой – приготовить обед. Такие довольно простые действия способны привести к сплоченности коллектива.

Заключение

Итак, мы выяснили, что тимбилдинг – это эффективный инструмент для сплочения коллектива, раскрепощения сотрудников и возможность улучшить корпоративную атмосферу. Вариантов для реализации существует достаточно много: от простых игр в офисе до захватывающих соревнований за тысячу километров от дома. Не каждому руководителю по силам самостоятельно организовать данное мероприятие, поскольку очень важно грамотно выстроить мотивацию сотрудников к участию. Поэтому в таких случаях на помощь придут компании, специализирующиеся на тимбилдинге.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий