Список участников ООО — образец заполнения

С 2009 года ООО стали вести список своих участников. При этом не важна ни давность открытия организации, ни число входящих в состав учредителей. Но, несмотря на то, что данное правило существует уже довольно долго, до сих пор ведения списка участников представляется для многих руководителей сложным процессом. Давайте мы расскажем, что представляет собой такой список и как правильно его заполнять.

Для чего нужен такой список – несколько нюансов

Список участников представляет собой внутренний документ ООО, в котором будет прописана вся основная информация обо всех участниках компании в течение всего периода работы. Об основных положениях такого документа прописано в статье 31 пункте 1 ФЗ «Об ООО». Однако указанные нормы там весьма скудны, потому в большинстве компаний, особенно крупных, дополнительно вводятся локальные акты, в которых закреплены основные правила по формированию такого списка и информации в нем.

Чаще всего документ создается в форме инструкции или особенно регламента, но также может выглядеть как положение – законодательство не слишком строго регулирует вопрос ведения и записи списка участников, так что здесь можно проявить фантазию. Главное, соблюдать основные рекомендации по содержанию документа. Так что каждое предприятие вправе самостоятельно разрабатывать свой документ и порядок ведения записей.

Основной момент – понять цель и определения такого документа. Важно понять, что такая информация необходима в основном для тех, кто имеет уставные доли в капитале ООО. Кроме того, выписка из этого документа может понадобиться в случае совершениях любых нотариальных действий, для банковских организаций.

Ведение списка участников ООО – особенности и характеристики

Законодательство в области работы ООО устанавливает такие требования к содержанию данного списка и информации, которая содержится в документе:

  • Данные обо всех участниках организации.
  • Информация о размере их доли в уставном капитале ООО.
  • Данные доли, которые принадлежат ООО.

При этом все обязанности по ведению участников ООО возлагается на исполнительный орган организации. При этом из-за отсутствия каких-либо ограничений, директор компании или иное лицо, на которое возложены такие обязательства, может переложить эти обязанности на какого-либо из сотрудников организации.

Согласно анализу нормативных актов компаний, которые ведут реестры, можно сделать выводы, что в ООО обычно устанавливаются различными документами ведение персональных данных, сроки предоставления информации участникам организации. Однако если в ООО всего лишь один учредитель, то создавать подобные документы не совсем целесообразно.

В связи с тем, что нововведения вступили в силу в 2009 году, то все подобные организации должны были вести список участников с момента этой даты. Если организация была создана после, то обязанности по составлению документов наступают с момента регистрации ООО, а формировать документы требуются в течение всего срока существования организации.

Несколько слов про хранение документации

Поскольку список участников ООО является внутренним документов компании, его необходимо хранить как и остальные документы ООО.

При этом список можно вести и в электронном виде, используя специализированные программы, правда его следует обязательно перенести и на бумажный носитель.

Важные советы по оформлению списка участников ООО

Как мы уже сказали, законодательные нормы не устанавливают определенной формы ведения списка участников организации. Потому каждое предприятие должно самостоятельно разработать свой формат либо взять на вооружение имеющиеся документы в другой компании. При этом в процесс заполнения и применения данной формы ее можно изменять или дорабатывать. К примеру, можно взять в качестве основы регламент ведения списка акционеров организации.

Что конкретно должно быть в данном документе? Прежде всего, это информация об участниках, причем данные должны быть достоверными и полностью отображать информацию из ЕГРЮЛ. При этом участниками ООО выступают не только физические, но и юрлица, потому параметры предоставляемых данных будут различны:

  • Если речь идет о юрлицах, то должна быть информации о наименовании, дате регистрации, адрес, контакты для связи, ФИО директора, ИГРН и ИНН.
  • Если физлица, то его ФИО, паспортные данные.

Размер доли каждого участника также берется из ЕГРЮЛ – можно вести запись в дробях, можно в процентах. Не забудьте упомянуть про основания и дату покупки прав долей (эта информация обычно представлена в договорах купли-продажи, в документах о выходе участника и т.д.).

Также должны быть сведения об имеющихся обременениях, к примеру, залогах, кредитах и т.д. Обязательно прописываются сроки оплаты долей. При этом участники ООО имеют все права просматривать данные и даже давать рекомендации по отражению имеющейся информации. Все касающиеся сведения выдаются участникам посредством составления выписки, потому так важно знать, как верно оформлять документ.

увольнение по собственному желаниюКак уволиться по собственному желанию и в какой статье прописаны все правила? Читайте в нашем материале.

В чем разница между совместительством и совмещение? Тут вы подробно узнаете об этом.

Здесь вы точно узнаете, как грамотно оформить работу по совместительству.

Что представляет собой выписка?

Если представить обычную выписку, то это часть документа, который заверяет руководитель или иное уполномоченное лицо организации. Если речь идет о выписке из списка участников ООО, то по своей структуре этот документ будет аналогичен выписке из обычного реестра.

Нет требования оформлять выписку на бланке компании, однако в большинстве компанией этот документ все же оформляют на официальном бланке. Как и любая исходящая документация, на нем должны быть проставлены номер, дата, наименование, другие требуемые реквизиты. Не забудьте проставить дату формирования выписки – она может и е совпадать с датой ее составления.

Чем грозит несоблюдение правил по составлению списка участников?

Отсутствие требуемого списка ООО фактически не несет никаких санкций – ни административных штрафов, никаких других проблем. Однако отсутствие этого документа может повлечь за собой другие проблемы.

К примеру, если покупатель получил ущерб в случае отсутствия такого списка, то ООО обязано в полной мере возместить его и оплатить судебные расходы – если имущества недостаточно для покрытия, ответственность автоматически ложится на гендиректора организации.

Кроме того, отсутствие документа приводит к нарушению хранения документов, за что предусмотрены штрафы:

  • Если виноват генеральный директор, ему могут присудить штраф в размере от 2 до 5 тыс. рублей.
  • Если вина ложится на юридическое лицо, сумма штрафа возрастает – от 200 до 5000 тыс. рублей.

Автор: Ксения Михайлова

Руководитель производственного предприятия, к.э.н.

Статьи по теме
Оставить комментарий