Что такое электронная цифровая подпись и как её сделать

Для подписания документации любого уровня, оформленной в электронном виде, сегодня активно задействуется цифровая подпись. Ее наличие позволяет зафиксировать подлинность изложенной в файле информации, а также принадлежность ЭЦП владельцу. Перед тем, как сделать электронную подпись, физическое лицо или субъект предпринимательской деятельности должен пройти несложную регистрацию на оф. сайте удостоверяющего цента, либо обратиться к его доверенному представителю.

эцп на флешке

Законодательное регулирование

Порядок генерации и применения виртуальных цифровых подписей регулирует ФЗ №63 от 06.04.2011, а также другие нормативно-правовые акты, в частности ГК (ст. 847, 434, 160) и НК РФ (ст. 169). Эти законы регламентируют, что такое ЭЦП, как она выглядит и в каких сферах может применяться. Также вопросы о применении и получении виртуальных цифровых подписей рассматриваются такими законодательными актами: ФЗ №149, 402, Приказ Минфина №50н от 25.04.2011г.

В качестве цифровой подписи следует воспринимать представленную на специальном носителе информацию в виртуальной форме. При получении ЭЦП удостоверяющим центром выдается сертификат ключа, которым подтверждается принадлежность подписи конкретному субъекту предпринимательской деятельности или физическому лицу. Цифровая подпись является аналогом обычной росписи и может задействоваться для заверения электронной документации любого уровня.

ЭЦП не является предметом и не имеет текстовый формат, поэтому содержащаяся в ней информация скрыта от человеческих глаз. Она выглядит как часть зашифрованного программного кода. Ее стоит расценивать в качестве реквизита электронного документа, которым будет заверяться его подлинность, а также фиксироваться неизменное состояние изложенных данных с момента подписания.

Виды подписей

Субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами могут задействоваться следующие виды ЭЦП:

  1. Простые. Обычно такие подписи, приходящие в смс или емайл сообщениях в виде числовых или цифровых комбинаций, задействуются физическими лицами в процессе взаимодействия с различными инстанциями, ведомствами и прочими государственными структурами: больницами, банками, учебными учреждениями и т. д.
  2. Усиленные неквалифицированные. Такие подписи используют субъекты предпринимательской деятельности и физические лица в процессе работы. Можно применять при посещении разных сайтов, например, «Госуслуги», и использовании предложенного интерфейса.
  3. Усиленные квалифицированные. Предназначены для юридических лиц разных форм собственности. Их можно задействовать при участии в электронных торгах, при сдаче отчетности в контролирующие органы посредством интернета, для ведения значимого документооборота. Такие ЭЦП могут выдаваться только удостоверяющими центрами, прошедшими аккредитацию и имеющими в наличии подтверждающие данный факт сертификаты.

подписать с ЭП

Внимание! Стопроцентную гарантию подлинности виртуального документа обеспечивает только усиленная квалифицированная ЭЦП. Ее юридическую силу признают не только субъекты предпринимательской деятельности, но и все контролирующие органы.

Где и как можно получить

Для генерации ЭЦП в соответствии Федеральным законодательством физ лица и предприниматели должны подать пакет документации в удостоверяющие центры. Также им придется до начала генерации цифровых подписей оплатить услуги УЦ, по полученным счетам. Процедура предусматривает следующую последовательность:

  1. Лицо выбирает удостоверяющий центр. Полный список офисов УЦ можно найти на портале «Госуслуги» https://www.gosuslugi.ru/125557/1/info.
  2. Если клиент не располагает временем, он может зайти на сайт удостоверяющего центра и подать заявку на оформление ЭЦП. В течение часа ему будет отправлен на почту счет на оплату профильных услуг центра. Также лицо может лично прийти в ближайший офис удостоверяющего центра и на месте заполнить заявку.
  3. После оплаты счета клиент должен передать сотруднику УЦ пакет документов. Далее между сторонами подписывается договор.
  4. Клиенту выдается на руки полный пакет: программное обеспечение, сертификат, документы, записанный на специальном носителе ЭЦП.
Сертификат проверки ключа будет содержать следующую информацию: ИНН, данные о собственнике ЭЦП, срок действия, сведения об удостоверяющем центре, в котором проводилось оформление. Цифровые подписи выдаются на год, после чего придется продлевать срок их действия или заказывать новые ЦП.

Сфера применения

ЭЦП могут задействоваться в следующих сферах бизнеса и жизни:

  1. В процессе ведения электронного документооборота, в частности с физ. лицами.
  2. При создании и отправке в контролирующие органы отчетности и корреспонденции.
  3. Во время участия в электронных торгах.
  4. При получении любых государственных услуг.
  5. Во время участия в арбитражных процессах.
  6. При проведении банковских операций.
  7. Для взаимодействия с контрагентами на основании подписанных соглашений и т. д.
Читайте также!  Реорганизация в форме преобразования - шаг за шагом

Преимущества ЭЦП

Благодаря принятию ФЗ №63 о правилах генерации и применения электронных цифровых подписей, гражданам и предпринимателям удается существенно упростить различные бизнес-процессы и житейские ситуации. К преимуществам задействования ЭЦП можно причислить следующее:

  1. Удается упрощать не только внутренний, но и межкорпоративный, межведомственный и международный документооборот.
  2. Гарантируется высокая степень конфиденциальности всех передаваемых через интернет данных.
  3. Обеспечивается полнота и достоверность информации, присутствующей в электронных документах.
  4. Упрощается процесс взаимодействия с контролирующими органами и внебюджетными фондами. Например, работникам компаний теперь не приходится простаивать в многочасовых очередях для сдачи отчетов, так как их они перенаправляют по интернету.
  5. Удается сделать внутренний документооборот более эффективным и удобным.

электронный документооборот

В какие центры обращаться

Не так давно в средствах массовой информации был опубликован законопроект, которым предлагается закрыть все коммерческие удостоверяющие центры (их на сегодняшний день насчитывается более 400) и оставить только два государственных УЦ. За предоставленные услуги по генерации ЭЦП физические лица и субъекты предпринимательской деятельности должны будут платить государственную пошлину в фиксированном размере – 2500 руб. Внедрение законодательных инноваций планируют проводить в течение двух лет с момента принятия соответствующего ФЗ.

Но, пока реформы не вступили в законную силу, на территории Российской Федерации продолжают осуществлять профильную деятельность удостоверяющие центры, в которых можно получить ЭЦП как для универсального использования, так и для отдельных инстанций:

  • для ГИС ГМП;
  • для ИС Маркировка;
  • для ФНС;
  • для Росфинмониторинга;
  • для ГИС ЖКХ;
  • для ФИС ФРДО;
  • для РАР;
  • для ЕГАИС Алкоголь;
  • для Росаккредитации;
  • для ПИК ЕАСУЗ;
  • для Мосэнергосбыт и т. д.
Полный список можно найти по адресу http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/. На оф. сайте Министерства Связи вы также найдёте перечень документации, которая необходима при оформлении ЭЦП. Здесь же посетители могут скачать заявки и прочие бланки.

Правила задействования подписи

В Удостоверяющем центре каждому клиенту должны объяснить, как правильно установить сертификат ЭЦП на компьютер. Это можно сделать двумя способами.

Читайте также!  ЭЦП для участия в электронных торгах: как получить и какие документы нужны

Первый вариант «Установка личного сертификата»:

  1. Изначально надо найти на носителе информации ПО «КриптоПроCSP».
  2. Далее следует перейти в раздел «сервис» и найти закладку «установка личного сертификата».КриптоПро CSP - установить личный сертификат
  3. В открытом окошке «мастер установки сертификатов» нужно кликнуть по кнопке «далее».
  4. Прокладывается путь к сертификату путем клика по клавише «обзор».мастер установки
  5. Далее нажмите «открыть».
  6. Следует нажать на кнопку «далее».сертификат установки
  7. Кликните по кнопке «обзор», после чего выбирайте контейнер, подходящий дл конкретного сертификата, и нажмите «ок».
  8. Выбираете папку «личное», нажимаете «ок» и выбираете «готово».

Второй вариант «Установка корневого сертификата УЦ»:

  1. После запуска ПО «КриптоПроCSP» найдите раздел «сервис», кликните по кнопке «просмотр сертификата в контейнере».
  2. Нажмите клавишу «обзор», выберете нужный сертификат — «ок».
  3. В разделе «далее» нажмите «свойства», выберете в меню «установка сертификата».
  4. Переключатель следует перевести в ячейку под названием «Автомат. Выбор хранилища на основе типа сертификата», после чего кликните по кнопке «далее» и «готово».
Внимание! Перед тем, как подписать документ ЭЦП, вы должны установить полученное в УЦ ПО. После этого открывается нужный файл в ПК, выбирается в меню раздел «добавить эл. подпись «КриптоПро»». Из открывшегося списка выбирается нужная ЭЦП и нажимается кнопка «подписать». Если не было допущено ошибок, то перед пользователем появится окошко, с текстом об успешном подписании документа.

Какие могут быть программные ошибки при использовании ЭЦП и как их исправить

При работе с ЭЦП могут возникать следующие ошибки:

  1. На виртуальной площадке не отображается сертификат, подтверждающий статус участника закупки. Причина ошибки может крыться в неправильных настройках браузера, некорректной настройке сертификата ключа ЭЦП, отсутствии корневого сертификата у УЦ. Для устранения ошибок следует изначально убедиться в правильности установок и соответствие полученного ПО с типом ОС. После этого в настройках браузера надо добавить адреса виртуальных площадок и элементы ActiveX. Далее осуществляется установка корневого сертификата.
  2. Не получается подписать электронные документы. Причина ошибки может крыться в следующем: в соответствующий разъем вставлен носитель с другим ЭЦП, истек срок действия лицензии ПО «КриптоПро». Для устранения ошибки нужно в первую очередь проверить носитель информации и срок действия лицензии ПО.
  3. В процессе выхода на виртуальную площадку система выдает ошибку. В большинстве случаев ошибка возникает по причине неправильной установки библиотеки Capicom. Для ее устранения нужно проверить в ПК наличие библиотеки, а также скопировать два системных файла в одну из папок Windows (при наличии 64-х разрядной системы) с расширением .dll.

Если отсутствует возможность самостоятельно все исправить, то следует обратиться к специалистам удостоверяющего центра, который обязан осуществлять консультативную поддержку клиентов.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Статьи по теме
Оставить комментарий