Что такое электронная цифровая подпись и как её сделать
Для подписания документации любого уровня, оформленной в электронном виде, сегодня активно задействуется цифровая подпись. Ее наличие позволяет зафиксировать подлинность изложенной в файле информации, а также принадлежность ЭЦП владельцу. Перед тем, как сделать электронную подпись, физическое лицо или субъект предпринимательской деятельности должен пройти несложную регистрацию на оф. сайте удостоверяющего цента, либо обратиться к его доверенному представителю.
Законодательное регулирование
Порядок генерации и применения виртуальных цифровых подписей регулирует ФЗ №63 от 06.04.2011, а также другие нормативно-правовые акты, в частности ГК (ст. 847, 434, 160) и НК РФ (ст. 169). Эти законы регламентируют, что такое ЭЦП, как она выглядит и в каких сферах может применяться. Также вопросы о применении и получении виртуальных цифровых подписей рассматриваются такими законодательными актами: ФЗ №149, 402, Приказ Минфина №50н от 25.04.2011г.
В качестве цифровой подписи следует воспринимать представленную на специальном носителе информацию в виртуальной форме. При получении ЭЦП удостоверяющим центром выдается сертификат ключа, которым подтверждается принадлежность подписи конкретному субъекту предпринимательской деятельности или физическому лицу. Цифровая подпись является аналогом обычной росписи и может задействоваться для заверения электронной документации любого уровня.
ЭЦП не является предметом и не имеет текстовый формат, поэтому содержащаяся в ней информация скрыта от человеческих глаз. Она выглядит как часть зашифрованного программного кода. Ее стоит расценивать в качестве реквизита электронного документа, которым будет заверяться его подлинность, а также фиксироваться неизменное состояние изложенных данных с момента подписания.
Виды подписей
Субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами могут задействоваться следующие виды ЭЦП:
- Простые. Обычно такие подписи, приходящие в смс или емайл сообщениях в виде числовых или цифровых комбинаций, задействуются физическими лицами в процессе взаимодействия с различными инстанциями, ведомствами и прочими государственными структурами: больницами, банками, учебными учреждениями и т. д.
- Усиленные неквалифицированные. Такие подписи используют субъекты предпринимательской деятельности и физические лица в процессе работы. Можно применять при посещении разных сайтов, например, «Госуслуги», и использовании предложенного интерфейса.
- Усиленные квалифицированные. Предназначены для юридических лиц разных форм собственности. Их можно задействовать при участии в электронных торгах, при сдаче отчетности в контролирующие органы посредством интернета, для ведения значимого документооборота. Такие ЭЦП могут выдаваться только удостоверяющими центрами, прошедшими аккредитацию и имеющими в наличии подтверждающие данный факт сертификаты.
Где и как можно получить
Для генерации ЭЦП в соответствии Федеральным законодательством физ лица и предприниматели должны подать пакет документации в удостоверяющие центры. Также им придется до начала генерации цифровых подписей оплатить услуги УЦ, по полученным счетам. Процедура предусматривает следующую последовательность:
- Лицо выбирает удостоверяющий центр. Полный список офисов УЦ можно найти на портале «Госуслуги» https://www.gosuslugi.ru/125557/1/info.
- Если клиент не располагает временем, он может зайти на сайт удостоверяющего центра и подать заявку на оформление ЭЦП. В течение часа ему будет отправлен на почту счет на оплату профильных услуг центра. Также лицо может лично прийти в ближайший офис удостоверяющего центра и на месте заполнить заявку.
- После оплаты счета клиент должен передать сотруднику УЦ пакет документов. Далее между сторонами подписывается договор.
- Клиенту выдается на руки полный пакет: программное обеспечение, сертификат, документы, записанный на специальном носителе ЭЦП.
Сфера применения
ЭЦП могут задействоваться в следующих сферах бизнеса и жизни:
- В процессе ведения электронного документооборота, в частности с физ. лицами.
- При создании и отправке в контролирующие органы отчетности и корреспонденции.
- Во время участия в электронных торгах.
- При получении любых государственных услуг.
- Во время участия в арбитражных процессах.
- При проведении банковских операций.
- Для взаимодействия с контрагентами на основании подписанных соглашений и т. д.
Преимущества ЭЦП
Благодаря принятию ФЗ №63 о правилах генерации и применения электронных цифровых подписей, гражданам и предпринимателям удается существенно упростить различные бизнес-процессы и житейские ситуации. К преимуществам задействования ЭЦП можно причислить следующее:
- Удается упрощать не только внутренний, но и межкорпоративный, межведомственный и международный документооборот.
- Гарантируется высокая степень конфиденциальности всех передаваемых через интернет данных.
- Обеспечивается полнота и достоверность информации, присутствующей в электронных документах.
- Упрощается процесс взаимодействия с контролирующими органами и внебюджетными фондами. Например, работникам компаний теперь не приходится простаивать в многочасовых очередях для сдачи отчетов, так как их они перенаправляют по интернету.
- Удается сделать внутренний документооборот более эффективным и удобным.
В какие центры обращаться
Не так давно в средствах массовой информации был опубликован законопроект, которым предлагается закрыть все коммерческие удостоверяющие центры (их на сегодняшний день насчитывается более 400) и оставить только два государственных УЦ. За предоставленные услуги по генерации ЭЦП физические лица и субъекты предпринимательской деятельности должны будут платить государственную пошлину в фиксированном размере – 2500 руб. Внедрение законодательных инноваций планируют проводить в течение двух лет с момента принятия соответствующего ФЗ.
Но, пока реформы не вступили в законную силу, на территории Российской Федерации продолжают осуществлять профильную деятельность удостоверяющие центры, в которых можно получить ЭЦП как для универсального использования, так и для отдельных инстанций:
- для ГИС ГМП;
- для ИС Маркировка;
- для ФНС;
- для Росфинмониторинга;
- для ГИС ЖКХ;
- для ФИС ФРДО;
- для РАР;
- для ЕГАИС Алкоголь;
- для Росаккредитации;
- для ПИК ЕАСУЗ;
- для Мосэнергосбыт и т. д.
Правила задействования подписи
В Удостоверяющем центре каждому клиенту должны объяснить, как правильно установить сертификат ЭЦП на компьютер. Это можно сделать двумя способами.
Первый вариант «Установка личного сертификата»:
- Изначально надо найти на носителе информации ПО «КриптоПроCSP».
- Далее следует перейти в раздел «сервис» и найти закладку «установка личного сертификата».
- В открытом окошке «мастер установки сертификатов» нужно кликнуть по кнопке «далее».
- Прокладывается путь к сертификату путем клика по клавише «обзор».
- Далее нажмите «открыть».
- Следует нажать на кнопку «далее».
- Кликните по кнопке «обзор», после чего выбирайте контейнер, подходящий дл конкретного сертификата, и нажмите «ок».
- Выбираете папку «личное», нажимаете «ок» и выбираете «готово».
Второй вариант «Установка корневого сертификата УЦ»:
- После запуска ПО «КриптоПроCSP» найдите раздел «сервис», кликните по кнопке «просмотр сертификата в контейнере».
- Нажмите клавишу «обзор», выберете нужный сертификат — «ок».
- В разделе «далее» нажмите «свойства», выберете в меню «установка сертификата».
- Переключатель следует перевести в ячейку под названием «Автомат. Выбор хранилища на основе типа сертификата», после чего кликните по кнопке «далее» и «готово».
Какие могут быть программные ошибки при использовании ЭЦП и как их исправить
При работе с ЭЦП могут возникать следующие ошибки:
- На виртуальной площадке не отображается сертификат, подтверждающий статус участника закупки. Причина ошибки может крыться в неправильных настройках браузера, некорректной настройке сертификата ключа ЭЦП, отсутствии корневого сертификата у УЦ. Для устранения ошибок следует изначально убедиться в правильности установок и соответствие полученного ПО с типом ОС. После этого в настройках браузера надо добавить адреса виртуальных площадок и элементы ActiveX. Далее осуществляется установка корневого сертификата.
- Не получается подписать электронные документы. Причина ошибки может крыться в следующем: в соответствующий разъем вставлен носитель с другим ЭЦП, истек срок действия лицензии ПО «КриптоПро». Для устранения ошибки нужно в первую очередь проверить носитель информации и срок действия лицензии ПО.
- В процессе выхода на виртуальную площадку система выдает ошибку. В большинстве случаев ошибка возникает по причине неправильной установки библиотеки Capicom. Для ее устранения нужно проверить в ПК наличие библиотеки, а также скопировать два системных файла в одну из папок Windows (при наличии 64-х разрядной системы) с расширением .dll.
Если отсутствует возможность самостоятельно все исправить, то следует обратиться к специалистам удостоверяющего центра, который обязан осуществлять консультативную поддержку клиентов.