Что такое трансфертные платежи
Трансфертные платежи — это безвозмездная передача средств, осуществляемая с целью поддержки деятельности того или иного лица или организации. Понятие довольно-таки обширное и включает в себя как помощь нуждающимся, так и финансовую поддержку государством крупной корпорации.
Так, трансфертным платежом можно назвать выделяемые государством финансовые средства, предназначенные для поддержки малого бизнеса или сельского хозяйства. Выделили из бюджета деньги на развитие науки — тоже трансфертный платеж. Стипендии, пенсии, безвозмездная поддержка малочисленных народов, помощь погорельцам или пострадавшим из-за стихийных бедствий — все это трансфертные платежи. Помимо всего прочего, этот вид платежей выступает в роли равномерного распределения средств между их держателями и нуждающимися.
Исторические примеры
По сути трансфертные платежи возникли еще до появления денег. Во времена зарождения рыночных отношений обмен производился непосредственно товарами. Например, нередко случалось так, что община помогала своим членам, безвозмездно предоставляя еду или предметы первой необходимости. Такую помощь тоже можно отнести к трансфертной.
В 1944 в СССР основным направлением трансфертных платежей было погашение государственного долга, а также покрытие расходов, связанных с социальным страхованием населения. По аналогии с нынешним временем трансфертные платежи были безвозмездны, не подразумевали под собой плату за какую-либо услугу и не учитывались при расчете уровня ВВП.
Большая потребность в трансфертных платежах в послевоенные годы привела к тому, что пришлось сильно расширить сферу их применения. В результате этого данный вид стал распространятся между нуждающимися слоями населения в виде различных выплат из казны государства. Ко всему прочему трансфертные платежи стали применять для поддержания жизнедеятельности и развития промышленности.
Самый большой пик активности социальной помощи населению в СССР приходится на 50-е годы. Именно в это время трансфертные платежи составляли 30% от всех расходов государства. Однако уже в 80 годы положение дел кардинально изменилось. Ввиду тяжелого экономического положения государство уже было не в состоянии заботиться о населении, как следствие, сократились и трансфертные выплаты. В настоящее время в России доля трансфертных платежей составляет около 15%.
Трансфертные платежи и социальная направленность государства
Благодаря основополагающей характеристике трансфертных платежей, а конкретней тому, что они являются безвозмездными, можно проследить, как государство заботится о своих подданных и его социальную направленность.
В США этот показатель равен 12%, а в Швеции — варьируется от 30 до 32%. Однако не все так однозначно. Например, страна может ставить акцент на поддержку различных предприятий, а не на выплату пособий. Необходимо смотреть именно на то, какая доля трансфертных платежей идет на социальные нужды, пенсии и т.д.
В США пик снижения пришелся на время президентства Рональда Рейгана в 90-е годы. Происходило это отнюдь не в связи с тяжелым финансовым положением страны, как в СССР. Дело в том, что по мнению западных политиков, существующая форма трансфертных платежей стала неэффективна, а ее дальнейшее поддержание негативно сказывалась на росте экономики в целом.
Сейчас трансфертные платежи называют «отрицательным налогом», поскольку эти два понятия противоположны друг другу. То есть люди платят государству налог, а государство им выплачивает пенсии, пособия и т. д. Ко всему прочему рост налогов обычно связан с ростом производительности населения и улучшением их уровня жизни. Тогда как с трансфертными платежами все обстоит с точностью да наоборот.
Виды
Все трансфертные платежи можно поделить на две большие группы:
- Частные — безвозмездная передача средств от одного гражданского лица предприятию или другому гражданскому лицу (меценатство, частная инициатива по финансированию научных исследований и т.п.).
- Государственные трансферты — безвозмездная передача средств населению (пенсии, пособия, поддержка бизнеса). Стоит отметить, что государственные трансфертные платежи не ограничиваются рамками одной страны. Например, одно государство помогает союзному после наводнения или другого стихийного бедствия, проще говоря, оказывает гуманитарную помощь — это также будет считаться трансфертным платежом.
Финансовые ресурсы внутри государства постоянно перемещаются от одного уровня власти к другому. Основным инструментом для регулирования таких финансовых перемещений являются бюджетные трансферты. Если говорить простыми словами, то бюджетные трансферты — это средства, которые государственный бюджет переводит на местные бюджеты в форме различных дотаций, субвенций или субсидий.
В зависимости от того, для каких целей совершаются бюджетные трансферты, их можно поделить на две группы:
- Капитальные — осуществляются с целью использования их для конкретных целей и оказывают непосредственное влияние на саму структуру бюджетных расходов. Основные цели капитальных трансфертов связаны с поддержанием органами местного самоуправления стабильного уровня исполнения делегированных им государством полномочий. Капитальные трансферты также называют субвенциями.
- Текущие трансферты — это средства, которые направлены в бюджеты низшего уровня для их сбалансированности. Совершаются такие платежи в подавляющем большинстве случаев ввиду недостачи источников дохода в дотируемых бюджетах.
Для того чтобы бюджетные трансферты рационально использовались на местном уровне, органы исполнительной власти строго следят за тем, как расходуются выделенные государством средства. В том случае, если при рационализации возникают какие-либо нарушения, то выделенные средства изымаются, а трансфертные выплаты приостанавливаются.
В целом, межбюджетные трансферты призваны для решения следующих задач:
- финансирование социально-экономических программ;
- сбалансированность бюджетов и выравнивание образующихся в них диспропорций;
- развитие местного хозяйства в соответствии с общенациональными приоритетами.
Межбюджетные трансферты в свою очередь делятся на:
- Субвенции — средства, которые предоставляются бюджету или юридическому лицу из бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной основе. Субвенции используются только строго по назначению и обязаны быть реализованы в указанные сроки.
- Дотации — стандартный вид межбюджетных трансфертов, которые предоставляются на безвозмездной основе и не имеют строгого целевого назначения. То есть могут быть потрачены на усмотрение местного бюджета.
- Субсидия — безвозмездная передача средств от одного бюджета другому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Проще говоря, тот, кто получил субсидию, обязан не пускать все средства на одну цель, а распределить их на все целевые нужды.
Зарубежный опыт
По аналогии с нашей страной за рубежом трансферты выступают в роли финансовых ресурсов, передающихся от центрального правительства в местные бюджеты и обратно. За счет этого многие страны мира с помощью трансфертов формируют большую часть доходов, получаемых органами местного самоуправления. Ко всему прочему, трансфертные платежи выступают в роли некоего инструмента проведения финансовой государственной региональной политики. С помощью них осуществляется:
- компенсация потерь финансов посредством увеличения стоимости услуг, которыми пользуются жители более успешной с финансовой точки зрения области;
- финансирование делегированных государством или органами местного самоуправления полномочий;
- финансовое выравнивание;
- обеспечение установленных властью минимальных условий уровня проживания населения страны.
Трансферты за рубежом делятся на четыре основных группы:
- Гранты.
- Распределенные налоги.
- Субвенции.
- Прочие трансферты.
Гранты в свою очередь можно разделить на две группы:
- Генеральные — использование полученных от государства средств не имеет конкретной цели.
- Специфичные — полученные средства имеют строго целевое назначение.
Сейчас правительства многих стран мира склоняются к упрощению системы трансфертных платежей. Лидерами в этом направлении стали страны Европы, где для этого была создана специальная хартия о местном самоуправлении.
Минимизация налоговой базы
Когда организации заключают между собой сделки, то основополагающим фактором уровня цен, фигурирующих в них, является рынок. То есть цена сделки равна рыночной цене. Налоговая база у такого соглашения формируется относительно все того же рынка. Для минимизации налоговой базы взаимозависимые компании получили возможность устанавливать цену сделки самостоятельно. Такая цена и называется трансфертной.
Трансфертное ценообразование — это сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по самостоятельно установленным ценам. Помимо уменьшения налоговой базы, трансфертное ценообразование применяется для перераспределения доходов или убытков между аффилированными компаниями. Однако следует понимать, что налоговые органы негативно относятся к трансфертному ценообразованию. В том случае, если им удается доказать, что контрагенты при заключении контракта не руководствовались условиями рынка, то минимизации налоговой базы избежать не удастся.
Тестируются трансфертные сделки с помощью анализа контролируемых сделок. На основе анализа определяется соотношение цены сделки к рыночной цене. Сравнив две эти цифры, Федеральная налоговая служба берется за проверку полноты исчисления и выплаты следующих налогов:
- НДФЛ (при необходимости).
- НДПИ (при необходимости).
- Налог на прибыль.
- НДС.
Если на основе проведенного анализа были обнаружены несоответствия, то налоги корректируются.
Стоит отметить, что помимо минимизации налоговой базы, трансфертное ценообразование применяется организациями для перераспределения прибыли и грамотного распределения рынков сбыта и сфер влияния между своими дочерними предприятиями. Ко всему прочему, с помощью него можно выводить прибыль, которую дочерние компании получают в странах, где задействованы ограничения на вывоз капитала. Это приводит к более быстрому освоению новых рынков и заметно увеличивает прибыль организации.
Методы трансфертного преобразования цен:
- Метод цены последующей реализации. Применяется с целью определения, находится ли цена сделки двух взаимозависимых лиц в соответствии с рынком.
- Метод сопоставимой рентабельности. Используется в том случае, если нельзя определить интервал рентабельности затратным методом и методом последующей реализации. При этом тестируется тот контрагент, который выполнил в ходе сделки меньше всего функций.
- Метод сопоставимых рыночных цен. Для использования этого метода достаточно одной сделки, которая удовлетворяет критериям сопоставимости. Однако есть одно условие — контрагент не должен занимать доминирующее положение на рынке.
- Затратный метод. Применяется в случае сделок с использованием капиталоемкой продукции. В ходе реализации данного метода валовая рентабельность затрат исследуемой сделки противопоставляется валовой рентабельности аналогичных сделок.
- Метод распределения прибыли. В том случае, если вышеперечисленные методы по каким-то причинам нельзя применить или оба контрагента совместно обладают каким-либо объектом интеллектуальной стоимости, используется метод распределения прибыли.
В России, согласно законодательству, приоритет отдается методу сопоставления рыночных цен. Однако в том случае, если по каким-либо причинам использовать данный способ не представляется возможным, то его можно заменить другим. На практике же ввиду того, что информация о ценах в общем доступе отсутствует, метод сопоставления рыночных цен применяют очень редко. Вместо него используется метод сравнения рентабельности, так как он подразумевает использование общедоступной аналитической информации.