Что такое кейтеринг
Современный мир постоянно обновляет сферы деятельности, изменяя существующие направления и развивая новые течения. Регулярно появляются инновационные виды бизнеса, предлагающие клиентам свои услуги. Один из них уже набирает популярность и становится всё более востребованным — кейтеринг. Это ресторан с доставкой на дом или «общественная столовая» на свежем воздухе. Подробнее о работе кулинарной команды и мероприятиях, на которые она выезжает, мы поговорим в этой статье.
Кейтеринг как сфера деятельности
Прежде чем разбираться, что такое кейтеринг, следует узнать, откуда взялось само слово. Понятие произошло от английского «catering», что буквально переводится как «общественное питание». Действительно, функции агентства по кейтерингу полностью оправдывают своё название.
Почти каждый из нас видел шикарные свадьбы на берегу океана, корпоративы в лесу или фуршеты на скачках. Наверняка кому-то даже довелось побывать там. Так вот, приготовление угощений, сервировка столов, оформление территории и вежливое обслуживание – дело рук фирмы по кейтерингу. Персонал должен не только подготовить обстановку и угощения, но и следить за столами на протяжении всего мероприятия: убирать использованную посуду, приносить недостающие блюда, наполнять бокалы напитками. По окончании праздника в их обязанности входит уборка территории.
Казалось бы, виновники торжества или участники мероприятия сами могут накрыть для себя стол, ведь раньше так и было. Но это отнимает много времени и сил. По окончании приготовлений сил на празднование и отдых уже не остаётся. К тому же всегда есть риск что-то забыть или не учесть. Вероятно по этой причине появился кейтеринг. Не только спрос рождает предложение, но и наоборот. Так новая сфера услуг хорошо прижилась в России.
Несмотря на то, что основной упор в таком бизнесе делается на удовлетворение кулинарных притязаний у заказчиков и их гостей, тем не менее, в процессе развития данного направления важной составляющей стала и развлекательная часть банкета. Всё чаще можно встретить фирмы, предлагающие своих аниматоров и ведущих. Команда профессионалов состоит из поваров, официантов, организаторов, водителей и прочих помощников (мойщиков посуды, монтажников декоративных конструкций).
Компания может работать как самостоятельно, независимо, так и являться частью коллектива в ресторане или кафе. Надо сказать, что далеко не все места общественного питания предоставляют услуги по выездной трапезе. Причиной тому является необходимость иметь в арсенале специальное оборудование. Например, переносную плиту или духовую печь, электрические приборы. Кроме того, при отправке команды на мероприятие важно знать точное количество гостей, чтобы прихватить с собой всё необходимое: посуду, столы, стулья и прочие атрибуты. Ведь возможности достать запасной набор тарелок на стационарной кухне уже не будет.
Кейтеринговые компании активно сотрудничают с поставщиками пищевой продукции. От эффективности их взаимодействия во многом зависит успех предприятия. Важно, чтобы еда была свежей и привезённой вовремя в полном объёме. Нарушения этих условий грозит ухудшением репутации и резким понижением рейтинга фирмы среди конкурентов. Поэтому если вы хотите заняться подобным бизнесом, тщательно подходите к выбору партнёров.
История возникновения
Считается, что кейтеринг зародился во Франции в XVII веке. Жан-Франсуа Ватель служил при дворе Людовика XIV и занимался преимущественно организацией пиршеств короля. Он не отличался особыми кулинарными способностями, но был мастером в подготовке банкетов и балов, превращая мероприятия в шикарные развлекательные программы. Ватель приглашал актеров, писателей и магов, зажигал фейерверки и ставил театральные постановки. Любой званый обед во дворе, в лесу или на охоте становился ярким представлением. Его талант до сих пор упоминают в лекциях школы рестораторов.
Затем идею выездной кухни перехватили американцы. В XX веке активно строились их всемирно известные высотки. Сроки возведения зданий были настолько коротки, что руководство не хотело тратить время на обеды трудящихся. Тогда было принято решение доставлять им еду на этажи.
Европейцы также довольно скоро позаимствовали такую форму общественного питания. В России же кейтеринг появился в 1993 году. Сначала только в Москве и Санкт-Петербурге. В провинциальных городах о новом виде услуги узнали в 2000 году.
Виды
В связи с большим разнообразием мероприятий и развитием данной сферы кейтеринг стали подразделять на множество типов. Каждый из них имеет свою территориальную ориентированность, особенности меню и форму проведения банкета.
В помещении
Такие застолья могут быть организованы как самостоятельными компаниями, так и персоналом действующего ресторана. В любом случае рабочей команде необходимо приехать на место торжества, которое выбрал заказчик.
Если речь идёт о разовом празднике, например, корпоративе, то условия проведения мероприятия детально оговариваются. Фирме по кейтерингу важно знать, имеется ли в здании кухонное оборудование (холодильник, посудомоечная машина, плита и т.д.). Если нет, значит необходимо привезти все недостающие вещи с собой. Не менее важно наличие дополнительных помещений для приготовления блюд и хранения провизии.
Если же организация желает заказать ежедневные обеды своим сотрудникам, то в данном случае за первые дни обслуживания можно сориентироваться в наличии и нехватке определенного инвентаря. В дальнейшем процесс ставится «на поток» и не вызывает трудностей у поваров.
Возможен и другой вариант постоянной работы на предприятии – доставка уже готовых упакованных обедов в назначенный час. Это удобно и заказчику, и обслуживающему персоналу.
На открытом воздухе
Данный тип кейтеринга подходит для проведения банкетов с большим количеством гостей (от 200 человек). Главное, что персоналу нужно узнать, – это вид мероприятия (день рождения, бракосочетание и т.п.) и точное или ожидаемое количество гостей. Далее оговаривается место, меню, винная карта, развлекательная программа (если компания-исполнитель предоставляет эти услуги).
Обычно праздники под открытым небом проводятся в лесу, на турбазах, кемпингах, частных имениях. Отдых на свежем воздухе позволяет заказчику сэкономить на аренде помещения. Особенно актуальны подобные торжества в летнее время.
Существует несколько форм обслуживания и дегустации блюд. Большой популярностью пользуются шведский стол и фуршет. Первый вариант позволяет попробовать всю представленные кулинарные шедевры в неограниченном количестве. При этом столы с едой и столы для её употребления находятся на расстоянии. А второй представляет собой легкие перекусы в сочетании с алкогольными и безалкогольными напитками. Оба типа застолий предполагают активность гостей – они сами подходят к столу и берут всё, что им нужно, а затем гуляют по территории и общаются. Шведский стол допускает наличие сидячих мест, столов и стульев. А фуршет – это ужин «на ногах».
Такие мероприятия, не отягощенные излишним официозом и напыщенностью, допускают использование качественной одноразовой посуды, что очень выручает при сжатых сроках на подготовку праздника.
Розничный
Представляет собой продажу «быстрой еды» на общественных мероприятиях: спортивных соревнованиях, концертах, выборах, фестивалях. Пища упаковывается и реализуется в киосках, минимаркетах и других торговых точках. Обычно готовой едой являются пирожки, салаты и вторые блюда в отдельных контейнерах, а также безалкогольные напитки (например, чай или кофе).
В дополнение к домашней кухне продавцы реализуют штучный товар, купленный в обычном магазине, но продаваемый с наценкой (сок, лимонад, шоколадки, печенье, мороженое, чипсы).
Социальный
Кейтеринг проводится на территории заказчика с использованием его продуктов и оборудования. Также после проведения социального кейтеринга персонал должен полностью убрать помещение от мусора и прочих следов прошедшего праздника.
Поскольку в данном случае используется территория заказчика, то такая форма кейтеринга считается бюджетной. А потому чаще всего проводится для небольших групп людей (корпоративов при маленьком штате сотрудников, семейных торжеств в узком кругу).
Офисный
Подобные услуги выездных обедов очень востребованы на крупных предприятиях больших городов. Это как раз тот случай, о котором говорилось выше (кейтеринг в помещении). Такая форма сотрудничества является удобной для заказчика и выгодной для обслуживающего персонала. Первый освобождает производственное помещение, исключив столовую, а также экономит средства на зарплатах штатных поваров. Вторые обеспечивают себе стабильную работу и доходы, поскольку этот вид сотрудничества обычно осуществляется на постоянной основе.
Исполнитель готовит еду на собственной территории и привозит обеды в назначенный час. Но компания по кейтерингу должна предоставлять свежую и качественную еду, устанавливая на неё приемлемую цену.
Кальянный
Несмотря на то, что продуктом в данном случае является не еда, а табачные изделия, принцип осуществления услуги тот же – доставка табака, ароматических добавок и специального оборудования в любое место. Например, можно заказать кальян домой или в сауну. Сотрудник компании привезёт всё необходимое и в течение оговорённого времени будет находится с заказчиком, чтобы настраивать кальян: добавлять угли, менять наполнение, раздувать угли.
Уже несколько лет такой кейтеринг набирает обороты и становится популярным среди молодежи и людей среднего возраста. Однако перед тем, как выезжать на заказ, сотрудникам компании необходимо узнать возраст отдыхающих, поскольку продажа табачной продукции лицам до 18 лет на территории России запрещена.
Выездной бар
Также популярен среди компаний, предпочитающих шумные вечеринки. Этот кейтеринг можно заказать на корпоратив в помещении или на частное торжество под открытым небом. Он подразумевает большое количество алкогольных и безалкогольных напитков с легкими закусками. Исполнители привозят с собой профессиональное оборудование для работы и демонстрации трюков, таких, например, как флейринг (жонглирование бутылками). Бармены развлекают гостей ярким шоу с приготовлением оригинальных коктейлей и фрэшей, а также их последующей дегустацией участниками мероприятия.
VIP-кейтеринг
Его ещё называют концертным, потому что зачастую он заказывается известными персонами: артистами, спортсменами, политиками. Такие выездные обеды подвергаются серьёзным требованиям относительно меню и сопутствующего сервиса. Все нюансы кейтеринга прописываются в райдере знаменитости. Графики заказчиков разные, поэтому одному необходим готовый завтрак домой к 8.00, другому нужно пообедать перед концертом в гримерке, а третьему следует доставить ужин в гостиничный номер. Иногда публичные люди берут обслуживающий персонал с собой в путешествия или на гастроли.
К оказанию VIP-услуг привлекаются самые высококлассные повара и официанты. Звёзды очень капризны, поэтому необходимо учитывать все их пожелания и нюансы, например, режим дня или диету. Но оплата услуг состоятельными заказчиками на порядок выше, чем у среднестатистических клиентов.
Детский
Торжественное проведение детских дней рождения сейчас на пике популярности. Красочное оформление, многообразие игрушек, облака из воздушных шаров и, конечно, угощения. Большинство компаний по организации праздников включают в себя и кейтеринг, поскольку родителям удобнее заказать всё в одном месте.
Еда на столах представляет собой преимущественно сладости и вкусные напитки. Большое значение в данном случае имеет внешний вид пирожных, тортов, конфет и прочих лакомств. Поэтому к работе привлекаются лучшие кондитеры и пекари.
Игры и забавы для ребят составляют важную часть мероприятия. Нередко проводятся специальные занятия, обучающие их приготовлению выпечки или домашнего мороженого. Дети охотно участвуют в такой игре и вместе с тем пробуют то, что приготовили.
В самолете и на пароходе
Бортовое обслуживание проводится по заказу авиакомпании или управлением водного транспорта. Сотрудничество имеет долгосрочный период. Заказчик должен предоставить исполнителям все необходимые помещения, оборудование и провизию. При этом очень важно, чтобы порции всех людей были абсолютно одинаковыми по объёму. Даже фрукты нужно подбирать идентичного размера. Ведь пассажиры сидят близко друг к другу и видят еду соседа.
Один заказ кейтеринга может классифицироваться по-разному и включать в себя сразу несколько типов обслуживания. Например, юбилей, проводимый с близкими людьми на природе в виде фуршета с алкоголем. Это и социальный, и барный кейтеринг вне помещения. Сочетания видов могут быть самыми разнообразными. Всё зависит от пожеланий заказчика.
Стоимость услуг
Наверняка каждый хочет воспользоваться услугами кейтеринга. Но прежде чем это сделать, следует узнать стоимость такого удовольствия.
Абсолютно точно сказать, сколько стоит подобная организация праздника, довольно сложно. Ведь цена зависит от множества факторов:
- типа мероприятия;
- количества человек на торжестве;
- формы застолья;
- продолжительности праздника;
- региона проведения;
- стоимости аренды помещения (в отдельных случаях);
- меню и напитков;
- развлечений.
Но ориентировочную стоимость определить всё же можно. На одного человека расценки следующие:
- банкет – от 2500 до 5000 руб.;
- стол-фуршет – от 1500 до 3000 руб.;
- выездной бар – от 800 до 2000 руб.;
- детский праздник – от 1500 до 3500 руб.;
- кальян – от 800 до 2000 руб.;
- обеды в офис – от 150 до 500 руб.
В настоящее время кейтеринговые компании есть практически во всех регионах с большой численностью населения. Уточните цены на услуги в фирме вашего города. А если желаете сами открыть бизнес по кейтерингу, то посмотрите видео, в котором найдёте множество советов.
Заказывала закуски на сайте https://xn——elcbblafvijizjuyzh. xn--p1ai/. Лучшее решение перед Днем Рождения друга. Так как я была организатором вечеринки на мне лежала ответственность и за фуршетный стол. Гостей было не много и формат фуршета позволил мне не готовить и покупать салаты, пироги и горячее, а заказать мини-закуски, которые можно брать руками. Фуршетный стол был наполнен сетами от RevelFood в одном сете несколько вариантов закусок и гости смогли выбрать еду на свой вкус. В списке гостей были вегетарианцы, учитывая это заказала Вегетарианский сет и была приятно удивлена тому что всем он подошел по вкусу особенно овощные спринг роллы.