Бизнес-план кафе — готовый пример с расчетами

Несмотря на постоянно увеличивающееся количество точек общепита, данный сегмент рынка в средних городах далек от насыщения. Основная причина в том, что большинство точек общепита закрываются в первый же год после открытия. Чтобы этого не произошло и создаваемое предприятие оправдало надежды предпринимателя, требуется бизнес-план кафе, который поможет учесть все нюансы бизнеса.

Бизнес-план кафе

Планирование, или на что обратить внимание

Процессу разработки бизнес-плана предшествует детальное планирование организации нового дела, в котором учитываются все его особенности, изучаются «плюсы» и «минусы», различные варианты.

Выбор типа кафе

Первым делом предпринимателю важно определить тип планируемого заведения, его специализацию. Современные кафе принято классифицировать:

  1. По интересам и целевой аудитории (детские, спортивные, арткафе и другие).
  2. По ассортименту меню (кофейни, мороженое, блинные, чайные, вегетарианские, кафе национальной кухни и так далее).
  3. По месту расположения (в отдельной постройке, в жилом доме, в ТЦ, придорожные и другие).
  4. По мобильности и сезонности (стационарные или передвижные, постоянные, летние или пляжные заведения).

Также кафе может быть с полным или частичным обслуживанием/самообслуживанием, предоставлять услуги доставки, организации мероприятий и другие.

В настоящее время, помимо классического кафе, широкую популярность получили интернет-кафе, антикафе, всевозможные тематические заведения общественного питания. При этом, согласно статистике, большинство новинок востребованы, в основном, в крупных мегаполисах и совершенно не интересны жителям средних и малых городов.

Все это должно быть учтено на подготовительном этапе, так как от вида заведения и перечня его услуг будут зависеть и затраты, и организационные вопросы, и, что очень важно, перспектива развития бизнеса и прибыльность кафе.

Меню

Не меньшую важность для перспективности нового заведения общественного питания имеет меню, которое будет в нем предложено. Многие начинающие владельцы кафе считают, что чем шире ассортимент предлагаемых блюд, тем лучше. Однако более опытные в этом деле бизнесмены относят обширное меню к недостаткам заведения.

Основной минус многочисленного и разнообразного меню заключается в том, что клиенты потратят больше времени на его изучение. А если они не смогут определиться с выбором, то обязательно призовут на помощь официанта. Последнее негативно скажется на скорости обслуживания других столиков, что может привести к недовольству посетителей.

Классикой считается меню, состоящее из 40-45 блюд и 30-35 напитков. При этом в нем обязательно должны быть недорогие, но максимально востребованные блюда и более дорогой «эксклюзив» для особых случаев. Наиболее оптимальным вариантом считается меню с фотографиями – это позволяет посетителям представить себе блюдо и быстрее определиться с выбором.

Подбор персонала

Имидж любого заведения общественного питания во многом зависит от того, придутся ли посетителям по вкусу предлагаемые блюда, и от качества предоставленного сервиса. И то, и другое, в свою очередь, зависит от профессионализма поваров, официантов и других работников кафе.

Так как начинающему предпринимателю бывает достаточно сложно «на глаз» определить квалификацию соискателей, приходящих на собеседование, специалисты советуют воспользоваться для подбора персонала услугами консалтинговых компаний.

Также еще на этапе планирования начинающему бизнесмену потребуется тщательно продумать расположение новой точки общественного питания, определиться с формой собственности (купить здание, построить, либо взять в аренду) и решить ряд других не менее важных вопросов.

Составление бизнес-плана

После всестороннего изучения вопроса, проработки всех тонкостей и четкого определения, каким должно быть новое кафе, можно приступать к следующему этапу планирования, воспользовавшись готовым примером бизнес-плана.

Краткое резюме

Цель данного проекта заключается в открытии итальянского кафе средней ценовой категории для семейных пар с детьми.

Расположение: г. Балашиха Московской области. Центральная часть города, рядом с Ареной им. Ю. Ляпкина и парковой зоной «Пехорка».

Форма собственности: ООО.

Площадь помещения 300 м2. С целью сокращения первоначальных расходов помещение (отдельно стоящая постройка с просторной площадкой перед ней) будет взято в аренду.

Меню: 45 наименований блюд + 35 напитков. Основа меню – блюда итальянской кухни.

График работы кафе: с 10.00 до 21.00.

Количество сотрудников: 15 человек.

Дополнительные услуги: предоставление банкетного зала для проведения семейных и детских праздников.

Инвестиции:

  • 1 525 000 руб. – собственные средства;
  • 3 559 500 руб. – банковский кредит.

Срок окупаемости проекта: 8-9 мес.

Анализ рынка и SWOT-оценка нового кафе

Кафе ориентировано на семейные пары с детьми, которые приходят на мероприятия и кружковые занятия в Арену и в парк, а также на жителей центрального района.

В непосредственной близости от Арены и парка на сегодняшний день функционируют несколько точек общественного питания. Однако из-за большой проходимости данного участка в них наблюдается частое скопление посетителей, что замедляет обслуживание.

Большинство из расположенных в данном районе предприятий ОП – кафе и рестораны быстрого питания с обычным ассортиментом: от суши до пиццы и хотдогов.

Учитывая все это, открытие кафе с более разнообразным меню, комфортными условиями и игровой комнатой для детей в данном районе является вполне целесообразным решением.

Изучение предложений конкурентов позволили проанализировать и выявить слабые и сильные стороны нового кафе, оценить потенциальные угрозы развитию бизнеса и его перспективы.

Сильные стороны Слабые стороны
Ценовая политика

Высокое качество блюд

Удобное месторасположение

Наличие парковки

Наличие детской комнаты

Летняя терраса

Оригинальный интерьер

Наличие собственного вебсайта и возможности предварительного заказа

Несформировавшийся имидж

Отсутствие доставки

Неопытность персонала

Возможности Угрозы
Увеличение количества посетителей

Завоевание популярности

Дальнейшее расширение заведения

Повышение цен на продукты

Появление новых конкурентов с более интересным предложением

Неквалифицированные кадры

Маркетинговый план

Рекламная кампания нового кафе будет начата еще на этапе подготовки к открытию нового заведения, сразу после подписания договора аренды помещения. Большое внимание при этом будет уделено названию новой точки общественного питания и созданию яркого и запоминающегося логотипа.

С целью охвата наибольшей аудитории для распространения информации о кафе будут использованы местные СМИ, флаеры и баннеры, размещенные в многолюдных местах города. Кроме того, будет разработан сайт заведения, на котором потенциальные посетители смогут получить всю необходимую информацию о кафе, его меню и расценках, а также сделать предварительный заказ или арендовать банкетный зал.

Учитывая популярность соцсетей, в наиболее популярных из них также будет осуществляться рекламная рассылка и будут созданы группы, в которых будет предоставлена вся интересующая информация о кафе. В дальнейшем через сайт и соцсети планируется поддерживать обратную связь с посетителями заведения, сообщать о специальных акциях (розыгрыши и конкурсы, программа лояльности для постоянных клиентов) и новинках меню.

О дате открытия кафе также будет сообщено в СМИ и интернете. В этот день для посетителей будет организована развлекательная программа и дегустация блюд кафе.

Организационный план

Организационные работы по реализации проекта включают в себя сроки выполнения подготовительных этапов, планировку помещения и расчет необходимого количества персонала.

Сроки

№ п/п Наименование этапа Срок выполнения, мес. Примечание
1 Регистрация ООО, получение разрешительных документов в СЭС, пожарной службе, покупка, оформление и установка кассового аппарата 1
2 Оформление договора аренды 0,5
3 Составление дизайн-проекта 1
4 Ремонтные работы 2,5
5 Закупка оборудования 1 Договоры на закупку заключены еще в ходе ремонтных работ
6 Заключение договоров с поставщиками 2 Одновременно с пп. 4 и 5
7 Подбор персонала, оформление сан. книжек 1
8 Разработка ТУ на блюда 1 Одновременно с п. 7

Таким образом, время от начала реализации проекта до открытия кафе займет порядка 6 месяцев. Ориентировочный срок открытия новой точки общественного питания – май 2019 года.

Планировка помещения

Общая площадь постройки, в которой будет располагаться кафе, – 300 м2. Из них:

  • 40 м2 – будут отведены под кухню;
  • 100 м2 – под основной зал, рассчитанный на 60 посадочных мест;
  • 70 м2 – под банкетный зал, рассчитанный на 40 человек;
  • 30 м2 – под санузел.

При планировке учитываются все действующие правила и нормы законодательства.

Сотрудники

На начальном этапе в кафе планируется задействовать 15 сотрудников, в числе которых:

  • управляющий – 1 чел.;
  • администраторы – 2 чел.;
  • повара – 2 чел.;
  • помощники поваров (кухонные работники) – 2 чел.;
  • официанты – 4 чел.;
  • воспитатели для детской комнаты – 2 чел.;
  • хозяйственный персонал (уборщица и посудомойка) – 2 человека.

Для бесперебойного функционирования заведения общественного питания все сотрудники, кроме управляющего, будут работать посменно по графику 2/2.

Инвестиционный план

Открытие кафе потребует определенных вложений:

Наименование затрат Сумма, руб.
Регистрация и оформление всех необходимых разрешительных документов  

50 000

Дизайн-проект зала и детской комнаты 100 000
Подготовка технологических карт на продукцию 90 000
Ремонт 500 000
Реклама + вывеска кафе 100 000
Аренда на время ремонта и других подготовительных работ (6 мес.) 2 700 000
Закупка оборудования, в том числе:

Холодильных и морозильных камер 2 шт.

Варочных плит 2 шт.

Духовых шкафов 4 шт.

Вытяжек 4 шт.

Кухонной техники (мясорубки, миксеры, блендеры, овощерезки и другое)

Мебели кухонной

Посуды для кухни

Весов

Моек 2 шт.

Мебели для зала

Столовых приборов

Инвентаря для детской комнаты

Кассовых аппаратов

 

40 000

20 000

80 000

40 000

 

150 000

50 000

100 000

15 000

20 000

420 000

50 000

230 000

30 000

Установка систем безопасности 250 000
Прочие затраты 50 000
Итого: 5 085 000

30% от этой суммы (1 525 500 рублей) составят собственные инвестиции, остальные 70% (3 559 500) – кредитные средства, взятые на 5 лет под 11,8% годовых.

Финансовый план

При работе с расчетами также учитываются ежемесячные расходы, выручка кафе и обязательные отчисления в ФНС.

Регулярные затраты

Ежемесячные расходы будут складываться из:

  • фонда оплаты труда (с отчислениями) – 570 000 руб.;
  • аренды – 450 000 руб.;
  • коммунальных услуг (электроэнергия, вода, канализация, вывоз мусора) – 40 000 руб.;
  • выплат по кредиту – 78 900 руб.;
  • рекламы – 20 000 руб.;
  • бухгалтерского сопровождения (удаленно) – 10 000 руб.;
  • закупки продуктов – 757 000 руб.

Также сюда будут включены непредвиденные расходы в сумме 30 000 руб. Таким образом, ежемесячные расходы составят 1 млн. 955 тысяч 900 рублей.

Доход

Доходная часть кафе складывается из:

  1. Выручки с оплаты индивидуальных счетов – 1 800 000 рублей/месяц (при среднем чеке на 1 посетителя 400 руб. и 150 посетителях в день).
  2. Организации праздников в банкетном зале – 1 200 000 руб./мес. (из расчета 150 000 руб. за мероприятие при частоте аренды 2 раз в неделю).

Совокупный доход за все предоставляемые услуги составит 3 миллиона рублей.

Налоговые выплаты

После изучения различных систем налогообложения ООО и предварительных расчетов определено, что наиболее оптимальным вариантом будет УСН «доход». Размер выплат в данном случае составит:

Год 2019 2020 2021 2022 2023
Сумма, руб. 1 440 000 2 160 000 2 160 000 2 160 000 2 160 000

При неизменяемой ставке налога и неизменных показателях доходов и расходов можно рассчитать предполагаемую чистую прибыль кафе:

Год 2019 2020 2021 2022 2023
Сумма, руб. 6 912 800 10 369 200 10 369 200 10 369 200 10 369 200

Приведенные расчеты показывают, что уже к концу первого года работы кафе все вложенные в него средства окупятся и предприятие начнет приносить стабильную прибыль.

Оценка рисков

Анализ рынка и конкурентов показывает, что наиболее актуальными рисками для кафе являются:

  • повышение цен на продукты;
  • усиление конкуренции;
  • недостаточно высокая квалификация кадров.

В целях предотвращения возникновения этих рисков (либо для минимизации потерь при их возникновении) предусмотрены следующие меры:

  1. В первом случае будут заключены договоры сразу с несколькими поставщиками продуктов для кафе из различных ближайших регионов. Это даст при необходимости возможность выбрать наиболее оптимальный вариант.
  2. Для повышения конкурентоспособности будет проведена тщательная проработка маркетинговой политики. Кроме того, планируется постоянно улучшать сервис и использовать дополнительные услуги, согласно предпочтениям клиентов.

Что касается квалификации кадров, то планируется систематическое обучение персонала работе с клиентами, посещение семинаров и тренингов по этому вопросу.

Подводя итог, стоит отметить, что несмотря на свою востребованность, бизнес, связанный с общественным питанием, как и любой другой, требует тщательного изучения и проработки. Только на этих условиях он будет приносить стабильный и приличный доход своему организатору.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий