Что такое консалтинговые услуги

Ведение бизнеса, будь он большой или маленький, уже работающий или существующий только в планах, — дело не простое. Ведь принятие решения сопряжено с высокими рисками, когда ставятся под угрозу финансовые вложения, наработанная репутация, судьба работающих в компании людей. Можно и семь раз отмерить, но отрезать неудачно. Всегда нужен взгляд со стороны и непредвзятое, обоснованное информацией, знаниями и опытом мнение. Как раз для решения таких задач  существуют  консалтинговые услуги.Консультирование сотрудников крупной компании

Понятие

Самое простое определение консалтинга — это консультирование (от англ. «consulting» или лат. «consultation»). Но такое определение слишком примитивно отражает понятие консалтинга. Ведь чтобы консультировать бизнес недостаточно иметь о нем представление, надо глубоко и подробно знать его суть, иметь опыт, обладать обширными знаниями в области экономики, финансов, юриспруденции, технологии, маркетинга и др.

Поэтому более точно определить консалтинг можно как специализированный род деятельности, основанный на всестороннем изучении и анализе работы предприятий и компаний, направленный на выработку рекомендаций по разрешению имеющихся проблем, улучшению экономических показателей, обоснованию и планированию новых проектов.

Этот вид услуг пришел вместе со сменой экономической политики государства, когда появился частный бизнес, а знаний и опыта его ведения было очень мало. И вначале такие услуги велись на основе зарубежных разработок, опыта, полученного в бизнесе развитых стран. За прошедшее время сфера консалтинговых услуг  расширилась, причем теперь уже у специалистов достаточно знаний и опыта развития бизнеса с учетом отечественной специфики.

Когда нужны услуги консалтинга

Надо отметить, что консалтингом чаще пользуются представители среднего и крупного бизнеса. И обращаются они в консалтинговые компании по двум противоположным причинам: когда все очень плохо и когда все очень хорошо. Когда плохо, понятно — необходимо найти выход из критического состояния, в которое по различным причинам попадают компании. Это могут быть последствия кризиса, падение конкурентоспособности, снижение эффективности производства и др. Консультанты помогут взглянуть на проблемы со стороны, заглянуть  вглубь проблем, поискать источники их возникновения и посоветовать, что надо менять для их решения.

Когда же очень хорошо, то у компании появляется возможность расширения бизнеса, освоения новых технологий, разработки крупномасштабных проектов. Консалтинговые услуги в таких вариантах направлены на изучение сферы расширения, маркетинговых исследований рынка, конкурентоспособности предприятий, обеспечения квалифицированными кадрами, построения эффективного менеджмента.

Нельзя не упомянуть, что для малого бизнеса с ограниченным бюджетом и даже на стадии организации нового бизнеса услуги консалтинга могут существенно помочь. Найти оптимальные варианты распределения бюджета, определиться с возможностью привлечения инвестиций, выбрать подходящий вариант кадровой политики и другие задачи. Затраты на профессиональное решение помогут эффективно использовать имеющиеся средства и избежать ошибок неопытности.

Виды

Понятно, что выработкой рекомендаций могут заниматься высококлассные специалисты, а быть специалистом во всем невозможно. Поэтому все консалтинговые услуги распределены по группам. Классифицируются они по сферам деятельности:

  1. Финансы. Выбор оптимального способа организации управления финансами. Внедрение новых технологий для повышения эффективности использования бюджета. Поиск слабых мест в финансовой структуре предприятия и путей их устранения.
  2. Управление. Выявление уязвимости в управленческой политике компании. Разработка стратегии развития. Организация маркетинговых исследований для поиска наиболее удачных решений повышения конкурентоспособности продукции, снижения издержек, расширения рынка. Подбор и обучение квалифицированных кадров, выработка стимулов для улучшения их работы. Оптимизация взаимодействия управленческих структур.
  3. Кадры. Проведение аудита кадров, их аттестация, оптимизация ведения учета кадров, соответствие кадровой политики законодательству, поиск повышения уровня командной работы, разработка стимулирования.
  4. Юридический. Аудит соответствия проводимой предприятием политики существующей законодательной базе. Решение юридических задач при отсутствии юридического отдела в компании, обеспечение при необходимости юридической защиты.
  5. Бухгалтерия. Проверка и анализ  недостатков в бухгалтерском учете. Разработка рекомендаций для исправления имеющихся недостатков. Внедрение в бухгалтерский учет современных технологий и обучение персонала. Консультирование по спорным вопросам. Оказание помощи в подготовке отчетных документов.
  6. Экспертный. Применяется в случаях необходимости решения конкретной задачи с привлечением экспертов — специалистов в требуемой области. Позволяет выработать варианты решения задачи, оценить риски, предложить оптимальный вариант.
  7. Инвестиции. Оказание помощи в поиске инвестиций для новых проектов, расширения производства и услуг, консультирование по вопросам эффективного использования инвестиций, помощь в правильном юридическом оформлении кредитов.
  8. IT технологии. Выявление существующих проблем в информационной структуре компании. Подбор оптимальных вариантов организации информационного обеспечения. Консультации и помощь при внедрении новых технологий. Решение конкретных задач в сфере информационной структуры и безопасности предприятия.

Кроме перечисленных видов существуют и проектный, обучающий, недвижимости, аудита и другие виды консалтинга. К наиболее востребованным видам сейчас относятся консалтинг в области информационных технологий, финансовый, юридический и управленческий.Виды консалтинговых услуг

Этапы

До обсуждения этапов услуг по консультированию необходимо отметить, что они предлагают решения рекомендательного характера, основанные на тщательном и квалифицированном изучении имеющихся проблем и задач. Чтобы решения были конструктивными и могли изменить кризисную ситуацию или помогли новому проекту в короткий срок стать прибыльным, консультанты должны быть целиком и полностью независимы от мнений руководителей компаний. Руководители же, в свою очередь, должны признавать наличие существующих проблем и доверять выбранным специалистам.

Весь процесс условно делится на несколько этапов:

  1. Ознакомительный. Это время, когда менеджмент предприятия признает наличие проблем и ищет возможность их решения с помощью консалтинга. А консультанты предварительно знакомятся с поставленными перед ними задачами, получают начальные сведения о компании, оценивают свой потенциал для решения проблем. Этот этап завершается подписанием договора на услуги.
  2. Сбор информации. Этап предусматривает детальное изучение положения, обработку и анализ собранной информации, разработку предварительных рекомендаций, вариантов решения поставленной задачи.
  3. Представление готовых рекомендаций управлению компании. Консультанты представляют окончательный вариант решения поставленной перед ними задачи с аргументацией выбранных способов. Часто этот этап оказывается последним в оказании услуг консалтинга. Процесс внедрения рекомендаций может осуществляться компанией самостоятельно. Но предусмотрены и следующие этапы.
  4. Сопровождение внедрения рекомендаций. Такое сотрудничество позволяет контролировать процесс внедрения, а при необходимости вносить изменения в него. Такая объединенная командная работа создает больше возможностей разрешения проблем.
  5. Завершение работы и оценка результатов. Может проводиться по прошествии определенного времени совместно компаниями заказчика и исполнителя, когда результаты проделанной работы станут определимыми. Это финальный  этап совместной работы, когда производятся окончательные финансовые расчеты.Критерии выбора консалтинговой компании

Как выбрать консалтинговую компанию

Поиск специалистов всегда непрост. Когда же дело касается вопросов бизнеса, сложных ситуаций на предприятиях, организации новых проектов, то важность выбора трудно переоценить. Чтобы максимально обезопасить себя от неудачного решения, следует опираться на общепринятые и общеизвестные, но хорошо помогающие критерии:

  1. Конкретизировать задачу, которую надо решить с помощью привлекаемых консультантов и определить круг компаний, которые предлагают подобные услуги.
  2. Сравнить опыт работы среди выбранных компаний. Для консультантов наличие опыта является одной из основ оценки проблем и выбора наиболее эффективного решения.
  3. Собрать информацию о профессиональном уровне работающих специалистов.
  4. Поинтересоваться результатами сотрудничества в уже завершенных проектах.
  5. При возможности поинтересоваться отзывами уже состоявшихся клиентов.
  6. Лучше рассмотреть несколько вариантов, чтобы иметь возможность при личной встрече определиться с ценовыми предложениями и условиями договора.
  7. Немаловажным в выборе будет человеческий фактор, ведь поиск выхода из сложной ситуации требует времени, работа будет основываться на доверии, и необходимо строить позитивные взаимоотношения.
  8. Особое внимание уделить заключаемому договору. Так как в настоящее время не разработаны правовые нормы по оказанию такого рода услуг, критериям их оценки, то построение взаимоотношений заказчика и исполнителя основываются на положениях заключенного соглашения.

Автор: Оксана Петрова

Бизнес-тренер, Создатель онлайн-школы по управлению личными финансами

Статьи по теме
Оставить комментарий