🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Перейти на сайт VisitTime
Что такое EBITDA: формула расчёта
Для оценки деятельности любого вида бизнеса создано множество показателей. Их целью является определение уровня жизнеспособности предприятия, перспектив дальнейшего роста, способности к восстановлению для компаний на грани банкротства и многое другое. Есть общепринятые показатели, среди которых прибыль, рентабельность, уровень расходов, налогообложения. Кроме этих существуют специфические индикаторы, которые не всегда приводятся в отчетах и задача которых — анализ определенных сторон состояний предприятия. К такому виду показателей относится EBITDA. И хотя слово непривычное, его суть не очень сложная и логично объяснимая. Рассмотрим, что же такое EBITDA, если говорить простыми словами.
Определение
Название представляет собой аббревиатуру из английских слов:
- Earnings ― прибыль;
- Before ― до;
- Interest ― проценты по долгам;
- Taxes ― налоги;
- Depreciation ― снижение стоимости (амортизация для материальных активов);
- Amortization ― амортизация (для нематериальных активов).
Получается, что такая аббревиатура означает прибыль, в которой оставлены долги по кредитам, существующие налоги, а также снижение стоимости и износ активов предприятия.
История появления
Появление такого показателя относится к концу прошлого столетия, когда в 80-х годах стало набирать рост развитие бизнеса на заемные средства. Прежде всего это коснулось крупного бизнеса с дорогостоящими активами — инвесторы искали возможности выбирать наиболее подходящие предприятия. Именно в таком варианте показатель мог помочь инвесторам ответить на главные вопросы при определении того, насколько предприятие подходит для вложения денег. Он четко показывал:
- Наличие солидных активов, чтобы получить кредит на развитие.
- Существующие денежные потоки от основной деятельности предприятия и насколько они способны выдержать долговую нагрузку.
- Результаты сравнительного анализа компаний, имеющих одинаковый вид деятельности, но расположенных в разных регионах.
Учитывая, что налоги могут различаться по регионам, а амортизация будет зависеть от способа ее расчета и выплаты, показатель EBITDA дает основания для проведения сравнительного анализа и выработки решения. Благодаря такой направленной информативности показатель распространился и приобрел популярность, хотя и не вошел в состав обязательных в финансовых отчетах.
Как рассчитывается
Поскольку данный показатель не относится к обязательным в системе бухгалтерской отчетности, то нет и утвержденных методик его расчета. При этом рассчитать EBITDA не составляет труда, основываясь на других показателях отчетности. Сделать это возможно двумя способами:
- Сверху. Формула расчета будет следующая:
EBITDA = Выручка — (Расходы – налоги, проценты, амортизация)
Следует помнить, что выручка берется только от профильной деятельности.
- Снизу:
EBITDA = Чистая прибыль + налоги, проценты, амортизация.
При расчете могут возникнуть трудности, если в отчете не выделена статья амортизации. Для таких случаев придется определить ее величину из рентабельности. Следует обратить внимание, в расчетах надо учитывать только «проценты к уплате», то есть разность между уплаченными и полученными процентами.
Для чего используется показатель
Показатель EBITDA не теряет популярности и успешно используется с целью получения представления о компании различными экономическими структурами для:
- проведения аналитической оценки компании;
- сравнительного анализа отраслевых компаний;
- оценки способности компании к развитию бизнеса, возможности выполнения долговых обязательств.
Исходя из приведенных возможностей, EBITDA представляется удобным инструментом для инвесторов всех уровней, банковских структур, кредитных организаций, финансовых аналитиков, консультантов. Некоторые международные агентства, специализирующиеся на рейтинге отраслевых компаний, используют для оценки именно этот показатель.
Плюсы и минусы
Не все экономисты воспринимают EBITDA как эффективный показатель состоятельности компании, среди его противников находится и Уоррен Баффет, отметивший, что в показателе не учитывается стоимость активов предприятия и то обстоятельство, что со временем материальные активы устаревают. То есть у показателя есть свои плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести:
- простоту расчета;
- возможность проводить сравнительный анализ для предприятий одной отрасли вне зависимости от региона;
- показывает рыночную стоимость предприятия;
- демонстрирует способность реинвестирования.
Минусы:
- не учитывает основные активы компаний;
- не дает полноценного ответа о реальном положении компании;
- может изменяться при разных подходах, так как нет регламентированной системы расчета.
Исходя из этих плюсов и минусов, можно сказать, что EBITDA как показатель способен применяться для решения определенных задач. При этом необходимо помнить, что ограничиваться при оценке деятельности компании одним им невозможно. Для полноценного анализа необходим комплексный подход, что обычно и происходит.