Новый ежемесячный отчет в ПФР с 2020 года: форма СЗВ-ТД
Точные данные о рабочей биографии граждан имеют решающее значение при расчете времени выхода на пенсию и размера выплат. Это обстоятельство диктует новые условия сбора данных о имеющемся страховом стаже, перемещениях по службе, изменениях в заработной плате и др. Вся эта информация предоставляется работодателями в ПФР в отчетах для каждого наемного работника. В настоящее время обсуждается введение с начала 2020 года еще одного вида отчетности, направленного на конкретизацию данных о трудовой деятельности сотрудников, — СЗВ-ТД. Рассмотрим, какая цель ставится перед ним и правила его сдачи.
Отчеты для ПФР
В текущем году в ПФР работодателями сдаются следующие виды отчетов о застрахованных лицах:
- СЗВ-М. Предоставляется ежемесячно и содержит сведения о наемных сотрудниках, работающих по трудовым договорам и ГПД. Является обязательным для юридических лиц и ИП.
- СЗВ-Стаж. Сдают один раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. Дополнительно оформляется в случае ликвидации предприятия и выхода на пенсию сотрудников.
- СЗВ-КОРР. Выполняется для исправления обнаруженных ошибочных данных в предыдущих отчетах.
- СЗВ-ИСХ. Предназначен для работодателей, не предоставлявших до 2017 г. сведения о персонифицированных данных сотрудников.
Все виды отчетов могут быть поданы в электронном формате или на бумажном носителе. В случае, когда на предприятии количество работающих более 25, электронный вариант обязателен.
Новая форма отчета
В июле 2019 г. Правительством РФ на обсуждение в Госдуму был внесен законопроект о введении новой формы отчетности СЗВ-ТД. Он предполагает подачу ежемесячно сведений о трудовой деятельности сотрудников с учетом введения электронных трудовых книжек. Предполагается обсуждение представленной формы бланка отчетности и состава подаваемых сведений. Для этого ПФР на своем официальном сайте предложил всем заинтересованным лицам рассмотреть предварительный вариант бланка и внести предложения по его изменению и дополнению.
Причина введения
Необходимость введения нового отчета обосновывается требованиями к данным, которые будут формировать базу предлагаемых другим законопроектом электронных трудовых книжек. Если сейчас этот обязательный для трудоустройства документ применяется в бумажном варианте, то по новому законопроекту с 2020 года он будет переводиться в цифровой формат по умолчанию.
Выдача привычной бумажной трудовой книжки будет возможна только по заявлению работника. А с 2021 г. в случае отсутствия заявления ее просто отдают на хранение сотруднику, а все данные сохраняются в электронном варианте.
Необходимые при трудоустройстве сведения будут предоставляться выпиской, которую можно получить:
- на последнем месте работы;
- в местном отделении ПФР;
- в Многофункциональном центре (МФЦ);
- онлайн на портале Госуслуг.
По новому законопроекту с 2021 г. уже не будут оформляться бумажные трудовые книжки.
Для сбора своевременной и корректной информации и предназначается новый вид отчетности.
Когда сдается
По обсуждаемому законопроекту отчеты по форме СЗВ-ТД будут сдаваться ежемесячно с 1 января 2020 г., аналогично СЗВ-М до 15 числа следующего за отчетным месяца. А уже с 1 января 2021 г. сведения придется подавать дополнительно в случае любых кадровых изменений: увольнение, прием, перевод и т.д. Сроком подачи устанавливается один день после издания соответствующего приказа.
Отчет представляется в двух вариантах:
- Бумажный и электронный для предприятий с численностью работников до 25 человек.
- Электронный при числе сотрудников выше 25.
Что касается ответственности за несвоевременное предоставления или несдачу отчета по новой форме, то еще нет информации о том, какие меры будут применены при первичном нарушении. Если примут аналогичные уже существующим, то для юридических лиц предусмотрен штраф до 50 000 руб., а для индивидуальных предпринимателей — до 5 000 руб. При неоднократном (два и более раз в году) нарушении порядка отчетности работодателю выносится предупреждение. Это будет законодательно закреплено изменением статьи 5.27 КоАП.
Содержание и примерный вид бланка
В разряд основных сведений, подаваемых по форме СЗВ-ТД, предполагается включить:
- Информацию о страхователе. Наименование предприятия, данные о переименовании (основания и реквизиты), существующий регистрационный номер.
- Выполняемую работу: структурные подразделения, профессия, квалификация, должность с указанием периодов работы по каждому изменению.
- Все переводы на другое место.
- Основания увольнения. Причины прекращения трудового договора, реквизиты приказов и распоряжений.
Примерный вид бланка приведен на рисунке.
При заполнении используются разделы:
- Верхняя часть предназначена для указания данных страхователя: регистрационный номер в ПФР, наименование организации, ИНН и КПП,
- Графа 5 заполняется двузначным кодом отчетного периода: 01 ― январь, 02 ― февраль, 03 ― март, 04 ― апрель, 05 ― май, 06 ― июнь, 07 ― июль, 08 ― август, 09 ― сентябрь, 10 ― октябрь, 11 ― ноябрь, 12 ― декабрь.
- Графа 6 для отчетного года.
- Графы 7-10 предназначены для данных работника: ФИО, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
- Графа 12 показывает код изменения кадрового состояния. Номера кодов и их расшифровка приведены в таблице.
Код | Вид изменения |
---|---|
1 | Прием на работу |
2 | Перевод |
3 | Увольнение |
4 | Переименование работодателя |
5 | Служба в армии |
6 | Образование |
7 | Обучение с сохранением работы (переквалификация, курсы повышения квалификации и др.) |
8 | Награждение |
9 | Установление второй и последующих профессий и разряда |
10 | Исключение из непрерывного стажа |
11 | Восстановление непрерывного стажа |
12 | Запрет занимать должность |
- Графа 13 для указания профессии, должности, квалификации, специальности.
- Графа 14 — здесь указывается, в каком структурном подразделении трудится сотрудник.
- Графа 15 заполняется при увольнении, приводятся нормы закона, на основании которых расторгнут договор.
- Графы 17-19 используются для указания номеров документов, результатом которых стали кадровые изменения (приказы о переводе, увольнении и т.д.).
Это предварительная информации о новой отчетности. В ходе обсуждения возможны изменения и уточнения.