Что такое отложенные налоговые активы в балансе
Компания может иметь разный доход по бухгалтерской и налоговой отчетности. Отложенные налоговые активы в балансе – это часть уплаченного налога с прибыли, которая позволяет уменьшить платеж в следующем периоде. Расскажем, как организовать их учет и объяснить разницу в доходах.
Как возникают будущие налоговые активы
Они появляются из-за временных разниц в бухгалтерском и налоговом учете. В одном интервале выплачивается больший налог с прибыли, а в другом он будет меньше.
Три возможные причины расхождений:
- Разные методы начисления в бухгалтерском и налоговом учете.
- Неодинаковое списание затрат на управляющий персонал.
- Непроведение аудита деятельности и отсутствие реальных данных о бизнесе.
Пока сумма не выровняется, следует заносить информацию о различиях в документы. Важно следить за размером налога, который устанавливается на определенный временной интервал.
Пример. Бухгалтер ООО «Орион» каждый месяц рассчитывает сумму износа на служебную машину в размере 800 рублей. В налоговом учете насчитывается 700 рублей. Отличия в этих суммах и есть временная разница.
Бухгалтерские проводки
ОНА записываются на счете 09 согласно ПБУ 18/02. В связке идет счет 68. Рост актива показывается по дебету счета, а снижение – по кредиту. После уплаты актив может полностью исчезнуть. Списание с кредита 09 на дебет 99 счета выполняется при выбытии актива из оборота. Если компания не доплатила налог, то появляется отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое записывается на 77 счете.
Есть два варианта учета ОНО и ОНА:
- При возникновении отличий в налоговом и бухгалтерском учете.
- Для расчета налога на прибыль в текущем и отчетном интервале.
Когда используются автоматизированные программы, применяется первый метод. Если расчеты делаются вручную, то второй. Если к окончанию года числится остаток на счете 09, его не следует принудительно закрывать. К завершению года он будет показан в строках финансовой отчетности.
Компания может самостоятельно выбрать, как отразить переплату – в общих чертах или детально. Удобнее всего завести специальную таблицу для сравнения. В ней записать начало и конец отчетного интервала, а также изменения в них. После завершения периода следует сделать анализ ОНА в начале и конце интервала на пассивном сальдо. Так можно подробно исследовать данные и понять, как будущие налоговые активы влияют на бизнес.
Если за какой-то период компания не получает выручки, то ОНА следует зафиксировать как внеоборотный актив. Сохранить в этом виде до того, как фирма заработает прибыль. При списании с баланса объекта, увеличивающего этот показатель, нужно списывать оставшуюся сумму.
Как выглядит на практике
Даже бухгалтеры не всегда могут разобраться в тонкостях ПБУ 18/02. И это не удивительно, ведь документ содержит массу терминов и проводок. Уловить смысл будет легче на примерах:
№1. ООО «Торгтекстиль» продало служебную машину, которой пользовался заместитель гендиректора за 600 тыс. рублей (без НДС). Убытка не было. По бухучету остаточная цена составила 300 тыс., а в налоговом – 400 тыс. Как правильно зафиксировать информацию?
Ответ:
В бухучете зафиксировано больше трат, поэтому возникли отложенные налоговые активы на счете 09. На дату продажи их следует списать. Дебет счета 68 корреспондирует со счетом 09.
№2. ООО «Вегас» заказало транспортные услуги. Оплачивать их нужно в рублях, но в контракте есть оговорка, что цена зависит от курса доллара. Платеж выполняется через 10 дней от подписания акта приемки. Возникнет ли разница по ПБУ 18/02?
Ответ:
Несовпадения появятся, следовательно, долг фирмы перед контрагентом нужно рассчитать на день возникновения, погашения и отчетную дату. В налоговой политике не нужно пересматривать сведения к последнему числу месяца. Поэтому возникает разница — бухгалтер должен рассчитать отложенные активы и обязательства (ОНО). Когда расчеты с поставщиком буду сделаны, нужно эти показатели списать.
И еще один момент, который нужно затронуть, — это переход на упрощенку. В этом случае можно забыть о соблюдении ПБУ 18/02, а вместе с ним про будущие обязательства и активы. Но сначала правильно их аннулировать. Размер списания равен сумме, на которую не изменяется облагаемая налогом прибыль в отчетном и следующем интервале.
Кто должен учитывать ОНА
Мониторить информацию должны компании, являющиеся плательщиками налога на прибыль. При этом существуют исключения из этого правила, когда организации могут не учитывать ОНА. К ним относятся:
- упрощенцы;
- некоммерческие компании;
- госучреждения, не уплачивающие налог на прибыль;
- участники проекта инноваций Сколково.
Но все зависит от руководителя. Если появится такое желание, то можно принять решение отражать показатели и закрепить его в учетной политике. Изменения записываются в отчетности о финансовых результатах. При этом размер будущих активов на отчетную дату следует отразить в балансе.
Как возникают разницы в учете
Постоянная разница связана с тем, что данные по-разному учитываются в бухгалтерском и налоговом учете. В этом случае нужно делать начисления сверху или уменьшить налог с прибыли.
Временная разница появляется, когда расходы или прибыль не учитываются синхронно, она бывает двух видов:
- Вычитаемая. Снижает размер налога с прибыли.
- Налогооблагаемая. Наоборот, увеличит этот показатель в следующем интервале.
Вычитаемые разницы провоцируют появление ОНО и ОНА. Показатели зависят от времени отображения информации. Если в налоговом учете данные появятся быстрее, то можно фиксировать будущие налоговые активы. Когда в бухучете сведения появляются скорее – это отложенные обязательства. Чтобы рассчитать ОНА, нужно умножить временную разницу на ставку налога с прибыли.
Значение для компании
Для лучшего погружения в тему взглянем на ситуацию с точки зрения бизнеса. Компания переплатила в бюджет. Значит, формально возникает дебиторская задолженность. Но на эту сумму никакие проценты не считаются. Значит, прибыли не возникает. Получается, иметь отложенные активы невыгодно. Да, налог уплачен, и даже больше, чем нужно. Но этот актив не работает.
Когда возникает недоплата (ОНО), фирма «придерживает» деньги. Бизнесу это не повредит, пока она не достигнет больших размеров.
Есть несколько причин учесть показатели:
- Убедиться, что все расчеты с бюджетом сверены.
- Подытожить работу за отчетный интервал.
- Без потерь пережить визиты ФНС.
Нельзя понизить размер налога сразу на всю сумму отложенного актива. Когда убытки переносятся с прошлых лет, налог в прибыльный год можно уменьшить на 50%. По амортизационным издержкам списание происходит в течение срока эксплуатации основного средства.
Размер будущих активов пересматривается в случае корректировки налоговой ставки. Почерпнуть актуальную информацию об изменениях можно из автоматизированных программ для бухгалтеров, юристов или на нашем сайте.