🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Перейти на сайт VisitTime
Эластичность спроса и предложения по цене: формулы и факторы
Изначально определение «эластичность» в массовое сознание ввел создатель закона Бойля-Мариотта Роберт Бойль при опубликовании своих научных трудов о свойствах газов в середине ХVII века. Английский экономист А. Маршалл в конце ХIХ века озвучивает идею эластичности спроса через определение его коэффициента, осуществив тем самым укоренение термина в экономическом анализе.
Понятие
Доктрина эластичности является ключевым средством для обоснования результата статистических замеров с использованием инструмента коэффициента эластичности. Современная экономика как наука в каждом своем разделе оперирует концепцией эластичности, которая включает в себя ряд понятий.
Спросом в экономике называют требования, предъявляемые потенциальным покупателем к товару или услуге. Динамика спроса находится в зависимости от потребительских качеств, цены на запрашиваемый продукт и его аналог, предпочтений и доходов покупателя. Повышая цену на свое изделие, производитель должен понимать реакцию потребительского спроса при сохранении прочих условий равными, т.е., качество продукта остается неизменным.
Эластичность – ситуативное изменение параметров одной величины в зависимости от изменения другой на 1%, измеряемое в процентном отношении. Результатом этого соотношения является коэффициент эластичности:
Эластичность спроса – это реакция рынка на изменение основных детерминант. В свою очередь, в экономической теории выделяют спрос:
- Эластичный – изменение объема спроса в процентном выражении больше снижения уровня цен.
- Неэластичный – процентное уменьшение цены приводит к меньшему изменению количества требующегося товара, где изменение также процентное.
- Абсолютно или совершенно эластичный – выражается формулой Edp = ∞ и характеризуется повышением или понижением объема спроса на неограниченную величину при малейшем изменении любого из факторов.
- Абсолютно неэластичный – Edp = 0 — содержит признаки, прямо противоположные состоянию эластичности: изменение показателей конъюнктуры рынка не способно повлиять на величину анализируемого параметра.
- Эластичность единичная:
При снижении цены продукта вдвое объем спроса имеет пропорциональное обратное значение, т.е. увеличивается вдвое.
Здесь:
- P – цена;
- Q – объем спроса;
- Ed — эластичность спроса по цене;
- Ep – эластичность цены в зависимости от спроса;
- ΔP – изменение цены на предлагаемый продукт;
- ΔQ – изменение — в большую или меньшую сторону — объема спроса;
Типы эластичности спроса
В экономической теории и практике выделяют несколько видов эластичности спроса.
По цене
Эластичность спроса по цене (англ. – «price elasticity of demand» или PED) отражает процентную реакцию спроса на изменение цены продукта на 1% и рассчитывается по формуле:
Ценовая эластичность спроса подвержена влиянию ряда факторов:
- появление аналогичных продуктов и цена на них;
- консерватизм потребителя, нежелание что-либо менять;
- t-фактор – меньшая эластичность в краткосрочном периоде и наоборот;
- комбинаторность возможностей изделия определяет увеличение эластичности на универсальное, например, кухонное оборудование;
- ежедневная потребность: средства повседневной гигиены;
- насыщенность рынка изделием анализируемой группы;
- удельный вес покупки определенного товара в тратах потребителя: выше доля в бюджете – эластичнее спрос;
- сроки годности продукта: существуют группы товаров, которые закупаются впрок, и при сезонном понижении цены или по акции спрос на такие товары может расти значительно;
- модный тренд или популярность бренда: сильные эмоции, которые вызывает товар, могут влиять на объем спроса, обеспечивая ему низкую эластичность.
К продуктам с эластичным спросом по цене относятся: легкозаменяемые, предметы роскоши, товары со стоимостью, обременительной для бюджета, их PED . К товарам с неэластичным спросом по цене нужно относить сложнозаменяемые, первой необходимости, доступные для бюджета семьи, сделанные «на заказ», их PED .
Ценовая эластичность может быть только в отрицательном значении. При положительном сложилась бы ситуация, при которой с ростом цены на товар повышался бы объем спроса на него, что возможно только для «товаров Гиффена и Веблена»
Типовые значения эластичности спроса по цене
Диапазон PED | Характер спроса | Продукты |
---|---|---|
< — 1,5 | очень эластичный | туристические туры, автомобили спортивные и корветы, авиабилеты с перелетом на большие расстояния |
< -1,0, но < -1,5 | эластичный | билеты в оперу, на концерт, вино |
< -0,5, но < -1,5 | неэластичный | электричество, товары повседневного использования |
<0, но < -0,5 | неэластичный совершенно | бензин, пиво, хлеб |
>0 | Товары Гиффена-
Веблена |
чай, спички, картофель, макароны
антиквариат, деликатесы |
По доходу
Эластичность спроса по доходу (англ. – «Income elasticity of demand» или IED) отражает процентную реакцию спроса на продукт по причине изменения доходов покупателя и рассчитывается по формуле:
Здесь:
- Eid— коэффициент эластичности спроса по доходу;
- Q0, Q1— объем спроса до и после изменения дохода;
- I0 и I1— доход до и после изменения.
Эластичность спроса по доходу отзывчива на факторы консерватизма, значимости, а также на то, представляет ли продукт предмет роскоши или первой необходимости.
На товары премиум класса спрос по большей части меняется в векторе дохода: растет доход — увеличивается спрос. В части товаров низшей категории — хлеб, макароны, картофель – повышение доходов может привести к снижению спроса. IED определяется при поддержке коэффициента, демонстрирующего, как меняется спрос на продукт при изменении дохода покупателя на 1%. Определив эластичность спроса по доходу, можно понять, к какой категории относится товар.
Кривая Энгеля на демонстрации ниже отражает различное изменение спроса при росте доходов:
- Е1 – товары класса люкс – растет;
- Е2 – продукты низкого качества — снижается;
- Е3 – нормальные товары – растет, но при дальнейшем увеличении доходов – снижается;
- Е4 – товары первой необходимости – остается без изменений.
Рост доходов потребителя, как правило, увеличивает его способность к приобретению новых товаров, таким образом, увеличивая объем общего спроса, делая его положительным.
Если при этом IED в абсолютном значении меньше единицы, значит рассматривать необходимо товары ежедневного спроса. Если больше единицы – класса премиум, для продуктов худшего качества эластичность спроса по доходу отразится как отрицательная величина.
Классификация продукта в зависимости от IED:
Вид продукта | Величина IED |
---|---|
худший | Eid |
нормальный | Eid |
первой необходимости | Eid |
второй необходимости | Eid = 1 |
предметы роскоши | Eid |
По цене точечная
Точечная эластичность является величиной постоянной, измеряется в одной точке кривой спроса/предложения вдоль линии спроса/предложения, отражает степень изменения спроса как ответ на изменение цены на товар. Значение степени обычно отрицательное, так как в соответствии с законом спроса, с повышением цены спрос на товар снижается. Определение точечной эластичности спроса по цене проиллюстрировано на демонстрации ниже:
Для замера эластичности при цене, обозначенной литерой Р, необходимо установить кривую спроса в точке А, т. е. наклон касательной, обозначенной литерами LL, к кривой спроса в этой точке. Если рост цены DР невелик, увеличение объема AQ, задаваемый касательной LL, движется к действительному. Из этого следует, что формула точечной эластичности рассчитывается как:
Здесь:
- D – верхний индекс — эластичность спроса;
- P – нижний индекс – эластичность спроса по цене.
Таким образом, различают: при значении E формируется эластичный спрос, при значении спрос будет неэластичным.
По цене дуговая
В отличие от точечной, используется для расчетов в ситуациях значительного изменения –от 5 % цены/спроса.
Рассчитывается по формуле:
Edp = (∆ Q ÷Q)/(∆P ÷P)
Здесь в расчетах используется среднее значение Q и P. Таким образом, при варьировании цены от величины P1 до величины P2 и спроса от Q1 к Q2 средняя цена будет отражаться формулой:
P = (P1+P2)/2
Соответственно, среднее значение величины спроса будет определяться как:
Q = (Q1+Q2)/2
Перекрестная
Определяется отношением процентного варьирования спроса на какой-либо продукт к аналогичному изменению цены на другой продукт. Величина может быть положительной, что означает, что анализируемые товары могут легко заменить друг друга, т.е. являются субститутами. При отрицательном значении величины следует понимать, что продукты взаимодополняющие, еще их иногда называют «товары-комплементы».
Расчет перекрестной эластичности ведется по формуле:
EdAB = (∆ QA ÷QA)/(∆PB ÷PB)
Здесь D – индекс спроса, литеры АВ определяют перекрестную эластичность тем, что двойной индекс подразумевает два товара. Таким образом, перекрестная эластичность спроса демонстрирует степень изменения спроса на продукт А как ответ на преобразование цены товара В.
В таблице ниже показаны различные связи продуктов А, В, возникающие на фоне значений показателя перекрестной эластичности:
Группа товара | Изменение переменной | Продукт |
---|---|---|
субституты | EdAB | две марки стирального порошка, сметана и майонез, газ и электричество, масло и маргарин |
комплементы | EdAB | подушка-одеяло, кружка-блюдце, сотовый телефон и аксессуары к нему, джин и тоник |
независимые | EdAB = 0 | все остальные товары |
Главным фактором, влияющим на формирование перекрестной эластичности разных товаров, следует считать их способность дополнять друг друга или полностью замещать в дальнейшем использовании. Перекрестная эластичность иногда может быть ассиметричной, этот эффект наблюдается, когда продукт имеет строгую зависимость от другого продукта. Устоявшийся пример: рынок мобильных телефонов и рынок всевозможных гаджетов к нему. Снижение цены на телефоны стимулирует рост покупок аксессуаров, а если упадет цена на аксессуары, то это никак не скажется на величине спроса на телефоны.
Коэффициент перекрестной эластичности используется для определения границ отрасли. Высокая перекрестная эластичность анализируемой группы приводит к мысли, что продукты имеют принадлежность к одной отрасли.
Низкая ПЭ одного продукта по отношению к другим свидетельствует о его принадлежности к отдельной отрасли. Если несколько товаров демонстрируют высокую перекрестную эластичность друг с другом, но в то же время низкую перекрестную эластичность в отношении других товаров, эта группа товаров вполне может представлять отрасль. Различные бренды кофемолок сохраняют высокую перекрестную эластичность друг с другом, но низкую с другими продуктами организации кухонного быта.
Эластичность предложения
Градус обратной связи от производителя в ответ на изменение детерминант называют эластичностью предложения. ЭП по цене отражает степень развития величины предложения к развитию цены:
E = Q′s *P/Qs
Количественной мерой уровня влияния цены на объем предложения является коэффициент эластичности предложения, рассчитывается по формуле:
Esp =(∆ S)/(∆ P),
где это изменение объема предложения, а – цены.
При незначительных изменениях цены – менее 5% — замеры производятся по принципу точечного коэффициента эластичности. Когда анализируемые изменения существенны, т.е. больше 5%, рекомендуется рассматривать дуговую эластичность, поскольку она показывает эластичность в серединной точке, а не в начальной:
Здесь P1 – начальная цена, P2 – цена после изменения; Q1 – начальная величина предложения, Q2 – предложение после изменения цены.
На демонстрации ниже представлены пять видов эластичности предложения:
Главными факторами, являющимися определяющими для эластичности предложения, стали:
- t-фактор в 3-х периодах:
— мгновенный – для него предложение всегда неэластично;
— краткий – в этом периоде производитель может адаптироваться к цене на заданных участках;
— долгий – предложение будет эластичным. - Возможности и стоимость хранения продукции.
- Гибкость производственных процессов.
Эластичность предложения претерпевает изменение под давлением технического прогресса, развитием состава ресурсов, используемых при производстве, и усиления их ограниченности – эти факторы ведут к снижению значения ЭП. Если количество товара, предлагаемое к продаже, остается без изменений при любой цене, можно говорить о неэластичном предложении. Ситуация, при которой незначительное изменение цены ведет к нулевому предложению, а небольшой рост цены подталкивает рост предложения, говорит о наличии абсолютно эластичного предложения.
Как используется на практике
Понятие эластичности отражает способность рынка адаптироваться к любого рода вызовам. При анализе возможностей увеличения выручки через увеличение цены на производимый товар никогда не стоит забывать о ценовой эластичности спроса и предложения на данный товар/услугу.
Производитель или продавец в целях повышения доли рынка задумывает снизить цену. Прежде чем сделать это, придется тщательно проанализировать допущения ценовой эластичности спроса/предложения в заданном сегменте/нише рынка.
При планировании повышения цены для создания впечатления «премиальности» реализуемого продукта необходим расчет, который сможет определить снижение продаж в заданном сегменте. Окажутся ли расчеты и допущения верными, покажет практическое применение и бенчмаркинг – эталонное тестирование, например, по типовым значениям эластичности спроса. Если же расчеты и эталонные значения оказались несопоставимыми, следует заменить параметры и условия по повышению/снижению цены.