Финансовое планирование на предприятии — для чего нужно?

Для обеспечения эффективного управления денежными ресурсами предприятия необходима грамотная система организации финансового планирования. Ее наличие способствует рациональному использованию финансов, предвидению неблагоприятных ситуаций, проведению анализа возможных рисков и применению конкретных мероприятий, направленных на их минимизацию.

Что такое финансовое планирование на предприятии

Финансовое планирование — это процесс, в ходе которого осуществляется составление финансового плана с целью определить будущие действия, связанные с формированием и использованием денежных ресурсов. Также в результате этого процесса происходит принятие целевых установок, имеющих количественный и качественный характер, и определение способов их достижения.

Под финансовым планом понимается документ, представленный балансовыми формами, где сгруппированы доходные и расходные статьи, которые планируется получить и финансировать в определенном периоде. Часто на предприятии составляется несколько таких планов, разным содержанием, что связано с задачами и объектами планирования.

Организация финансового планирования на предприятии предполагает наличие трех основных подсистем, рассмотренных в таблице 1.обладающих

Таблица 1

Подсистемы финансового планирования на предприятии

Наименование подсистемы Сущность Форма планов Период
Перспективное Основное назначение перспективного планирования заключается в том, чтобы разработать финансовую стратегию предприятия и дать прогноз его деятельности.

В стратегии должны быть четко определены долгосрочные цели, на достижение которых направлена финансовая деятельность компании и предусмотрены способы и пути их достижения.

Предполагает разработку программы, связанной с инвестиционной деятельностью, бюджета, различных прогнозов Разработка планов на срок от 3 до 5 лет и свыше
Текущее В качестве основы текущей формы выступает стратегия и финансовая политика, отражающая отдельные аспекты функционирования компании.

 

Текущее планирование направлено на разработку планов, способствующих определению источников финансирования компании, формированию структуры ее доходной и затратной части, обеспечению постоянной платежеспособности.

Осуществляется разработка планов, предназначенных для того, чтобы оценить финансовое положение предприятия в конце года (как происходило движение денежных средств, прибыль и убытки, бухгалтерский баланс) На 1 год
Оперативное Организация оперативного планирования связана с необходимостью осуществлять контроль над тем, как поступает фактическая выручка и как расходуются наличные финансовые ресурсы в краткосрочном периоде.

 

Для этой цели разрабатываются плановые задания, цель которых – обеспечить необходимыми средствами основные направления хозяйствующего предприятия.

Составляются два документа:

1)    платежный календарь;

2)    кассовый план.

Также рассчитывается потребность в необходимости краткосрочного кредита.

На краткосрочный период, менее 1 года

Цели и задачи планирования

Организация финансового планирования на предприятии обусловлена необходимостью достижения следующих основных целей:

  1. Обеспечить воспроизводственный процесс требуемым объемом и соответствующей структурой финансовых ресурсов.
  2. Определить объект или группу объектов, подлежащих планированию.
  3. Разработать систему планов и выделить среди них оперативные, административные и стратегические документы.
  4. Рассчитать необходимые финансовые ресурсы.
  5. Выявить резервы и определить дополнительное финансирование, его объемы.
  6. Сформировать прогноз доходной и расходной части.

Достижение перечисленных целей невозможно без решения задач, среди которых выделяют:

  1. Обеспечить функционирование предприятия требуемой ресурсной составляющей.
  2. Определить пути по наиболее эффективному вложению капитала, оценить степень рациональности его применения.
  3. Выявить внутрихозяйственные резервы, с помощью которых можно увеличить прибыль.
  4. Установить рациональные финансовые отношения с основными учреждениями, такими как внебюджетные фонды, банки, другие контрагенты.
  5. Контролировать финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.
Цели и задачи имеют тесную взаимосвязь, поэтому для достижения одних необходимо обеспечить решение других. Благодаря этому обеспечивается эффективность системы финансового планирования.

Кто должен осуществлять работы?

Если предприятие является небольшим, функция разработки финансового плана возложена, как правило, на  его руководителя.

Крупные предприятия предполагают децентрализованную организацию работ по формированию бюджета или финансового плана. Это означает, что структурные подразделения, обладающие кадрами с наибольшим опытом в производственной деятельности, сфере закупок, реализации, имеют возможность выдвижения предложений по действиям, целесообразным в стратегической перспективе.

Разработка бюджетов отдельных подразделений не должна носить изолированный характер.

Для обеспечения действенной системы, координирующей эту работу, некоторые предприятия предусматривают разработку специальной инструкции с содержанием повременного плана и распределением обязанностей.

Выделяют два основных способа составления финансовых планов:

  1. Сверху вниз. Определение целей и задач, в том числе плановых показателей по прибыли, осуществляется руководящим составом предприятия. Затем информация доводится до более низких уровней структуры.
  2. Снизу вверх. Показатели рассчитываются отдельными сбытовыми подразделениями, после чего происходит их сведение в общий бюджет руководителем.

В практике часто находит применение одновременное использование двух методов для обеспечения координации бюджетов.

Расчеты и другие нюансы

Составление финансового плана и осуществление расчетов может вестись с помощью следующих основных методов:

  • Экономического анализа. Применение этого метода способствует оценке платежеспособности, эффективности и доходности деятельности предприятия, принятию на основе полученной информации обоснованных финансовых решений.
  • Нормативного. Расчет плановых показателей основан на использовании заранее установленных норм и нормативов. Их применение обеспечивает более точный расчет финансовых показателей.
  • Расчетно-аналитического. Относится к наиболее простым методам расчетов. Основой для расчета плановой величины показателей выступают их база и индексы отклонений в рассматриваемом периоде.
  • Балансового. Метод основан на балансовом соотношении показателей. Формула балансового уравнения представлена следующим образом:
Проведение финансового планирования

Проведение финансового планирования

Он + П = Р + Ок, Он является остатком фондовых средств в начале планируемого периода, П – поступающими средствами, Р – расходами, Ок – остатком фондовых средств в конце планируемого периода.

  • Экономико-математического моделирования. Модели, используемые при данном методе, способствуют отражению того, как связаны между собой финансовые показатели и факторы, влияющие на них.

Подробная характеристика разделов финансового плана и расчетов по ним представлена в таблице 2.

Порядок увольнения работникаКак уволить работника при ликвидации предприятия? Чтобы не совершить ошибок, изучите наш материал

Для чего нужен кадровый резерв и как происходит его формирования? Читайте тут.

Здесь мы подробно рассмотрим вопрос рентабельности предприятия и все формулы для расчета.

Таблица 2

Разделы финансового плана

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Наименование Содержание
1 Раздел поступлений средств и доходов В данной части содержится информация по таким показателям, как основная прибыль, различные внутренние доходы.

 

Для того, чтобы рассчитать общую сумму амортизационных отчислений, планирование которых необходимо для каждого основного вида фондов, нужно умножить среднегодовую стоимость фондов на амортизационные нормы.

2 Раздел отчислений средств и расходов Здесь осуществляется отображение расходов на различные цели, например, на проведение капитального ремонта, выплату премиальных вознаграждений работникам.
3 Раздел кредитных взаимоотношений Предполагается расчет сумм кредитных поступлений, необходимых для успешного осуществления предприятием своей деятельности
4 Раздел бюджетных взаимоотношений Содержит денежные платежи и бюджетные средства, в частности, их размер и расчет относительно всего предприятия

Стоит обратить внимание, что после всех произведенных расчетов, значения 1 и 2 разделов должны быть численно равными.

Заключение

  1. Грамотная система финансового планирования на предприятии имеет большое значение, поскольку она является основным инструментом управления финансовыми ресурсами.
  2. Финансовые планы носят перспективный, текущий или оперативный характер в зависимости от целей и объектов планирования.
  3. Осуществление работ может быть возложено на руководство предприятия или отдельные структурные подразделения. Также существуют специальные организации, занимающиеся разработкой финансовых планов.
  4. Расчеты, необходимые при составлении документов планового характера, ведутся на основе различных методов, представленных в данной статье.
Читайте также!  Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
Статьи по теме
Комментарии
Ответить Надежда 01 августа 2017 в 09:37

Планирование в идеале сверху вниз, как написано в статье : определение целей и задач, в том числе плановых показателей по прибыли, осуществляется руководящим составом предприятия. Но зачастую руководящим составом предприятия руководит еще министерство или ведомство, которое навязывает свои показатели. Не всегда выгодные для предприятия.

Оставить комментарий