Популярные франшизы для малого бизнеса в 2020 году
Времена, когда начинающие предприниматели вступали в конкурентную борьбу без качественной консалтинговой поддержки и были вынуждены пробиваться методом проб и ошибок, прошли. Теперь у каждого человека есть возможность купить готовую франшизу для малого бизнеса, и 2020 год в этом плане ничем не уступает предыдущему, который стал рекордным для данного рынка.
Разумеется, как и любая другая сфера, фрайчайзинг имеет свои подводные камни. Главная проблема, с которой сталкиваются начинающие бизнесмены, связана с разного рода мошенничеством, поэтому для начала перечислим основные методы и тактики «отъёма денег», применяемые недобросовестными партнёрами.
Как не попасться на удочку мошенников
В обычных беседах и сводках МВД можно встретить утверждения о том, что мошенники постоянно придумывают новые способы для своих «преступных акций», поэтому обезопасить себя невозможно – рано или поздно столкнёшься с чем-то новым. На самом деле это не так, поскольку поведенческие паттерны недобросовестных лиц не меняются, более того, они с каждым годом становятся всё грубее и примитивнее. Если речь идёт именно про франчайзинг, то потенциально опасные предложения можно легко распознать по нескольким признакам:
- Во-первых, популярная франшиза никогда не продаётся дёшево. Например, если предлагается открыть кофейню под маркой Starbucks c инвестициями до 1 млн. руб. (включая цену самой торговой марки), тут сразу должно быть всё понятно.
- Во-вторых, косвенным признаком обмана следует считать и слишком агрессивное продвижение бренда. Хорошие проекты, имеющие положительный денежный поток, просто не станут «бегать» за каждым потенциальным партнёром, так как на них работает собственная репутация и реальные отзывы клиентов. Яркий пример успеха – Dodo Pizza.
Здесь же нужно обратить внимание и на методы продвижения в медиа-пространстве. Если реклама франшизы заказывается у «одиозных» блоггеров, СМИ и сайтов, ранее замеченных в популяризации пирамид, денежных суррогатов и прочих подобных проектов, то ничего хорошего от неё ждать не следует.
- В-третьих, определённая осторожность должна возникнуть в том случае, если владелец франшизы гарантирует получение прибыли. Увы, в регионах рынки развиты по-разному, поэтому приёмы, проверенные в мегаполисе, могут не сработать в небольшом городе (к слову, справедливо и обратное утверждение). Грамотные франчайзеры это понимают и предупреждают потенциальных партнёров о рисках.
- И, в-четвёртых, некоторые люди даже не удосуживаются проверить, реально ли существует организация, продающая франшизу, чем мошенники и пользуются, придумывая фейковые ООО или ПАО. В российской юрисдикции узнать подробности о фирме очень просто, так как существуют открытые базы данных с ИНН, контактами и прочими сведениями.
Как выбрать франшизу для малого бизнеса в 2020 году
В Интернете есть много профильных ресурсов, где франчайзеры размещают свои предложения. При этом такие сайты оформлены очень качественно и создают у посетителя эффект присутствия в супермаркете – глаза «разбегаются», хочется выбрать и то, и другое. Проекты представлены практически под любые психотипы и личностные качества потенциальных клиентов.
Вкупе с низким порогом инвестирования такой эффект часто подталкивает людей к поспешным выводам и неоправданным расходам. Пример подобной ситуации – человек любит готовить и видит предложение открыть булочную по франшизе. Всё, маркетинг сработал, и вот новоявленный счастливый пекарь идёт к мечте всей своей жизни, открывает пекарню, а через полгода удивляется, почему нет клиентов, а вместо прибыли у него комом растут долги.
Прежде чем выбирать конкретную франшизу для малого бизнеса, необходимо:
- трезво оценить возможности населённого пункта, где будет открыто дело (чем беднее город, тем больше его жители озабочены решением насущных проблем и меньше думают о разных новых и модных веяниях);
- проанализировать большие тренды (граждане РФ реагируют на них весьма чувствительно и с небольшим лагом, что выгодно для предпринимателя);
- изучить конкуренцию в районе, где будут предоставляться услуги (если конкуренты работают давно и имеют обширную клиентскую базу, даже лучшая франшиза из данного сегмента вряд ли поможет одержать над ними верх);
- оценить общероссийский спрос на продукцию, если товары будут продаваться через интернет-магазин.
Чаще всего начинающие предприниматели ошибаются именно с первым пунктом. В таблице ниже представлены обобщённые и понятные примеры бизнеса, которые в теории подходят для разных типов городов («+» — хороший вариант, «+/-» — многое зависит от других факторов, «-» — малоперспективный бизнес).
Бизнес | Население города | ||
---|---|---|---|
До 100 тыс. | До 500 тыс. | От 500 тыс. | |
Дешёвые закусочные в промзонах | + | + | + |
Каршеринг | — | — | +/- |
Бухгалтерский и кадровый аутсорсинг | + | + | + |
Магазин разливного пива | + | + | + |
Крафтовый бар | — | +/- | + |
Продажа эко-продуктов | — | +/- | +/- |
Производство дешёвой одежды под маркой франшизы | + | + | — |
Общий принцип должен быть понятен – чем меньше город, тем ниже его общая покупательная способность, поэтому франшизы из «премиум сегмента» в них нежизнеспособны. Некоторые варианты универсальны, но и конкуренция там весьма значительная. Также есть особые отрасли, например, производство одежды, которые выгоднее и проще организовать в городе с небольшими зарплатами рабочих.
Что касается конкретных франшиз, то для малого бизнеса подойдут проекты, удовлетворяющие следующим требованиям:
- она должна быть доступной по стоимости (до 300 тыс. руб. со всеми инвестициями);
- желательно, чтобы роялти исчислялись процентами, а не фиксированными суммами;
- франчайзер должен предоставлять полную маркетинговую поддержку по проверенным и налаженным каналам;
- очень хорошо, если такой бизнес не требует постоянных обязательных расходов на аренду помещений, техники и т.п.;
- оптимально, если начать работать по франшизе можно в одном лице без привлечения наёмных работников;
- важно, чтобы на услуги и товары практически во всех городах был спрос (создавать его с нуля очень дорого и неподъёмно для начинающего предпринимателя).
Топ франшиз в 2020 году
Под перечисленные выше критерии подпадает не так много известных франшиз, как хотелось бы, но есть несколько интересных вариантов, на которые можно ориентироваться даже при анализе других похожих предложений. Рассмотрим Топ-5 франшиз для малого бизнеса в 2020 году.
«Гарантия Качества»
Первое место – франшиза «Гарантия Качества». Сфера деятельности – консалтинг и услуги по сертификации продукции.
Преимущества проекта:
- низкий порог входа (100000 руб.);
- работа не только в России, но и во всех странах ЕАЭС;
- начать бизнес можно без привлечения работников;
- головная компания обещает предоставлять клиентов;
- юридическая помощь по сертификации продукции требуются во всех городах и при любой экономической ситуации;
- в 2020 году по франшизе уже работает 35 партнёров.
Недостатки:
- данная сфера весьма специфична и требует хороших знаний законодательства (людям, не имеющим профильного образования, но умеющим хорошо организовывать бизнес-процессы, придётся нанимать работника);
- требуется офисное помещение 12 — 25 кв. м;
- в крупных городах придётся конкурировать с давно известными юридическими фирмами.
«PRO-TORGI»
Второе место — Франшиза «PRO-TORGI». Сфера – скупка имущества обанкротившихся организаций на торгах и последующая перепродажа.
Преимущества:
- во время рецессии данная франшиза особенно прибыльна, так как количество банкротов растёт;
- скупать можно не только крупные и дорогие лоты, интересующие «китов» данного рынка, но и разную мелочь – офисную технику, мебель, подержанные автомобили и т.д.;
- поскольку банкротам деньги нужны срочно, цены по итогам аукционов получаются заметно ниже тех, по которым имущество потом можно не спеша перепродать;
- на начальном этапе не требуются работники;
- не нужен офис (только помещение, где будут храниться товары, например, гараж);
- франчайзер предоставляет автоматическую систему поиска лотов, гарантирует доступ к 66 площадкам и сам проверяет имущество на «чистоту»;
- в 2020 году под этой франшизой работает 22 предпринимателя.
Недостатки:
- для малого бизнеса здесь высоковат порог входа – от 310 тыс. руб. (из них 40 тыс. — минимальные инвестиции);
- некоторое скупленное имущество придётся перед перепродажей доводить до товарного вида и транспортировать (дополнительные расходы).
«Персональное решение»
Третье место – франшиза «Персональное решение». Сфера – аутсорсинг персонала для транспортных, логистических, производственных и торговых компаний.
Преимущества:
- акцент делается на поиск адекватных грузчиков и разнорабочих, которые всегда нужны не только крупным организациям, но и на сезонных работах (строительство, уборка урожая и т.д.);
- в рамках этого проекта также можно заниматься поиском квалифицированных рабочих;
- это популярная франшиза – за период с 2012 по 2019 гг. её купили 253 партнёра;
- роялти составляет 2% от выручки, т.е. головная компания зарабатывает лишь тогда, когда франчайзи находит клиентов.
Минусы:
- суммарные затраты на покупку франшизы и инвестиции в среднем составляют 300 тыс.;
- есть конкуренция со стороны кадровых агентств и центров занятости, но, с другой стороны, подобные организации предоставляют работников эпизодически, а «Персональное решение» формирует постоянный «пул» рабочей силы, которую можно разбивать на бригады и распределять по объектам.
«Чисто-Чисто»
Четвёртое место – франшиза «Чисто-Чисто». Сфера – клининговые услуги.
Преимущества:
- относительно дешёвая франшиза – стоит всего 179 тыс. (без учёта инвестиций);
- не нужен офис;
- на первом этапе необязательно регистрировать ИП или ООО;
- владелец франшизы берёт поиск клиентов (в т.ч. корпоративных) на себя, используя наработанный опыт SMM-маркетинга;
- высокий ценник на заказы;
- можно выполнять услуги самому, не нанимая работников.
Недостатки:
- роялти – фиксированная величина 8000 руб. в месяц;
- в небольших городах подобный бизнес имеет мало перспектив из-за узкой клиентской базы;
- данную деятельность сложно масштабировать.
«Стройтакси»
И последнее место в рейтинге – франшиза «Стройтакси». Сфера – диспетчерская служба для формирования заказов на строительную и прочую тяжёлую технику.
Преимущества:
- разумная стоимость (69 тыс. паушальный взнос + начальные инвестиции до 85 тыс.);
- роялти в процентах от выручки;
- головная организация предоставляет тематические региональные сайты, специальное приложение и маркетинговую поддержку;
- технику не нужно покупать – покупатель франшизы выступает посредником между её фактическим владельцем и заказчиком услуги;
- рынок по данному направлению ёмкий – достаточно посмотреть любую доску объявлений, где частные владельцы тех же большегрузов, не имеющие постоянных клиентов, предлагают свои услуги.
Недостатки:
- строительный сектор чувствителен к кризисам;
- есть риск неадекватного поведения исполнителей, собственно, продавец франшизы так и говорит – нам нужны стойкие духом партнёры.
Заключение
И в заключение кратко перечислим сферы, с которыми субъектам малого бизнеса лучше не работать. Это:
- финансовые услуги (требуют лицензирования);
- продажа дорогих брендов (высок риск попасть на подделку);
- различные барбершопы, кофейни, кальянные, чайные и т.п. (очень высокая конкуренция);
- обучение (сейчас практически в любом крупном ВУЗе есть недорогие и качественные центры дополнительного образования).