Что такое выплаты социального характера и что в них входит

Социальные выплаты – это широкое понятие, включающее в себя различные пособия, компенсационные и аналогичные платежи, представляющие собой форму финансовой поддержки для отдельных категорий граждан. В каждой конкретной ситуации они могут быть либо разовыми, либо постоянными. В большинстве случаев источником финансирования выступает Фонд социального страхования или бюджет страны, поэтому данный вопрос регулируется на уровне федерального законодательства. Отдельные формы социальных пособий обеспечиваются средствами региональных бюджетов или коммерческих организаций.

Социальные выплаты

Что скрывается за термином «выплаты социального характера»

В современной России под категорией «выплаты социального характера» подразумеваются те пособия и компенсационные платежи, целью назначения которых является социальная поддержка тех физических лиц, которые нуждаются в материальной помощи. Перечень граждан, которые могут рассчитывать на государственную протекцию, прописан в действующих федеральных и региональных законодательных актах.

Формы социального обеспечения можно разделить на три группы:

  • выплаты в денежной форме (к примеру, пенсии, пособия, субсидии);
  • предоставление социальных услуг;
  • социальные льготы.

Также выплаты разделяются на общие, то есть доступные всем трудоустроенным гражданам, и специальные, рассчитанные на определенные категории россиян.

Получатели по специальным социальным выплатам:

  • граждане России, имеющие инвалидность;
  • граждане России, имеющие статус сироты;
  • учащиеся ВУЗов, колледжей и т.п.;
  • военнослужащие;
  • чернобыльцы;
  • женщины в декрете;
  • граждане России, являющиеся донорами;
  • граждане пенсионного возраста;
  • россияне, похоронившие близкого члена семьи;
  • граждане, не способные к труду (временно/полностью) и пр.

Лица, имеющие официальное трудоустройство, имеют право на:

  • платежи в страховые фонды за счет средств компании (в соответствии с соглашением личного/имущественного/медицинского страхования);
  • получение выходного пособия в случае увольнения;
  • выплату единовременного вознаграждения при выходе на пенсию;
  • получение компенсации по причине временной потери трудоспособности (например, по больничному листу);
  • прибавку к пенсионным выплатам;
  • компенсацию расходов на медицинский сервис;
  • покупку путевок в дома отдыха;
  • компенсацию затрат на лечение/протезирование зубов и т.п.

Условия предоставления социальных выплат прописаны в специальных законодательных актах. К примеру, вопрос обязательного страхования в ситуации потери трудоспособности на некоторое время (по причине плохого состояния здоровья, в случае материнства и др.) регламентирован в федеральном законе под номером 255 («Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года). В данном нормативном акте прописаны как типы страхового обеспечения, так и то, когда они применяются.

Так как все предприниматели и организации отчитываются перед Росстатом по статистике, в данной организации аккумулируются сведения о количестве наемных работников, о зарплатном фонде, о средствах компании, которые были направлены на выплату социальных компенсаций/вознаграждений в адрес сотрудников и пр.

Бланк П 4

Бланк П4 – это унифицированная форма для отражения данных о численности и заработной плате наемных работников. Именно данный документ подается юридическими лицами в качестве отчета в Росстат. Если в компании работает до 15 сотрудников, то бланк П4 должен сдаваться каждый квартал (до 15-го числа того месяца, который идет за отчетным кварталом). Если штат организации превышает 15 человек, то оформленный бланк подается ежемесячно (до 15-го числа того месяца, который идет за отчетным периодом).

Отчет можно подать:

  1. Лично (через доверенное лицо) в территориальное подразделение Росстата.
  2. По почте (в виде заказного письма).
  3. Через Интернет (для этого понадобится цифровая подпись).

Перечень ключевой информации, отражаемой в отчете по форме П4:

  • среднесписочное количество наемного персонала;
  • количество часов, которое было отработано сотрудниками организации;
  • объем фонда оплаты труда;
  • величина произведенных социальных выплат.

Форма П 4

Реестр основных выплат социального характера, отражаемых в отчете для Росстата:

  • пособия, выплачиваемые при выходе сотрудников на пенсию;
  • пособия, выплачиваемые при увольнении штатных единиц;
  • денежные компенсации транспортных расходов работников;
  • компенсации стоимости учебы сотрудников фирмы (например, курсы по повышению квалификации);
  • прибавки к пенсионным выплатам тем работникам, которые достигли пенсионного возраста;
  • премии и прочие финансовые поощрения для персонала компании;
  • единовременные платежи, произведенные в адрес отдельных сотрудников по причине возникновения определенных жизненных обстоятельств (к примеру, потеря члена семьи, серьезная болезнь родственника, вступление в брак, появление на свет ребенка);
  • денежные компенсации стоимости путевок в санаторий (как для сотрудников организации, так и членов их семей);
  • компенсация расходов персонала компании на мобильную связь;
  • денежные компенсации стоимости билетов на различные мероприятия;
  • денежные компенсации стоимости услуг дошкольных учебных заведений для сотрудников с детьми до 7-ми лет;
  • выплаты сотрудникам, которые вышли из декретного отпуска ранее полагающегося срока.

При этом в отчете «Сведения о численности и заработной плате работников» не приводятся те денежные суммы, которые были направлены на компенсацию затрат на командировки, покупку специальной рабочей одежды, а также по больничным листам. Помимо этого, в форме не показываются данные по обязательным взносам на социальное страхование от несчастных случаев, произошедших на производстве. Также важно учесть то, что те пособия, которые были выплачены административно-управленческому персоналу, нужно относить к основному виду деятельности организации.

Детальная информация о том, как нужно заполнять бланк П4, находится в приказе Росстата под номером 485 (от 6 августа 2018 года).

Скачать форму «Сведения о численности и заработной плате работников»

Бланк № ПМ

Бланк № ПМ – это унифицированная форма для отражения сведений об основных показателях деятельности фирмы. Данный тип документа предоставляется малыми компаниями в качестве отчета в Росстат.

Перечень ключевой информации, отражаемой в отчете по форме ПМ:

  • реквизиты фирмы;
  • среднесписочное количество наемного персонала;
  • объем фонда оплаты труда;
  • величина произведенных социальных выплат.

 

Форма ПМ

В документе отражаются такие социальные выплаты, как:

  • пособия, выплачиваемые при выходе сотрудников на пенсию;
  • пособия, выплачиваемые при увольнении штатных единиц;
  • денежные компенсации такого морального вреда, который был понесен сотрудниками в компании;
  • прибавки к пенсионным выплатам тем работникам, которые достигли пенсионного возраста;
  • платежи в страховые фонды за счет средств компании (в соответствии с соглашением личного/имущественного/медицинского страхования);
  • денежные компенсации стоимости медицинского сервиса (оказываемого сотрудникам фирмы);
  • денежные компенсации стоимости путевок в санаторий, экскурсий (как для сотрудников организации, так и членов их семей);
  • компенсация расходов персонала компании на мобильную связь;
  • денежные компенсации транспортных расходов работников;
  • денежные компенсации стоимости услуг дошкольных учебных заведений для сотрудников с детьми до 7-ми лет;
  • выплаты сотрудникам, которые вышли из декретного отпуска ранее полагающегося срока;
  • компенсации затрат на лечение/протезирование зубов;
  • денежные компенсации стоимости билетов на различные мероприятия;
  • единовременные платежи, произведенные в адрес отдельных сотрудников по причине возникновения определенных жизненных обстоятельств (к примеру, потеря члена семьи, серьезная болезнь родственника, вступление в брак, появление на свет ребенка) и пр.

При этом в отчете «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» не приводится информация о взносах в Пенсионный фонд, по обязательному социальному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев, произошедших в ходе производственного процесса.

Скачать форму «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»

Бланк № МП (микро)

Бланк № МП (микро) – это унифицированная форма для отражения сведений об основных показателях деятельности коммерческих микро предприятий для Федеральной службы государственной статистики.

Перечень ключевой информации, отражаемой в отчете по форме МП (микро):

  • сведения о фирме;
  • среднесписочное количество наемного персонала;
  • объем фонда оплаты труда (в том числе те социальные выплаты, которые были произведены за счет бюджета фирмы).

В отчете должны быть представлены следующие типы социальных платежей:

  • выходные пособия, выплачиваемые при увольнении штатных единиц по инициативе микрокомпании;
  • денежные компенсации, выдаваемые при увольнении персонала в период сокращения штата либо ликвидации фирмы;
  • суммы страховых взносов, вносимых микропредприятием в пользу наемных сотрудников в соответствии с действующими страховыми контрактами (кроме обязательного государственного страхования работающих граждан);
  • денежные компенсации стоимости медицинского сервиса (оказываемого сотрудникам фирмы);
  • денежные компенсации стоимости путевок в санаторий, экскурсий (как для сотрудников организации, так и членов их семей);
  • единовременные платежи, произведенные в адрес отдельных сотрудников по причине возникновения определенных жизненных обстоятельств (к примеру, потеря члена семьи, серьезная болезнь родственника, вступление в брак, появление на свет ребенка) и пр.

Форма МП

При оформлении отчета не нужно учитывать те пособия, которые были выданы сотрудникам фирмы из государственного фонда. В форме МП (микро) не указываются данные о взносах в Пенсионный фонд и Фонд обязательного социального страхования. Также в данный документ не вносятся сведения о затратах на приобретение профессионального обмундирования/одежды и командировочных расходах.

Скачать форму «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»

Бланк № 1Т (1Т ГМС)

Бланк № 1Т – это унифицированная форма для отражения данных о численности и заработной плате наемных работников, а также произведенных социальных выплатах. Данный тип документа предоставляется теми компаниями, которые входят в состав отечественных железных дорог.

В отчете, оформленном на бланке 1Т, содержатся сведения о компенсациях работникам, которые были произведены в натуральной и денежной формах, в том числе:

  • прибавки к пенсионным выплатам тем работникам, которые достигли пенсионного возраста;
  • выходные пособия, выплачиваемые при увольнении штатных единиц по инициативе нанимателя;
  • денежные компенсации, выдаваемые при увольнении персонала в период сокращения штата либо ликвидации фирмы;
  • денежные компенсации стоимости медицинского сервиса (оказываемого сотрудникам фирмы);
  • страховые платежи по добровольному личному либо медицинскому страхованию штатных единиц;
  • оплата стоимости путевок на отдых/лечение сотрудников организации и их семей;
  • денежные компенсации стоимости услуг дошкольных учебных заведений для сотрудников с детьми до 7-ми лет;
  • стипендии, выплачиваемые сотрудникам при прохождении курсов повышения квалификации;
  • денежные суммы, выдаваемые персоналу для первого взноса по кредиту на жилье;
  • денежные компенсации тем сотрудникам, которые оформили частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и пр.

Форма 1Т

Бланк 1Т (ГМС) называется следующим образом «Сведения о численности о оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала». Данный документ подготавливается государственными органами России, субъектами России, органами местного самоуправления (в том числе администрацией и органами муниципальных образований). В нем отражается перечень тех же социальных компенсаций, которые включаются в бланк П4.

1Т ГМС

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий