Как оформить приватизацию квартиры в 2020 году

Несмотря на то, что первый закон о приватизации был принят еще в прошлом веке (1991 г.), тема эта остается до сих пор актуальной. За прошедшее время устанавливали несколько крайних сроков окончания, пока не было принято решение о бессрочности данной процедуры. Порядка 20% имеющегося государственного и муниципального жилья остается неприватизированным по разным причинам. Данная информация будет полезной для тех граждан, которые решили оформить приватизацию квартиры в 2020 г.

Приватизация квартиры

История

Впервые условия бесплатной передачи муниципального(государственного) жилья были определены Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно положениям этого документа (ст.1), под приватизацией понимается

«…бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений».

Изначально сроком окончания действия закона определялся 2007 г., затем он продлевался пять раз и в 2017 г. Федеральным законом от 22.02.2017 N 14-ФЗ было установлено положение о бессрочности данной акции.

Плюсы и минусы

Получение недвижимости в собственность значительно расширяет возможности проживающих в ней людей, позволяет производить ряд действий, недоступных нанимателям. А именно, в дальнейшем такая квартира может:

  • передаваться по наследству;
  • продаваться;
  • быть подарена;
  • использоваться для сдачи в аренду.

При этом не стоит забывать, что полученные права всегда сопровождаются и дополнительными обязанностями, которые можно рассматривать как минусы:

  • собственник обязан платить налог на имущество;
  • капитальный ремонт осуществляется за счет владельцев квартиры;
  • при частичном или полном разрушении недвижимости государство не несет обязательств восстановления или предоставления другого жилья.

Сравнив получаемые преимущества и возможные недостатки, каждый сам вправе принимать решения о необходимости такого шага с учетом добровольности данной процедуры.

Условия приватизации

Приватизировать жилье может любой гражданин РФ при условии наличия договора социального найма или ордера на квартиру, в которой проживает. Собственником может стать как основной квартиросъемщик, так и члены семьи или прописанные в квартире люди. Равное право на приватизацию определяет необходимость получения согласия на это от каждого проживающего либо отказа от участия в ней. При наличии даже одного несогласного невозможно будет получить положительный результат.

Существуют ограничения на количество приватизаций. Несовершеннолетние граждане могут участвовать в ней дважды, один раз до 18 лет и второй раз по достижении данного возраста. Для всех остальных такая возможность предусматривается только единожды.

Особое внимание уделяется несовершеннолетним, прописанным или выписанным с приватизируемой собственности. То есть в случае развода супругов дети сохраняют долю в квартире, даже не проживая в ней.

Запреты

Законодательно устанавливаются категории жилья, которое не подлежит приватизации (ст.4, №1541-1-ФЗ), это:

  • находящееся в аварийном состоянии;
  • служебные жилые помещения;
  • квартирный фонд военных городков;
  • общежития.

Как начать

Если принято решение оформить в собственность квартиру, то желательно будет выполнить следующие действия, чтобы получить ожидаемый результат, не затратив много сил и времени:

  1. Узнать о возможности приватизации имеющегося жилья.
  2. Получить согласие либо письменный отказ всех проживающих, иногда потребуется его нотариально заверять.
  3. Обратиться в уполномоченную организацию для уточнения, какие документы нужны для оформления. Проще всего это сделать в МФЦ, а в местности, где их нет, обращаться надо в жилищные отделы администрации.

Пакет документов

Количество и наименования документов будут уточняться в зависимости от места жительства, но основными входящими в необходимый перечень 2019 г. для приватизации квартиры станут:

  1. Подтверждение права на данное жилье. Для тех, кто получил его до 01.03.2005 г., оформлялся ордер, позже использовался договор соц. найма.
  2. Технический паспорт на данную недвижимость. Его получают в БТИ или Многофункциональном центре (МФЦ) при предъявлении паспорта и документов на жилье (ордер, договор). Процедура платная, стоимость ее 900 рублей, выдается в течении 7-14 дней.
  3. Список всех проживающих и зарегистрированных в квартире. Справка по форме №9 или выписка из Домовой книги. Получить ее можно в МФЦ или паспортном столе.
  4. Выписка с лицевого счета, получаемая в управляющей компании. Надо иметь в виду, что для ее получения необходимо оплатить все имеющиеся долги по коммунальным услугам. Иначе компания может отказать в выдаче.
  5. Удостоверяющие личности участников приватизации документы (паспорта, свидетельства о рождении).
  6. Свидетельства о семейном положении (о браке или его расторжении).
  7. Подтверждение, что все заявители ранее не принимали участие в приватизации и имеют на это право. Здесь важно учесть, что доказывать свое право придется каждому участнику. А если кто-либо ранее был зарегистрирован в других местах, то необходимо получить письменное доказательство и оттуда. Для этого надо будет отправить в БТИ соответствующего места запрос с указанием адреса, на который прислать письмо о неучастии.
  8. Надлежаще оформленные отказы от приватизации. Их необходимо получить и от тех, кто не проживает, но зарегистрирован в данном месте. Оформление неучастия для несовершеннолетних, недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан потребует привлечения сотрудников органов опеки и законных представителей этих людей.
  9. Заявление на приватизацию. Оформляется от каждого проживающего на типовом бланке, который получают в месте подачи.
Скачать бланк заявления и образец его заполнения

Куда обращаться

Рассмотрением заявлений на приватизацию занимаются жилищные отделы администрации муниципальных образований. Именно туда надо будет обратиться с подготовленным пакетом документов. В случае правильного оформления на рассмотрение и принятие решения отводится два месяца. После чего при положительном решении заявитель приглашается на подписание договора приватизации. Отказ оформляется письменно с указанием его причин.

После подписания договор предоставляется в Росреестр, где регистрационной службой фиксируется оформленная собственность в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Приятными последними новостями для будущих собственников является то, что большая часть сбора документов и проведения самой процедуры может проводиться в МФЦ. Здесь сотрудники профессионально проконсультируют, помогут быстро найти необходимые сведения, сделать копии. Обслуживание в МФЦ имеет дополнительное преимущество: записаться на прием можно дистанционно, избежав потери времени на очереди.

Сколько стоит

Закон устанавливает бесплатную приватизацию. Но при оформлении неизбежно будут затраты на получение необходимых документов. Поэтому надо быть готовыми к тому, что придется заплатить следующие суммы:

  1. За регистрацию полученного права собственности государственная пошлина ― 2 000 рублей с человека.
  2. Получение технического паспорта в зависимости от региона проживания может стоить от 500 до 15 000 рублей.
  3. Стоимость кадастрового паспорта начинается от 2 000 руб.
  4. Справки (состав семьи, лицевой счет и др.) — от 200 руб.
  5. Нотариальное оформление договора — от 1000 руб.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий