Региональные налоги и что к ним относят?
Налоги – это необходимый элемент любой финансовой системы, источник пополнения доходов бюджетов. Именно они исполняют роль эффективного инструмента, необходимого при государственном регулировании отношений социально-экономического характера. Доля налоговых поступлений среди доходов бюджета РФ составляет более 84 %. Важное место занимают региональные налоги и сборы.
Классификация налогов и сборов в РФ
Классификация проводится по нескольким основным критериям.
- Уровень установления. Данный критерий предполагает выделение федеральных, региональных и местных налогов.
Ст. 12 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) дает определение федеральных налогов – платежей, уплата которых является обязательной для всей страны с ее территориальными единицами. Установление, отмена и изменение их возможна в соответствии с законодательными нормами, в частности, порядок определен НК РФ.
Перечень налогов, относящихся к региональному уровню, установлен НК РФ. Они подлежат уплате субъектами налогообложения в регионах РФ. Федеральное законодательство предоставляет возможность властным структурам субъектов РФ осуществлять право ввода или отмены налоговых платежей относительно своей территории, а также право изменения отдельных элементов налогообложения.
Состав и особенности налоговых платежей на местном уровне регламентированы нормативными документами, принятыми на уровне Федерации, и в законах субъектов. Органы власти в муниципалитетах обладают правом ввода или отмены на своей территории местных сборов.
- Метод взимания. Данный критерий предполагает выделение налогов прямого и косвенного типа.
В качестве основания для взимания прямых налогов выступает владение и использование дохода или имущества.
Отличительная характеристика косвенных налогов – их непосредственное включение в стоимость товаров, работ или услуг и уплата покупателями или потребителями. В качестве примера можно назвать уплату акцизов.
- Использование. В зависимости от этого критерия характерно выделение общих и специальных видов. Общие характеризуются обезличиванием и расходованием на различные цели после того, как они поступают в бюджет соответствующего уровня.
Уплата специальных налогов (транспортного) обладает строгим целевым предназначением и закреплением за конкретными расходами.
- Принадлежность к определенному бюджетному уровню предполагает разделение на закрепленные и регулирующие платежи. В отличие от закрепленных, предназначенных для поступления в бюджет конкретного уровня, поступление регулирующих налогов происходит сразу в несколько бюджетов разных уровней. Пропорции их распределения определяются согласно бюджетному законодательству.
Специфика региональных налогов
Региональные налоги имеют признаки, отличающие их от других видов, а именно:
- порядок установления через НК РФ и путем принятия законов органами с соответствующей компетенцией на уровне субъектов РФ;
- обязательность уплаты исключительно на территории регионов РФ;
- возможность изменения отдельных элементов региональными властями (налоговой ставки, порядка и периода уплаты, налоговых льгот).
Установлением платежей и сборов занимаются органы законодательной власти субъекта РФ. При этом они самостоятельно определяют отдельные элементы налогообложения, например, необходимо, четкое закрепление налоговых ставок, порядка и сроков уплаты.
Какие налоги относят к региональным?
Состав региональных налогов определен статьей 14 НК РФ. Их характеристика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Состав и характеристика региональных налогов по элементам
Элемент налогообложения | Налог на имущество организаций | Налог на игорный бизнес | Транспортный налог |
---|---|---|---|
Субъект | Организации, в собственности которых находится имущество, которое признается в качестве объекта налогообложения | Организации, занимающиеся осуществлением предпринимательской деятельности в игорном бизнесе | Лица, имеющие зарегистрированные на их имя транспортные средства, подлежащие налогообложению |
Объект | Наличие движимого и недвижимого имущества, состоящего на балансе организации | Необходима регистрация следующих объектов налогообложения: игрового стола, игрового автомата, процессинговых центров, пунктов приемов ставок | В ст. 358 НК РФ представлен полный перечень объектов, включая наличие в собственности автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, прочих средств транспорта |
Налоговая база | Для определения нужен расчет среднегодовой стоимости имущества | Определение производится отдельно по каждому из объектов | Налоговая база может быть выражена в качестве мощности двигателя, паспортной статической тяги реактивных двигателей. Также для некоторых объектов она подразумевает валовую вместимость, единицу транспортного средства |
Налоговая ставка | Согласно 380 НК РФ ее размер не может быть больше 2,2% | Ст. 369 НК РФ | Определены в ст. 361 НК РФ по каждому из объектов |
Налоговый период | Календарный год | Календарный месяц | Календарный год |
Льготы по налогу | Подробный перечень организаций, освобождаемых от уплаты, перечислен в ст. 381 НК РФ | Не предполагает налоговых льгот | Условия освобождения физических лиц от уплаты указаны в ст. 361.1 НК РФ |
Особенности уплаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Порядок уплаты
Порядок и сроки осуществления уплаты | На имущество организаций | На игорный бизнес | Транспортный |
---|---|---|---|
Уплата происходит согласно установленному в законодательном акте субъекта порядку.
Уплата осуществляется в бюджет по месту, где находится организация – субъект налогообложения |
Уплата в бюджет по месту, где была осуществлена регистрация объектов налогообложения.
Срок уплаты составляет число не позднее того, когда необходимо подать налоговую декларацию по соответствующему налоговому периоду |
Уплата в бюджет по месту, где находятся транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения.
Срок уплаты – не позже 1 декабря года, который идет после истечения налогового периода.
Налоговый орган обязан направить налоговое уведомление налогоплательщикам, в частности, физическим лицам |
Экономическое содержание региональных налогов и сборов в 2016 году
Экономическое содержание региональных налогов проявляется через выполнение ими следующих функций:
- обеспечение органов власти необходимыми денежными средствами для выполнения ими своих обязательств;
- осуществление распределения и использования сформированных фондов денежных средств;
- контрольная функция.
Основное предназначение их заключается в обеспечении бюджета субъекта РФ собственными доходами, необходимыми для покрытия расходных обязательств. Между тем их доля в доходной части бюджетов субъектов страны значительно меньше, чем доля от отчислений регулирующих налогов с других уровней.
Размер поступлений налоговых платежей и сборов на уровне региона и его динамика в период с 2014-2016 гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3
Размер поступлений в динамике
Вид | 2014 | 2015 | 2016 |
---|---|---|---|
На имущество организаций, млн. руб. | 615,1 | 591,7 | 764,5 |
Транспортный, млн. руб. | 106,1 | 88,9 | 139,1 |
На игорный бизнес, млн. руб. | 0,46 | 0,44 | 0,81 |
Динамика показывает, что 2016 год характеризовался увеличением размеров поступлений всех региональных налогов.
Что можно отнести к прямым налогам? Давайте подробно разберем в нашей статье.
Здесь вы узнаете про земельный налог для физлиц, сроки оплаты и иные нюансы.
Что такое местные налоги и что принято к ним относить? Тут более подробно об этом.
Рост поступлений собственных налогов на уровне регионов является положительным фактором. Необходимо сохранение их высокой доли и на долгосрочную перспективу. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности налоговых систем, стимулированию экономического роста и обеспечению необходимого уровня доходов.
Заключение
- Налоговые платежи и сборы классифицируются в зависимости от различных критериев. Основным является их деление на федеральные, региональные, местные. Региональные налоги – важная составляющая бюджета субъекта РФ.
- Выделяют три налога, взимаемых на уровне региона. Каждый из них обладает своими элементами, рассмотренными в статье.
- Основное назначение – формирование сильной финансовой основы на уровне субъектов РФ, обеспечение их необходимыми денежными средствами. Поддержание самостоятельности бюджетов на всех уровнях должно быть одной из основных задач проводимой налоговой политики.