Новый вид страховых отчислений с зарплаты: проект закона

Право работников на оплату труда закреплено наивысшим законом – Конституцией РФ. Но на практике оно часто нарушается, что нередко происходит при признании компании несостоятельной (банкротом).

Новый вид страховых отчислений с зарплаты

 

18 июня 2019 года в Государственную Думу был внесен законопроект, который позволяет защитить работников при банкротстве их работодателей, а именно сохранить их право на получение заработной платы за труд. Поправки планируется внести сразу в несколько законодательных актов.

Почему необходимы изменения

Пока еще законопроект будет только рассматриваться, на территории России продолжает действовать Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который призван защищать права сотрудников, столкнувшихся с банкротством своих руководителей. В соответствии с положениями этого правового акта, труд работников в случае признания организации несостоятельной оплачивается только во вторую очередь. Сначала денежные средства идут на удовлетворение требований, касающихся судебных расходов.

Причины банкротства

На практике уже много раз встречались и продолжают встречаться несправедливые ситуации, когда работодатели после банкротства еще длительное время не могут расплатиться со своими подчиненными. Причем суммы задолженности немалые – по несколько миллионов рублей.

С каждым годом процедура банкротства только усугубляется, а долги перед работниками растут. Уже за первые 3 месяца 2019 года количество обанкротившихся компаний повысилось на 2,4% по сравнению с прошлым годом. Это довольна большая цифра. Поэтому назрел вопрос о том, как защитить граждан в такой ситуации, как предотвратить многомиллионные задолженности перед сотрудниками по заработной плате.

Что предлагает законопроект

Законопроект, который вносится в Госдуму, предлагает ввести новый страховой сбор. Он представляет собой разновидность обязательного социального страхования, которая необходима на тот случай, если работодатель обанкротится и ему будет нечем расплатиться с работниками.

То есть руководитель, уплачивая данный сбор, будет иметь подстраховку, которая позволит избежать крупных долгов перед персоналом в случае объявления его несостоятельным. Уплачивать взнос должен будет сам работодатель в Фонд социального страхования России.

Страховой случай и страховое возмещение

По предлагаемым изменениям в качестве страхового случая будет выступать наличие у руководителя долга по оплате труда персонала. При этом судебным органом должно быть вынесено одно из указанных решений:

  • о введении наблюдения;
  • о проведении реструктуризации задолженности;
  • об объявлении банкротом, если не применялись такие способы, как наблюдение и реструктуризация;
  • о прекращении производства по делу по причине того, что у руководителя предприятия нет материальной возможности оплатить судебные расходы и не была введена ни одна процедура, применяемая судом при банкротстве.

При наступлении страхового случая ФСС должен будет выплатить работникам страховое возмещение. Его размер равняется величине долга, который сформировался на данный момент.

Выплата будет осуществляться за один из следующих периодов времени:

  • за последние три месяца, которые прошли до возбуждения дела о несостоятельности;
  • за последние три месяца, прошедших до увольнения сотрудников, если оно произошло до того, как возбудили дело. Но между датой увольнения и возбуждения дела не должно пройти больше года.

За назначением страхового возмещения в фонд должен будет обращаться арбитражный управляющий. Законопроект дополняет круг его обязанностей этим действием. Информация об обращении обязательно должна будет публиковаться во время процедуры банкротства.

Страховые тарифы

Изменения, предлагаемые законопроектом, отражаются и на страховых тарифах. Они будут устанавливаться посредством перераспределения тарифов, которые действуют на данный момент.

В связи с изменениями размеры страховых тарифов могут выглядеть следующим образом:

  • пенсионное страхование – 22%;
  • социальное страхование на тот случай, если работник потеряет трудоспособность или уйдет в декретный отпуск – 2,9%, для сотрудников-иностранцев, лиц без гражданства – 1,8%;
  • медицинское страхование – 5,1%;
  • социальное страхование на тот случай, если работодатель обанкротится и нечем будет выплатить заработную плату персоналу, – 0,02%.

В связи с введением страхового взноса потребуется по-новому заполнять отчетность. Но данные размеры страховых тарифов и прочие положения еще будут рассматриваться властями, поэтому возможны изменения.

Таким образом, законопроект позволяет защитить работодателей от миллионных долгов, а работников – от неполучения причитающейся им заработной платы на случай объявления предприятия банкротом.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий