Конфликт интересов на государственной службе и на предприятии

Ежедневно каждому из нас приходится взаимодействовать с огромным количеством людей. С одними общение приносит удовольствие, а с другими вызывает отрицательные эмоции. Однако в обоих случаях порой конфликты неизбежны. Таким образом, конфликт интересов – это одна конкретная ситуация, которая может возникнуть практически везде: на работе с коллегами, в университете между однокурсниками, на приеме у врача и даже в семейных взаимоотношениях. Не каждый гражданин имеет четкое представление данного термина, поэтому предлагаем рассмотреть, что такое конфликт интересов, а также существующие методики, позволяющие урегулировать подобные ситуации.

Конфликт интересов

Общее определение

Примеры данного явления встречаются в повседневной жизни на каждом шагу: супруги не могут прийти к общему решению в покупке какой-либо вещи, дети в детском саду не могут поделить игрушку, пациент не согласен с рецептом, который прописал ему лечащий врач. Однако наиболее сложной сферой является политический и общегосударственный сектор.

Определение данного явления можно найти в законе о противодействии коррупции. Так, в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. От 30.10.2018) конфликт интересов понимается как

«ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».

Виды

Конфликт интересов подразумевает наличие как минимум двух сторон. Различают два вида конфликта интересов:

Виды конфликтов

  1. Личный – подразумевает заинтересованность гражданина в определенных деяниях, которые противоречат служебным обязанностям. Человеку, решившему пойти на данный шаг, следует знать, что данное явление характеризуется как нарушение закона, что может повлечь за собой административное или уголовное наказание.
  2. Организационный – этот тот случай, когда сама организация не может беспристрастно оказать услугу. Подобные нарушения способны нанести ущерб всему учреждению в целом. Ответственным за такие ситуации должен быть непосредственно руководитель. В таком случае в его обязанности будет входить анализ уровень риска, который повлекли за собой деяния. Если же ущерб нанесен государственным структурам, то тогда в силу может вступить действующее антикоррупционное законодательство.
Читайте также!  Что такое организационно-правовая форма

На муниципальной службе

В нашей стране по большей части данное явление относится к коррупционным рискам.  Как правило, на муниципальной службе оно возникает из-за финансовой выгоды. Конфликт интересов следует понимать как противоречие интересов муниципального служащего его должностным полномочиям, когда личные интересы приводят к ненадлежащему исполнению должностных обязанностей.

Наиболее распространенными ситуациями, где прослеживается такой конфликт, являются выигрыши крупных тендеров в конкурсах госзакупок нечестным путем. Подобные случаи можно наблюдать практически ежедневно, если следить за новостями региональных средств массовой информации о коррупции. Как показывает практика, в случае выявления правонарушений муниципального служащего ждет, как минимум, увольнение.

На государственной службе

Конфликт интересов на государственной службе – одна из наиболее распространенных форм коррупции, которая не всегда связана напрямую с передачей денежных средств. Довольно часто встречаются случаи, когда госслужащий забывает о своем служебном долге и действует исключительно в своих интересах. Это можно проследить, когда в государственном учреждении работает практически семейный подряд.

Также довольно распространенной является ситуация, когда государственный служащий, а по совместительству бизнесмен, лоббирует свои интересы за счет государственного бюджета. Закон о противодействии коррупции гласит, что при возникновении конфликта интересов служащему необходимо:

  • самостоятельно уведомить вышестоящее руководство в письменной форме;
  • покинуть свой пост;
  • принять меры по предотвращение и урегулированию конфликта, а именно, передать должностные полномочия другому государственному служащему.

На официальном сайте Администрации города Санкт-Петербурга можно ознакомиться с ключевыми мерами регулирования:

ключевые меры регулирования

Скачать примерный бланк уведомления работника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

Примеры

Самыми распространенными вариантами, где может прослеживаться конфликт интересов, являются:

  • участие в тендерах;
  • проведение конкурсов на вакантные места в муниципальные или государственные учреждения;
  • взаимодействие госслужащих с юридическими лицами;
  • отведение сооружений или земельных участков под застройку;
  • проведение государственных закупок.
Отметим, что данный список не ограничивается лишь вышеуказанными нарушениями. На самом деле их гораздо больше, да и все варианты невозможно предугадать. Во время разбирательства оценивается ситуация, рассматривается степень ответственности, а также проходит тщательный анализ поведения нарушителя.

Меры по предотвращению конфликта интересов

Во-первых, следует отметить, что гражданин должен четко понимать свои действия и возможные последствия. А во-вторых, стоит самостоятельно предпринимать меры, которые не позволят пойти против закона. Также необходимо четко понимать, что каждый несет ответственность за прямое или косвенное проявление данной ситуации, в результате которой можно получить денежное вознаграждение или другие виды материальных ценностей.

Читайте также!  Ипотека на строительство частного дома: условия получения

Согласно действующему законодательству, алгоритм по предотвращению конфликта интересов выглядит следующим образом:

  1. Потенциальный участник конфликта пишет заявление вышестоящему руководству, в котором предоставляет факты.
  2. В свою очередь, начальник этого данного сотрудника должен принять определенные меры. Например, временно перевести в другую структуру или вовсе отстранить от работы. Мера урегулирования зависит от того, что именно служащий получит в результате махинации.

Стоит отметить, что особо остро дело обстоит с чиновниками, поскольку помимо материальных благ, у сотрудника может быть возможность устроить на весьма хорошее место кого-нибудь из своих родственников.

Заявить о факте конфликта интересов может не только непосредственной участник, но и третье лицо, заметившее данную ситуацию. В таком случае принимать решение будет специальная комиссия, исходя из следующих методов:

  • превентивный – в этом случае муниципальный или государственный служащий отказывается от выгоды, послужившей причиной возникновения конфликта интересов;
  • раскрытие информации – декларирование имущества и доходов сотрудника;
  • добровольный отказ – служащий имеет право отказаться от участия в принятии решения по данному делу, если нарушение не крупное;
  • внешний мониторинг – подразумевает последующую слежку определенными организациями за действиями гражданина.

Заключение

Неправительственная организация по работе с коррупцией Transparency International в прошлом году опубликовала рейтинг коррумпированных государств, где Россия заняла четвертое место.

Подверженнсть коррупции

По мнению экспертов, возникновение конфликта интересов происходит из-за отсутствия независимых средств информации, независимой судебной системы и политической конкуренции.

Таким образом, чтобы не допускать конфликта интересов, необходим жесткий контроль не только дополнительных доходов служащих, но и основных. Отметим, что с этой целью в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прописано о предоставлении сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного содержания.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Статьи по теме
Оставить комментарий