Конфликт интересов на государственной службе и на предприятии
Ежедневно каждому из нас приходится взаимодействовать с огромным количеством людей. С одними общение приносит удовольствие, а с другими вызывает отрицательные эмоции. Однако в обоих случаях порой конфликты неизбежны. Таким образом, конфликт интересов – это одна конкретная ситуация, которая может возникнуть практически везде: на работе с коллегами, в университете между однокурсниками, на приеме у врача и даже в семейных взаимоотношениях. Не каждый гражданин имеет четкое представление данного термина, поэтому предлагаем рассмотреть, что такое конфликт интересов, а также существующие методики, позволяющие урегулировать подобные ситуации.
Общее определение
Примеры данного явления встречаются в повседневной жизни на каждом шагу: супруги не могут прийти к общему решению в покупке какой-либо вещи, дети в детском саду не могут поделить игрушку, пациент не согласен с рецептом, который прописал ему лечащий врач. Однако наиболее сложной сферой является политический и общегосударственный сектор.
Определение данного явления можно найти в законе о противодействии коррупции. Так, в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. От 30.10.2018) конфликт интересов понимается как
«ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».
Виды
Конфликт интересов подразумевает наличие как минимум двух сторон. Различают два вида конфликта интересов:
- Личный – подразумевает заинтересованность гражданина в определенных деяниях, которые противоречат служебным обязанностям. Человеку, решившему пойти на данный шаг, следует знать, что данное явление характеризуется как нарушение закона, что может повлечь за собой административное или уголовное наказание.
- Организационный – этот тот случай, когда сама организация не может беспристрастно оказать услугу. Подобные нарушения способны нанести ущерб всему учреждению в целом. Ответственным за такие ситуации должен быть непосредственно руководитель. В таком случае в его обязанности будет входить анализ уровень риска, который повлекли за собой деяния. Если же ущерб нанесен государственным структурам, то тогда в силу может вступить действующее антикоррупционное законодательство.
На муниципальной службе
В нашей стране по большей части данное явление относится к коррупционным рискам. Как правило, на муниципальной службе оно возникает из-за финансовой выгоды. Конфликт интересов следует понимать как противоречие интересов муниципального служащего его должностным полномочиям, когда личные интересы приводят к ненадлежащему исполнению должностных обязанностей.
Наиболее распространенными ситуациями, где прослеживается такой конфликт, являются выигрыши крупных тендеров в конкурсах госзакупок нечестным путем. Подобные случаи можно наблюдать практически ежедневно, если следить за новостями региональных средств массовой информации о коррупции. Как показывает практика, в случае выявления правонарушений муниципального служащего ждет, как минимум, увольнение.
На государственной службе
Конфликт интересов на государственной службе – одна из наиболее распространенных форм коррупции, которая не всегда связана напрямую с передачей денежных средств. Довольно часто встречаются случаи, когда госслужащий забывает о своем служебном долге и действует исключительно в своих интересах. Это можно проследить, когда в государственном учреждении работает практически семейный подряд.
Также довольно распространенной является ситуация, когда государственный служащий, а по совместительству бизнесмен, лоббирует свои интересы за счет государственного бюджета. Закон о противодействии коррупции гласит, что при возникновении конфликта интересов служащему необходимо:
- самостоятельно уведомить вышестоящее руководство в письменной форме;
- покинуть свой пост;
- принять меры по предотвращение и урегулированию конфликта, а именно, передать должностные полномочия другому государственному служащему.
На официальном сайте Администрации города Санкт-Петербурга можно ознакомиться с ключевыми мерами регулирования:
Примеры
Самыми распространенными вариантами, где может прослеживаться конфликт интересов, являются:
- участие в тендерах;
- проведение конкурсов на вакантные места в муниципальные или государственные учреждения;
- взаимодействие госслужащих с юридическими лицами;
- отведение сооружений или земельных участков под застройку;
- проведение государственных закупок.
Меры по предотвращению конфликта интересов
Во-первых, следует отметить, что гражданин должен четко понимать свои действия и возможные последствия. А во-вторых, стоит самостоятельно предпринимать меры, которые не позволят пойти против закона. Также необходимо четко понимать, что каждый несет ответственность за прямое или косвенное проявление данной ситуации, в результате которой можно получить денежное вознаграждение или другие виды материальных ценностей.
Согласно действующему законодательству, алгоритм по предотвращению конфликта интересов выглядит следующим образом:
- Потенциальный участник конфликта пишет заявление вышестоящему руководству, в котором предоставляет факты.
- В свою очередь, начальник этого данного сотрудника должен принять определенные меры. Например, временно перевести в другую структуру или вовсе отстранить от работы. Мера урегулирования зависит от того, что именно служащий получит в результате махинации.
Стоит отметить, что особо остро дело обстоит с чиновниками, поскольку помимо материальных благ, у сотрудника может быть возможность устроить на весьма хорошее место кого-нибудь из своих родственников.
Заявить о факте конфликта интересов может не только непосредственной участник, но и третье лицо, заметившее данную ситуацию. В таком случае принимать решение будет специальная комиссия, исходя из следующих методов:
- превентивный – в этом случае муниципальный или государственный служащий отказывается от выгоды, послужившей причиной возникновения конфликта интересов;
- раскрытие информации – декларирование имущества и доходов сотрудника;
- добровольный отказ – служащий имеет право отказаться от участия в принятии решения по данному делу, если нарушение не крупное;
- внешний мониторинг – подразумевает последующую слежку определенными организациями за действиями гражданина.
Заключение
Неправительственная организация по работе с коррупцией Transparency International в прошлом году опубликовала рейтинг коррумпированных государств, где Россия заняла четвертое место.
По мнению экспертов, возникновение конфликта интересов происходит из-за отсутствия независимых средств информации, независимой судебной системы и политической конкуренции.
Таким образом, чтобы не допускать конфликта интересов, необходим жесткий контроль не только дополнительных доходов служащих, но и основных. Отметим, что с этой целью в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прописано о предоставлении сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного содержания.