Государственный аудит и его основные цели
Осуществление контроля за развитием рыночной экономики является одним из главных приоритетов государственного управления. Кроме этого, успешная деятельность, как любого предприятия, так и государства в целом зависит от наличия бюджетных средств.
Понятие госаудита
В связи с этим огромное внимание уделяется надзору в области государственного финансирования, в данном случае имеется ввиду контроль над происхождением, разделением и применением денежных средств из бюджета страны. Для произведения таких проверок создан государственный аудит.
Контроль, осуществляемый государством, и который предусматривает анализ хозяйственных и финансовых служб управляемого субъекта именуется государственным аудитом. В первую очередь анализу и соответствию, нормативным актам подлежат:
- управление финансовых отчетов;
- законность проводимых денежных операций;
- эффективность управленческой деятельности государственных учреждений, которая касается общественных денежных ресурсов.
Государственный аудит предусматривает систематизированный контроль над деятельностью всех структур, которые имеют непосредственное отношение к государственной власти. Отличие проводимого аудита от осуществляемого контроля заключается в том, что аудироание помимо проверки расхода государственных средств имеет возможность еще и оценивать происходящую обстановку в работе учреждения. В данном случае специалистами выдаются соответствующие советы по усовершенствованию деятельности, а также производится общеэкономический мониторинг и анализируются проекты государственной важности.
Полезная информация
Определение слов «контроль» и «аудит» имеют некоторую схожесть, однако синонимами их назвать нельзя. Но бывают исключения, когда эти слова заменяют друг друга по смыслу. Это можно обусловить тем, что формулировка «государственный аудит» не закреплена нормативно правовыми документами.
Несмотря на это в нашей стране аудит все чаще начинает использоваться в правовой концепции, и связывается с контролированием финансовой документации. В большинстве случаев данный контроль осуществляется самостоятельными учреждениями, которые придерживаются Государственного Закона об аудите.
Госаудит в первую очередь работает на увеличение результативности управления общегосударственных средств. К ним обычно относят:
- государственные денежные средства;
- интеллектуальные средства страны;
- природное имущество;
- предметы собственности.
Основным назначением государственного аудирования является обеспечение:
- эффективного и правильного использования ресурсов госбюджета;
- формирования действенной денежной политики;
- подходящего выполнения управленческой деятельности;
- своевременного уведомления госорганов власти и гражданского населения с помощью средств массовой информации, и различного афиширования.
По результатам проведенного аудита должен составляться план комплекса мер индивидуально для каждого обнаруженного недостатка в отдельности. Помимо этого могут выноситься наказания в виде привлечения к дисциплинарной или административной ответственности лиц, которые напрямую либо косвенно виновные в допущении обнаруженных нарушений. Также, безусловно, разрабатываются мероприятия по недопущению в будущем выявленных недостатков.
Согласно мировым стандартам имеется семь вариаций госаудита. Однако важнейшими и применяемыми в Российской Федерации является всего три разновидности, это аудит:
-
денежный. Когда контролирующие учреждения реализовывают свою деятельность на правдивости предоставляемых отчетов и их легитимности;
- соотношения. В данном случае инспектируется выполнение правовых и законодательных нормативов при использовании госбюджетных финансовых средств, а также обнаруживаются нарушения, которые впоследствии могут оказать влияние на конечный результат отчетности связанного с расходом денежных средств;
- результативности. Позволяет удостовериться, что оприходованная финансовая сумма потрачена согласно предназначению, эффективно и экономично.
Остальные четыре варианта проведения аудита можно отнести к виду результативности. Самая главная значимость аудирования заключается в предоставлении информационным службам достоверных данных о работе организаций, которые непосредственно подчиняются государству.
Слово «аудит» встречается в «Бюджетном кодексе Российской Федерации». Однако статья 57 данного кодекса аудит классифицирует как контроль, а статья 168.3 аудирование расшифровывает как проверку. Законное основание на проведение государственного аудита прописано только в «Общегосударственном законе о счетной палате» №41 от 05.03.2013 года.
Необходимо знать, что счетная палата является постоянно действующим высшим органом наружного государственного контроля. Также законодательство вменяет данной структуре обеспечение проведения беспрерывного госаудирования, которое базируется на правдивости и справедливости.
Наравне со счетной палатой, законодательную возможность осуществлять финансовый контроль в стране могут и другие следующие учреждения Российской Федерации:
- центробанк;
- основное контролирующее руководство президента;
- министерство финансов;
- отдел внутреннего госаудирования.
Помимо перечисленных управлений, такой контроль могут выполнять и другие региональные образования.
Аспекты проведения государственных проверок.
Что такое технический аудит и для чего его следует првоодить? Мы расскажем об этом.
Здесь вы прочтете все аспекты проведения кадрового аудита на предприятии.
Для чего проводится строительная экпертиза? Тут мы подробно рассмотрим этот вопрос.
Рабочий проект по госаудиту состоит из следующих этапов:
- проверка. Заключается в детальном исследовании документов задействованных в хозяйственно финансовых операциях. Проверяется их соответствие законодательным нормам, а также ведение бухгалтерской отчетности за конкретно взятый период;
- ревизия. Выражается в проведении комплексных проверок работы учреждений. Особое внимание уделяется правдивому отображению произведенных финансовых процессов в бухгалтерских отчетах;
исследование. Анализируется положение конкретных направлений деятельности объекта, с последующим его оцениванием; - разрешение. Регламентируется как отражение определенного текста на проверенных документальных актах.
Поставленная надпись указывает на соответствие предоставленного пакета документов бюджетным нормативно правовым актам. В случае если документы не прошли проверку по разным причинам, то на них проставляется надпись «не действителен», либо не отображается никакая информация.
Конечные результаты вышеперечисленных этапов проведения госаудирования оформляются предписывающим документом, который составляется на специально разработанном бланке. После чего выносится положительное или отрицательное резюме.
Государственные проверки могут быть следующих видов:
- казенные. Производятся согласно местонахождению государственного контроля капиталов бухгалтерской отчетности, а также других предоставленных по требованию материалов;
- выездные. Выполняются госорганами путем выезда непосредственно к проверяющему объекту. Проверка начинается с основных документов и в случае обнаруженных изъянов все факты фиксируются на месте;
- ответные. Осуществляются в дозволенных законом границах казенных и выездных видов проверок. И предназначаются для формирования или доказательства данных о проверке конкретного объекта.
Все виды осуществляемых госпроверок обязаны подтверждаться соответствующими предписывающими документами и актами, которые составляются во время проведения проверки.
Ответственность за допущенные нарушения
При выявлении различного рода нарушений при осуществлении государственного аудита, органы, проводившие данную проверку, имеют полное право привлечь к дисциплинарной или административной ответственности виновных лиц. В данном случае дисциплинарная ответственность выражается в отстранении от занимаемой должности или прекращении выполнения своих должностных обязанностей на определенный срок.
Административное взыскание может оформляться как в виде штрафа, так и в виде лишения различных существующих надбавок. При этом размер финансового наказания напрямую зависит от количества, и вида выявленных недостатков.