Понятие и учет коммерческих расходов
Организация любого вида бизнеса предполагает получение прибыли, а для этого требуется реализация продукции или услуг. Но чтобы реализовать товары и услуги, необходимы затраты, именно эти расходы называются коммерческими. Их основное назначение — донести до потребителя как необходимую информацию, так и сами товары, получая при этом прибыль.
Что входит в понятие
Коммерческие расходы, как и расходы на управление, относятся к непроизводственным, то есть к тем, которые не связаны напрямую с процессом производства. Четкого разграничения этих видов нет. Определять, какие расходы отнести к коммерческим, а какие к управленческим имеет право само предприятие. А принятое разграничение указывается в учетной политике.
Чаще всего к управленческим издержкам относят расходы:
- на аренду и содержание офисных помещений;
- оплату труда работников административного персонала;
- содержание и амортизацию офисной техники;
- обеспечение коммуникацией;
- оплату коммунальных услуг;
- оплату охранных служб.
Для выполнения основной своей задачи к коммерческим расходам относятся все виды затрат на:
- Подготовку продукции к реализации: упаковку, хранение в складских помещениях.
- Транспортировку: погрузку, разгрузку, перевозку до мест реализации.
- Организацию реализации: аренду торговых помещений, оплату труда продавцов.
- Рекламу: использование всех видов рекламы, проведение рекламных компаний.
- Комиссионные вознаграждения для организаций — посредников в торговле.
- Представительские расходы.
- Расходы на маркетинговые исследования.
Для предприятий, занимающихся сельским хозяйством, в категорию коммерческих расходов включены:
- Затраты на содержание пунктов по заготовке и закупке сельхозпродукции.
- Объекты по разведению и содержанию скота и птицы.
Учет и списание
В бухгалтерской отчетности коммерческие расходы зачисляются по дебету на счет 44 «Расходы на продажу». С него ежемесячно они могут списываться двумя способами:
- Полностью на счет 90 проводкой Дб 90 Кт 44.
- Частично на счет 90, при этом необходимо произвести распределение:
- расходов на упаковку и транспортных между видами продукции, которая уже реализована (на производстве);
- расходы на транспорт между уже реализованным товаром и непроданным, хранящимся на складе(на торговых предприятиях);
- на заготовку сельхозпродукции (на сельхозпредприятиях).
Предприятие самостоятельно выбирает способ списания, и он должен быть отражен в учетной политике.
Если предприятием используется распределение коммерческих расходов, то в конце отчетного периода на счете 44 может образоваться остаток. Он отображается в бухгалтерском балансе в строке 1210. В отчете о финансовых результатах итоговые цифры коммерческих расходов указываются в строчке 2210.
Оптимизация
Коммерческие расходы — неотъемлемая часть бизнеса. Детальный анализ этой расходной статьи способен оказывать влияние на такие аспекты деятельности предприятия, как:
- Поиск возможностей повышения эффективности производства.
- Выявление недостатков в организации управления путем анализа динамики суммы затрат на коммерческие расходы.
- Выработку обоснованной цены продукции.
- Поиск и внедрение новых видов продукции либо снятие с производства нерентабельных на основе маркетинговых исследований.
Для достижения успеха важен не размер расходов, а их правильное распределение и использование. Для их оптимизации стоит придерживаться нескольких правил:
- Уменьшение расходов не является главной целью эффективного управления.
- На каждую единицу расходов должен приходиться максимальный эффект.
- Завышенные расходы могут быть результатом не только активного действия, но и бездействия.
- Чтобы добиться снижения затрат, необходимо вложиться в это средствами и умением.
- Когда дело касается повышения эффективности работы, не надо экономить на затратах.
- Вопрос оптимизации коммерческих затрат должен всегда быть на повестке дня.
Бюджетирование
Если говорить об оптимизации, то необходимо сказать и о составлении бюджета коммерческих расходов. Поскольку именно правильно выбранная стратегия использования затрат позволит управлять эффективностью продаж. Понятно, что оценкой эффективности будет служить увеличение или уменьшение прибыли.
Бюджетирование коммерческих расходов предполагает наличие четких маркетинговых планов, ориентированных на продвижение продукции с учетом ее вида, канала сбыта, региона реализации и т.п. Составление бюджета коммерческих расходов выполняется при готовом бюджете продаж, поскольку эти два вида взаимосвязаны.Важность правильного бюджетирования в части коммерческих расходов состоит в том, что такие затраты направлены на исполнения бюджета продаж, определяя основную политику организации. Особенно в части маркетинговых исследований, рекламы.
Поэтому при делении коммерческих расходов на условно постоянные и условно переменные, к переменным относят затраты на транспорт и оплату сбытовиков. Расходы, связанные с организацией реализации продукции, входят в категорию постоянных. Они будут расти при росте продаж, и цель бюджетирования обеспечить более быстрый рост продаж относительно повышения коммерческих расходов.