Как рассчитать рентабельность предприятия по всем правилам?
Любое предприятие, даже самое маленькое, обязательно рассчитывает свою рентабельность – это один из главных показателей эффективности работы. Давайте подробнее рассмотрим, как правильно проводить расчеты и что позволит повысить этот показатель.
Что такое рентабельность простыми словами?
Рентабельность является экономическим показателем эффективности. Другими словами, он показывает, насколько бизнес прибыльный. Данный показатель должен рассчитываться в процентах и для его получения достаточно просто разделить сумму прибыли на сумму затраченных активов. Важно отметить, что такие понятия как рентабельность и прибыль тесно взаимосвязаны между собой – например, если фирма получает прибыль при продаже услуг или товаров, она рентабельна и наоборот.
Чтобы оценить прибыльность бизнеса, нужно учитывать все показатели – как относительные, так и абстрактные:
- Абсолютные помогут определить, как развивалось предприятие по каждому году, оценить его прибыль. Чтобы получить более достоверные данные, также следует учитывать и уровень инфляции для расчетного периода.
- Но относительные показатели являются более достоверными для расчетов, поскольку показывают соотношение между доходами компаниями и вложенными в нее средствами. Именно относительные показатели называют уровнем рентабельности. При этом отслеживать за данным показателем следует в течение всего срока работы компании. К примеру, в случае роста следует отметить работу сотрудников компании, администрации, а вот если этот показатель падает, то политику компании и ведение дел желательно пересмотреть.
При этом рентабельность, в отличие от прибыли и доходов, можно использовать для сравнения разных компаний, их деятельности, успешности. Кроме того, у показателя рентабельности есть и другие области применения:
- Помогает оценить успешность фирмы
- Изучив полученные результаты можно быстро понять, насколько хорошо идут дела у компании.
Финансовое планирование
Получив результат, руководство компании сможет выстроить дальнейшую стратегию компании. Так, если уровень рентабельности падает, следует улучшить работы компании, повысить уровень продаж – делать все возможное для улучшения дел компании. Не следует проводить в этот период никаких рискованных сделок или любых других действий, которые могут навредить вашей фирме. А вот если по результатам обнаружили, что рентабельность высока, можно спокойно вкладывать в какие-либо иные проекты, которые могут принести прибыль.
Повышение уровня эффективности
Рассчитав рентабельность, руководство компании может оценить, где в фирме наблюдаются проблемы, какие сферы следует улучшить, а какие хорошо работают.
Инвестиционная привлекательность
Конкурентоспособность
По результатам оценки рентабельности можно сказать, оправдана ли конкуренция с другой компанией, по каким областям ваша фирма ее опережает, а где – проигрывает.
Совершение сделок
Если вы собираетесь продавать фирму, сначала нужно оценить ее стоимость. Данный показатель тесно связан с показателем рентабельности.
Как рассчитать рентабельность предприятия?
Если говорить простым языком, то рассчитать рентабельность довольно просто: нужно взять чистую прибыль организации за определённый срок (год, несколько лет) и разделить ее на сумму всех имеющихся за этот же период расходов. Чтобы высчитать рентабельность в процентах, следует умножить полученное число на 100 %.
Проведя расчеты, можно оценить степень эффективности распределения всех средств компании (оборотных, имущественных и т.д.). Главная цель данного показателя – в цифровом выражении увидеть прибыль, которая была затрачена компанией на каждый рубль расходов.
В бухгалтерском учете расчет рентабельности проходить по следующей формуле: Р = БП : СА * 100 %, где:
- Р – рентабельность;
- БП это балансовая прибыль компании. Она равна выручка за определенный период минус себестоимость продукции, всех управленческих и организационных расходов (без вычета налогов).
- СА является суммарной стоимостью всех активов (производственные фонды, активы).
Согласитесь, рассчитать рентабельность очень просто. Правда, полученная в данном виде информация не дает полной картины положения дел. Чтобы получить более точную информацию по каждой отрасли, нужно рассчитывать рентабельность индивидуально. Давайте узнаем, как это сделать правильно.
Определяем рентабельность производства – один из главных показателей эффективности
Рентабельность производства – один из самых ярких показателей всей детальности компании. На основе этого показателя стоится анализ состояния всех производственных процессов, принимаются решение об изменении курса работы компании. В случае, если данный показатель не слишком высок, стоит выработать комплекс мероприятий для повышения уровня рентабельности. К примеру, многие организации прибегают к снижению себестоимости товара, более рациональному расходованию ресурсов и т.д.
Давайте рассчитаем рентабельность производства. Сначала определяем балансовую прибыль, используя данные бухучета. Для этого нам нужно узнать среднегодовую сумму основных фондов (сюда включены материальные активы, амортизация которых влияет на формирование себестоимости товара). Для этого нужно:
- Сложить стоимость всех фондов на начало месяца.
- Сложить стоимость фондов на начало года и его конец, разделить полученное число на два.
- Полученные результаты разделить на 12 (кол-во месяцев в отчетном периоде).
Чтобы рассчитать рентабельность производства, используем формулу: Рпр = БП : (ОФ+ОС), где:
- Рпр – рентабельность.
- БП – балансовая прибыль.
- ОФ – основные фонды.
- ОС – оборотные средства.
В некоторых случаях рассчитать данный показатель бывает сложно, однако с его помощью можно получить наглядное представление о том, какую прибыль получает организация с каждого израсходованного рубля.
Что такое обязательный аудит и какие критерии проверок бывают? Читайте подробнее в нашем материале.
Здесь вы подробно ознакомитесь с таким понятием, как точка безубыточности и научитесь ее находить.
Какие на предприятии бывают графики работы и как их составить? Ознакомьтесь с этой статье.
Как хорошо работает капитал – рассчитываем рентабельность активов
При расчете рентабельности нужно обязательно оценить активы компании. Если этот показатель находится на низком уровне, это скажет о том, что капитал компании не работает, нет прибыли, из-за чего активы с течением времени начнут уменьшаться. Однако и слишком высокий уровень рентабельности активов не говорит о хорошем: в этом случае часть капитала для его сохранности лучше перевести в стабилизационный фонд.
При этом очень важно следить за тем, какую отдачу производит единица вложенного капитала. Для этого приведем следующие расчеты:
- Сначала определяем, какое количество товара было продано за определенный срок. Для этого нужно получить в бухгалтерии всю информацию по оплате или объему отгрузок.
- Рассчитываем себестоимость.
- Проводим расчет операционных расходов.
- Вычисляем сумму налогов.
- После этого складываем все налоговые платежи, издержки, себестоимость и вычитаем полученные цифры из объема проданного товара. Это позволит нам узнать чистую прибыль предприятия.
- Определяем величину всех активов, куда обязательно включаем и собственный капитал и все обязательна компании.
- Осталось просто разделить пятый пункт на шестой и умножить полученные данные на 100 % — вот вам и величина рентабельности активов.
На что влияет рентабельность продаж и как рассчитать данный показатель?
Если капитал компании работает хорошо, как и активы, производство работает эффективно, но при этом рентабельность предприятия все равно оставляет желать лучшего, возможно проблемы вызваны плохими продажами услуги и товаров. Чтобы понять, здесь ли ошибка, необходимо точно рассчитать рентабельность продаж.
Инструкция будет следующей:
- Сначала нужно определить срок, за который мы будем узнавать этот показатель. Это может быт год, полгода, квартал или даже месяц.
- Определяем общую выручку от продажи продукции. Нужно случить сумму всех доходов за реализацию за нужный срок.
- Из бухгалтерии берем документы о чистой прибыли компании за это время.
- Рассчитываем рентабельность: сумма чистой прибыли, разделенная на выручку от реализации.
Получив данные, просто сравните его с другим временным промежутком – это позволит показать динамику продаж. При этом не факт, что увеличение прибыли в денежном выражении будет показывать положительную динамику продаж – здесь все будет зависеть от относительного показателя (соотношение выручки и прибыли), которое покажет, растет ли рентабельность или понижается.
Если показатель снижается, это говорит о необходимости оптимизации бизнеса. К примеру, надо более детально проанализировать реализацию определенной группы товаров, времени продаж и т.д. Возможно, нужно немного изменись ассортимент продукции или улучшить клиентскую базу.
Правда, стоит отметить, что понижение этого показателя далеко не всегда связано с плохой работой маркетологов или торговых точек. Нередко на рентабельностью продаж влияют и внешние факторы. Например, экономическая ситуация в стране и т.д. потому так важно, чтобы в организации работал профессиональный экономист, который не только сможет провести все расчёты, но и будет уметь прогнозировать изменения, чтобы вовремя реагировать на них.
Какие факторы оказывают влияние на эти показатели?
Мы уже рассказали, как рассчитать эти показатели и насколько важно отслеживать динамику их изменений. Но не следует забывать, что на рентабельность влияют и внешние, и внутренние факторы, потому так важно создать благоприятную «обстановку» для повышения всех показателей.
К внешним факторам принято относить стоимость материалов, оборудования – от этого зависит и себестоимость выпускаемого товара. К внутренним:
- Производительность.
- Расходы на производство.
- Расходы на оплату труда сотрудников компании.
- Налоги.
- Объём производимого товара и количеству продаж.
При этом эффективность производства также зависит от внутренней оптимизации. Например, увеличив цену на товар и снизив его себестоимость, можно получить больше прибыли, а значит, растет и рентабельность. Можно автоматизировать работу некоторых отделов, что позволит также снизить издержки на оплату труда специалистов, кроме того, современная техника минимизирует получение брака.
А вот если уровень рентабельности оказался низким, без изменения работы предприятия не обойтись. Сюда стоит отнести такие шаги, как:
- Пересмотр ассортимента выпускаемой продукции на основе изучения спроса.
- Снижение себестоимости товара.
- Ускорение товарооборота.
- Повышение качества продукции, что позволит повысить конкурентоспособностью.
- Расширение сбыта продаж, поиск новых покупателей.
- Повышение профессионализма сотрудников для улучшения производительности труда.
Одновременно с выше перечисленными мероприятиями нужно снизить влияния всевозможных негативных факторов, к которым относят простои, получение бракованного товара, уменьшение спроса. Также стоит улучшить маркетинговую политику компании, привлекать к продажам профессионалов.