Промоушен: как зарабатывать и что для этого нужно
Если вы начинаете свою трудовую деятельность и ищите подработку, то наверняка уже видели вакансии из сферы рекламы. Продвижение товаров зависит от работы многих специалистов, но в этой статье будет обсуждаться промоутер: кто это и что он делает.
Изобилие продукции и услуг заставляет компании бороться за клиентов. Но не так просто склонить к покупке человека, избалованного широким ассортиментом. Для привлечения внимания потребителей необходимо применять определенные ухищрения. Эти задачи и выполняет сотрудник, занимающийся промоушеном. Далее мы подробно разберём данный вид заработка: изучим область применения навыков, варианты работ, способы обучения и перспективы развития.
Что такое промоушен
Само слово «promotion» имеет английское происхождение и буквально означает «продвижение» или «стимулирование сбыта». Оба значения подразумевают активные действия, направленные на увеличение оборота продаж, укрепление позиций на рынке, усиление конкурентоспособности и рост прибыли организации.
Промоушен направлен на улучшение всех составляющих конечного продукта:
- идея и цель создания товара (основная мысль — сделать жизнь людей лучше);
- качественное сырьё;
- производственный процесс, соответствующий требованиям проверяющих органов;
- удобная упаковка;
- привлекательный внешний вид;
- выполнение основных функций;
- широкое распространение и доступность;
- индивидуальные свойства должны быть на высшем уровне;
- безопасность;
- приемлемая цена.
Всесторонняя проработка базовых и персональных признаков нужна для того, чтобы впоследствии можно было выгодно раскрыть каждое из преимуществ. Любая из характеристик может стать основой для отдельной рекламной кампании.
Промоушен включает в себя целый комплекс мероприятий, целью которых является донесение информации о продукции до конечного потребителя. При этом важно как можно ближе познакомить покупателя с товаром. Так человек сможет лучше оценить все его положительные свойства и преимущества. В этом случае вероятность приобретения продукции повышается в несколько раз. Практика показывает, что уровень продаж на этапе продвижения во многом зависит от усилий маркетологов, организаторов и промоутеров.
Примечание. Большинство людей считают, что знают, чем занимается промоутер, а именно — раздаёт листовки в общественных местах. На самом деле данный вид рекламы – это лишь один из множества видов стимулирования продаж. Полноценный промоушен вовсе не ограничивается лишь бумажными носителями информации. Это полноценная программа, состоящая из различных форм продвижения.
Способы презентации товара
Промоушен включает в себя множество методов, с помощью которых любая компания может заявить о себе. Все они сформированы в три группы:
- ATL (верхний промо-уровень). Сюда входят стандартные типы рекламы через СМИ: радио, телевидение, печатные издания.
- MLP (средняя линия). На этом уровне происходит продвижение продукции среди сотрудников с помощью всевозможных поощрений и личной выгоды.
- BLP (нижняя ступень промоушена). Именно здесь происходит непосредственное знакомство товара с покупателем. Стимуляция сбыта происходит на данном этапе в виде проведения различных акций.
Примечание. Реклама на радио и телевидении является самой дорогостоящей. Поэтому готовить материал для презентации продукта нужно особенно тщательно. Если же промоутеры халатно отнесутся к задаче и представят общественности заурядный текст или видеоролик, то средства можно считать потраченными бесцельно. Практических результатов такая реклама не принесёт.
Последний нижний уровень мы рассмотрим более масштабно. Данная группа содержит большое количество вариантов продвижения, каждый из которых интересен и эффективен по-своему:
- Дегустация. Используется для стимулирования сбыта пищевой продукции. По средним и крупным супермаркетам, а также торговым центрам расставляются сотрудники. Самыми лучшими местами для рекламы являются вход в магазин или точка рядом с аналогичным товаром. Если у компании есть свой бренд или уникальный образ, то промоутеры наряжаются в соответствующие тематические костюмы. Их задача – регулярно произносить слоган продукта, зазывать народ и вежливо предлагать им попробовать рекламируемую еду. Так потенциальный потребитель может объективно оценить товар, чего нельзя сказать, например, о рекламе по телевизору.
- Пробники. Аналог дегустации для продукции с долгим сроком годности. Маленькие пакетики с кремом в журналах или штучные конвертики с чаем приятно получить и опробовать в спокойной домашней обстановке. И чем больше тестовая упаковка, тем быстрее потребитель привыкнет к продукту. В вопросе стимулирования сбыта главное – не жалеть вложений на начальных этапах рекламы. При должной щедрости в дальнейшем все расходы окупятся многократно.
- Скидки и акции. Хороший способ увеличения продаж. Потребитель, не желающий покупать товар по обычной цене, скорее всего должным образом среагирует на заниженную цену и купит его на выгодных для себя условиях. Есть много видов скидок: два товара по цене одного, снижение стоимости на 20-50%, подарок к покупке, скидка на следующую покупку, вручение скидочной или накопительной карты, участие в розыгрыше автомобиля или туристической поездки, кэшбек (частичный возврат суммы за покупку) и многие другие. Такой подход всегда очень положительно сказывается на показателях сбыта и увеличении товарооборота в целом. Но не все организации готовы пойти на подобные меры, поскольку не желают задабривать потенциальных клиентов за свой счёт.
- Листовки и флайеры. Один из самых дешёвых способов рекламы, но он же является самым неэффективным. Больше 70% людей, получивших рекламный листок на улице или обнаруживших его в почтовом ящике, выбрасывают «бесполезную мускулатуру» в ближайшую урну. Ещё 20% выкинут флайер в течение суток. Оставшиеся 10% будут держать рекламку у себя. Но лишь 3-5% из них действительно решат воспользоваться предложением.
- Развлекательные мероприятия. Важно, чтобы они проводились под эгидой продвигаемого продукта. Иначе организованный праздник станет для будущих покупателей просто веселым бесплатным зрелищем. «Красной нитью» среди песен, танцев и конкурсов должны проходить информация о продукте и указание на его положительные качества. Обязательным должен быть и призыв к приобретению товара.
- Благотворительные акции. Это форма рекламы на перспективу развития и ожидание хороших продаж в дальнейшем. Важно проводить промоушен максимально честно и прозрачно для покупателей. Смысл данного мероприятия состоит в том, чтобы продавать товары не для собственной выручки, а для помощи нуждающимся. Как правило, это детские дома или фонды помощи тяжелобольным пациентам. Организовав данную акцию, компания обеспечивает себе положительную репутацию благодаря гуманности и заботе о других. Кроме того, происходит реализация товара, а значит, покупатель познакомится с продукцией. Очень желательно впоследствии отчитаться перед участниками акции, разместив на своём сайте отчетную информацию о передаче средств в соответствующие инстанции.
Как начать зарабатывать
Промоутер может быть как штатным, так и сторонним сотрудником для организации. Крупные холдинги имеют в своём составе специально созданный PR-отдел, который занимается продвижением продукции и её рекламированием. Компании меньшего размера и статуса чаще всего некомпетентны в вопросах стимулирования сбыта, поэтому вынуждены нанимать маркетологов извне.
Если вы хотите попробовать себя в роли промоутера и впоследствии построить карьеру маркетолога, PR-менеджера или специалиста по рекламе, то начните изучать данную сферу деятельности с самых азов. Это позволит охватить информацию в полном объеме и усвоить все нюансы работы.
Откликнитесь на понравившееся объявление с вакансией промоутера и начните продвигать продукт организации. Раздача листовок, промо-акции в магазинах или участие в весёлом мероприятии – выберите то, что вам больше подходит. Или же попробуйте себя в разных ипостасях, так вы быстрее освоите суть работы и получите большой опыт.
Работа промоутером требует соблюдения определенных правил, от которых зависит успех в продвижении товара:
- Доброжелательность. Общительность, хорошее настроение, приятный голос и, конечно, улыбка способны в первые секунды расположить к себе человека. Здесь и сейчас, в этом магазине, вы являетесь единственным представителем рекламируемой продукции, а значит ваше поведение формирует репутацию целой компании. От вас зависит прибыль организации и перспективы её развития.
- Приятный внешний вид. Вы должны выглядеть опрятно: чистая одежда и обувь, аккуратная прическа также влияют на общее впечатление.
- Активность. Цель промоутера – обратить внимание сначала на себя, а потом на рекламируемый товар. Если вы будете тихо стоять в сторонке, то вас просто никто не заметит, а значит, не подойдет и не попробует продукцию. В результате средства компании, вложенные в промо-акцию, будут потрачены впустую. Поэтому говорите громче и чётче, демонстрируйте товар, говорите о его преимуществах и вежливо склоняйте людей к покупке.
Если вы будете старательно трудиться и хорошо себя покажете в деле, то сможете увеличить свои шансы на следующий заказ или подработку. Энергичные промоутеры требуются многим компаниям. С течением времени будет нарабатываться опыт и появятся положительные отзывы.
Как стать профессионалом и где обучиться
Чаще всего промоутерами и распространителями листовок подрабатывают студенты. Гибкий график и простота задачи привлекают молодежь на короткое время. Никто не задерживается здесь надолго, считая подобную работу несерьёзной, неперспективной и низкооплачиваемой. Так может показаться на начальном этапе. Большинство людей даже не догадываются о возможностях развития.
Но при амбициозных устремлениях и упорном труде вполне реальны повышения зарплаты и карьерный рост. Обучившись продвижению на первом этапе, можно претендовать на более ответственные должности. Человек, разбирающийся в побуждении к покупке, будет способен выполнить работу по организации данных мероприятий. Любая промо-акция требует предварительной подготовки, начиная с анализа рынка и заканчивая транспортировкой инвентаря.
На этом развитие в сфере PR и продвижения не заканчивается. Вы можете наработать колоссальный опыт для руководства проектами или целым подразделением в своей компании. Ускорить продвижение по карьерной лестнице поможет дополнительное обучение. Сегодня существует большой выбор образовательных услуг.
Освоить дисциплину со всех сторон можно в университете или другом ВУЗе, выбрав специальность маркетолога или PR-менеджера. Профессиональные курсы и тренинги пользуются популярностью в Инстаграме, ВКонтакте, Фейсбуке и YouTube. Гуру бизнеса и коучи предоставят вам информацию о продвижении «из первых рук». Вы можете выбрать обучение по нескольким направлениям: продвижение в социальных сетях, конкурентная ориентированность, автоматизация бизнеса, создание своей компании, интернет-маркетинг и многое другое.
Курсы-онлайн имеют несколько преимуществ:
- меньшая продолжительность обучения (2-3 месяца);
- интенсивность занятий;
- четкая направленность;
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- много практической информации;
- проверенные методики и технологии развития;
- изучение современных тенденций в PR-сфере;
- приемлемая цена (4000-10 000 рублей).
Используя теоретические знания, практический опыт и ориентирование в переменчивых условиях рынка у вас появится больше шансов добиться успеха в промоушене.